"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант
Вопрос
Автор:
Николаева Вера Александровна - заместитель управляющего Отделением Пенсионного Фонда России по Калининградской области
Ответственность страхователей, предусмотренная Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Лучший ответ:
Главный бухгалтер ООО ДГС Евразия Руденко Валерий Петрович:
Начнем с уточнения терминологии. Что же такое «ответственность»? Толковый словарь Ожегова определяет «ответственность» как «необходимость, обязанность отдавать отчет в своих действиях». Поэтому, как мне кажется, «ответственность» и «применение штрафных санкций» не являются идентичными понятиями и название статьи 27 Закона №167-ФЗ не совсем корректно. Будем оперировать терминами «штраф», как денежное взыскание в наказание, и «пеня», как штраф за невыполнение в срок установленных законом обязательств.
Статья 27 вышеуказанного Закона предусматривает взыскание штрафа за:
- нарушение страхователем срока регистрации в органе Пенсионного фонда,
- неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов,
- неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение необходимых сведений в соответствии с Законом.
Исходя из полученного задания, мы рассмотрим только взыскание штрафа за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Пункт 2 статьи 27 Закона предусматривает взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов из-за занижения базы или иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий, 40% - при совершении нарушения умышленно.
Какие же могут быть причины подобного правонарушения:
Простая арифметическая ошибка.
Неграмотность исполнителя (незнание ставок и порядка исчисления).
Недобросовестность страхователя.
Действия третьих лиц.
Последствия, возникшие при иных нарушениях и ситуациях.
Рассмотрим по порядку.
1) Наличие ошибки формально содержит состав нарушения, поскольку приводит к деянию, предусмотренному п.2 ст.27. Если страхователь самостоятельно обнаружил и устранил ошибку, то к нему могут быть применены санкции в виде пени за просрочку уплаты страховых взносов. Штрафы Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 января 2007 года № А65-18213\2006-СА1-23 рекомендовано не применять, так как в подобных случаях отсутствует вина страхователя, а формальный подход к наложению штрафа недопустим.
2) Неграмотность, а равно – незнание законов, не освобождают от ответственности. Думаю, что в этом случае смягчающих обстоятельств для наложения штрафа нет. К сожалению, необразованность и безответственность последние годы приняла удручающие размеры. И тогда взыскание штрафа не только оправдано, но и просто необходимо с воспитательной точки зрения. Если перефразировать известную поговорку, то «знание закона позволяет не нарушать закон и нести ответственность». Уплатив штраф, руководитель задумается над кадровым вопросом, ведь как известно «кадры решают все». Работник же должен задуматься о своем соответствии занимаемой должности и выборе профессии.
3) Недобросовестность, то есть умышленное совершение правонарушения. Именно для этого случая п.2 ст. 27 Закона 167-ФЗ предусмотрен удвоенный размер штрафа – 40% от неуплаченных сумм. В отдельных случаях существует сложность в доказывании именно умышленного характера нарушения. Страхователь всегда будет ссылаться на техническую ошибку. Поэтому должностным лицам, выносящим решение о привлечении страхователя к взысканию штрафа в удвоенном размере, необходимо позаботиться о том, чтобы вся доказательная база была надлежащим образом подобрана и документально оформлена, чтобы в последствии при рассмотрении в суде была достаточная аргументация. В отдельных случаях, рассматриваемых ниже, такой подход не требуется, так как само правонарушение говорит о его умышленном характере.
стр.2
Так, выплата «неофициальной» заработной платы, доказанная проверяющими из налоговой инспекции, приводит к занижению налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов и к взысканию штрафов (Постановление ФАС Уральского округа от 14,11,2007 года №Ф09-9350\07-С2). Также возможно привлечение должностных лиц к уголовной ответственности по ст. 199 Уголовного кодекса РФ.
4) Какие же действия третьих лиц могут привести к неуплате (неполной уплате) страховых взносов в ПФР?
- неисполнение банком поручения на перечисление страховых взносов. В настоящее время при массовом отзыве лицензий у несостоятельных банков такая ситуация – не редкость. И хотя прямой вины страхователя нет, но и от обязанности платить взносы его никто не освобождает (Закон не оговаривает этот вариант). Надо искать альтернативные способы уплаты. Арбитражный суд, в зависимости от ситуации может освободить страхователя от штрафа, поскольку прямой вины нет, так и отказать.
- приостановление инспекцией Федеральной налоговой службой операций по счету в банке. В этом случае страхователь не освобождается от взыскания штрафа, поскольку в соответствии с абз.2 п.1 ст.76 Налогового кодекса РФ с 1 января 2009 года приостановление операция по счету не распространяется на операции по перечислению страховых взносов. А значит задолженность возникла по другим причинам.
- иные причины (отключение электроэнергии, поломка компьютера, болезнь бухгалтера, утеря печати, окончание срока действия карточки с образцами подписей и печати и т.д.) не могут рассматриваться как причины, освобождающие от взыскания штрафа.
5) Последствия других правонарушений и прочие ситуации.
- хозяйственная деятельность юридического лица без регистрации в органах Пенсионного фонда РФ. Само правонарушение влечет за собой взыскание штрафа по п.1 ст.27 Закона 167-ФЗ. И хотя в соответствии с п.3,1 ст.11 Закона 129-ФЗ от 08,08,2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 01,01,2004 года сведения в органы Пенсионного фонда для регистрации направляет не страхователь, а регистрирующий орган, ответственность за несвоевременную регистрацию (отсутствие регистрации) лежит на страхователе из-за того, что в ст.27 Закона 167-ФЗ не были внесены изменения. Имеется судебный прецедент, когда арбитражный суд вынес решение в пользу ПФ РФ и отказал в удовлетворении иска страхователя после 1 января 2004 года. Не имея регистрационного свидетельства, страхователь не уплачивает страховые взносы с выплачиваемой заработной платы и подлежит наказанию.
- индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в ПФ РФ как плательщик страховых взносов в виде фиксированного платежа, при использовании наемных работников не зарегистрировался по второму основанию и, соответственно, без регистрационного номера не может правильно уплачивать страховые взносы даже при их фактическом перечислении, так как они будут числиться на невыясненных поступлениях и не будут считаться уплаченными.
- индивидуальный предприниматель, не ведущий хозяйственную деятельность, работающий у другого работодателя, не аннулировавший регистрацию не уплачивает фиксированный платеж считая, что отсутствие деятельности не обязывает перечисление страховых взносов в ПФ РФ.
- выход индивидуального предпринимателя на пенсию. В этом случае неуплата страховых взносов также будет считаться правонарушением с применением ст.27 Закона 167-ФЗ.
Иногда может возникнуть вопрос: «А причем здесь занижение базы?». Дело в том, что неуплата может рассматриваться как занижение базы до нуля. И тогда применение штрафа вполне логично.
Взыскание штрафа по любой причине или даже неприменение штрафа не освобождает страхователя от уплаты пени за несвоевременную уплату страховых взносов. Она рассчитывается в размере одной трехсотой части ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый
стр.3
день просрочки. Своевременная добровольная уплата пени может рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство.
А теперь рассмотрим, каким образом появляются эти штрафы и пени.
Как известно, в соответствии со ст. 9 Закона 118-ФЗ от 5,08,2000 года контроль за исчислением и уплатой взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (а к таким относятся страховые пенсионные взносы) возложен на налоговые инспекции. Но п.1 ст.25 Федерального закона 167-ФЗ дает право налоговым службам только функции контроля. Применять санкции в отношении страхователей они не могут. При обнаружении правонарушения у страхователя налоговый орган должен передать сведения и подтверждающие документы в орган Пенсионного фонда для принятия решения.
Хотелось бы заметить, что хотя инспекторам Пенсионного фонда разрешено проводить выездные проверки, Методические рекомендации по организации и проведению проверок, утвержденные Постановлением Правления ПФР №11п от 30,01,2002 года, не дают права им проверять полноту и своевременность уплаты страховых взносов. Это остается прерогативой налоговиков.
На основании полученных сведений из налоговой инспекции территориальный орган Пенсионного фонда составляет Акт об обнаружении правонарушения. Второй экземпляр Акта вручается страхователю или представителю под расписку. Если страхователь не явился или отказался получать акт, он может быть выслан по почте заказным письмом. Датой вручения будет считаться шестой рабочий день со дня отправки. В Акте обязательно указывается время и место рассмотрения Акта. В течение 10 рабочих со дня получения страхователь может представить письменные возражения по выводам Акта. При неявке страхователя руководитель органа ПФ РФ может рассмотреть Акт в отсутствие страхователя и вынести решение, вступающее в силу с момента вынесения. На основании решения страхователю направляется требование об уплате штрафа. Кроме того, на должностных лиц может быть составлен протокол об административном нарушении за нарушение ст.5,27 Кодекса об административном нарушении.
Требование об уплате штрафа должно быть исполнено в течение 10 календарных дней. В противном случае применяются положения ст.25 и 25,1 Закона 167-ФЗ о принудительном взыскании штрафа и пени в порядке, предусмотренном Законом 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае, когда сумма штрафа, пени и недоимки превышает 50 тысяч рублей, взыскание производится только через суд.
Очень важным представляется соблюдение кроме процедуры проверок и принятия решения соблюдение сроков. Так, требование об уплате штрафа может быть направлено страхователю не позднее 3 месяцев с момента составления акта, срок исковой давности по взысканию штрафов через суд составляет 6 месяцев после истечения срока исполнительного требования. Общий срок для производства по делу может составлять не более 9 месяцев 10 дней со дня обнаружения нарушения.
При обращении в суд страхователю надо учитывать, что налоговые органы не вправе привлекать к ответственности страхователя ни по Закону 167-ФЗ, ни по Налоговому кодексу, поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом, в состав единого социального налога не входят и поэтому применение положений НК РФ в отношении их неуплаты недопустимо. Если налоговый орган допустить такую оплошность, страхователь должен самостоятельно погасить недоимку по взносам и подавать иск в арбитражный суд. Судебная практика однозначно подтверждает ошибочность применения ст.122 Налогового кодекса при обнаружении неуплаты страховых взносов, суды становятся на сторону страхователей.
P.S. К величайшему сожалению, вопрос ограничен только п.2 ст.27. По остальным пунктам можно очень много интересного написать.