По страницам журнала "Главная книга"

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

По страницам журнала "Главная книга"
22 июля 2024

ВОССТАНОВЛЕНИЕ АВАНСОВОГО НДС У ПОКУПАТЕЛЯ: ИЗМЕНЕНИЯ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ

Л.А. Елина, ведущий эксперт

В апреле мы разобрали проблемы покупателей, когда оплаченный авансом товар отгружен поставщиком в одном квартале, а принят на учет покупателем в другом квартале (см. ГК, 2024, N 9, с. 41). Проблемы были, если восстанавливался авансовый НДС в периоде, когда заявлялся вычет НДС по полученным товарам. Лишь в рамках обжалования решений инспекций удавалось добиться признания правомерности такого подхода. Но все меняется, в том числе и мнение ведомств.

В мае во всеобщем доступе появились два свежих Письма: одно - Минфина (датировано последним днем февраля), а второе - ФНС (датировано третьей декадой мая) <1>.

Смысл этих Писем такой. ФНС и Минфин наконец-то официально согласовали позицию относительно периода, в котором покупатель должен восстановить авансовый НДС после того, как получил товары от поставщика. Итак, восстановить авансовый НДС покупателю надо <2>:

• или в квартале, в котором суммы НДС по приобретенным товарам подлежат вычету в порядке, установленном гл. 21 НК РФ. То есть после принятия товаров на учет при наличии счетов-фактур и первичных документов;

• или в квартале, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты).

Причем в Письмах прямо указано, что обязанность покупателя восстановить НДС с предоплаты возникает в период принятия предоплаченного товара на учет и не зависит от того, когда продавец отгрузил этот товар. И не имеет значения, когда у продавца возникает право на вычет сумм НДС, исчисленного им с полученного аванса. То есть проверяющие больше не должны отслеживать НДС-зеркальность: "вычет авансового НДС у продавца" - "восстановление авансового НДС у покупателя".

Это логично и справедливо. Теперь пока у покупателя нет права на вычет отгрузочного НДС, то нет и обязанности восстановить авансовый НДС. Как видим, одни и те же правила Налогового кодекса ведомства стали иначе интерпретировать.

Рассмотрим новое прочтение на примере. Покупатель оплатил авансом товар в марте. Продавец отгрузил его в конце марта, но покупатель получил товар только в апреле. В такой ситуации покупатель должен восстановить авансовый НДС по этому товару только в апреле (во II квартале), несмотря на то что продавец имеет право принять к вычету свой авансовый НДС уже в марте (то есть в I квартале).

* * *

Вряд ли можно надеяться, что в программу ФНС по проверке НДС-деклараций оперативно внесут изменения, учитывающие новую позицию ведомств. Поэтому не исключено, что покупатели будут продолжать получать запросы на представление пояснений по поводу несвоевременного восстановления авансового НДС. Но теперь надо просто пояснить, что вычет авансового НДС не восстановлен, поскольку товары еще не приняты на учет и не заявлен вычет входного НДС по ним. И можно сослаться на новые Письма ведомств.


<1> Письма Минфина от 29.02.2024 N 03-07-11/18515; ФНС от 23.05.2024 N СД-4-3/5790@

<2> подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 12, 2024


СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПОПАЛ В ДТП: ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ И КАК ОФОРМИТЬ

Н.Н. Катаева, ведущий эксперт

Водитель - работник организации, исполняя свои трудовые обязанности, попал в ДТП. В результате аварии был поврежден служебный автомобиль и/или пострадал автотранспорт другого участника ДТП.

Какие действия должна предпринять организация? Что нужно оформить? Кто должен возместить ущерб? Об этом - далее.

Как получить страховое возмещение от страховой компании

За возмещением ущерба, причиненного корпоративному автомобилю в результате ДТП, организация вправе обратиться к владельцу автомобиля, которым управлял виновник ДТП. Как правило, ущерб от ДТП возмещается потерпевшему в рамках ОСАГО. Если суммы страхового возмещения по ОСАГО недостаточно, ущерб покрывается каско. А если каско нет, ущерб взыскивается с владельца автомобиля, которым управлял виновник аварии <1>.

Сразу после ДТП организация должна уведомить о наступлении страхового случая страховую компанию <2>. Чтобы получить страховое возмещение от страховой компании по договорам страхования гражданской ответственности (ОСАГО) и транспортного средства (каско, если он был заключен), организация после получения информации от работника-водителя о ДТП с участием служебного автомобиля в порядке, установленном условиями договора со страховщиком/Правилами страхования, должна подать заявление по установленной форме. И приложить к нему необходимые документы о ДТП.

Это могут быть, в частности, копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении). В зависимости от конкретной ситуации также могут потребоваться и иные документы.

Точный список документов лучше уточнить в страховой компании или посмотреть в Правилах страхования.

Возмещение расходов по результатам аварии

Если водитель - работник организации, виновный в ДТП, за рулем служебного автомобиля повредил свое и/или чужое автотранспортное средство (иное имущество), то организации, возможно, придется <3>:

• возместить ущерб, причиненный третьей стороне (если возмещения по страховке ОСАГО будет недостаточно);

• потратиться на ремонт собственного автомобиля (если возмещения по договору страхования каско недостаточно или он вовсе отсутствует).

Вместе с тем организация в некоторых случаях может взыскать с работника полностью или частично сумму ущерба, выплаченную потерпевшей стороне, и потребовать от него возместить затраты на ремонт поврежденного служебного автомобиля, не покрытые страховой выплатой по договору добровольного страхования, если он будет признан виновным в аварии <4>.

Если водитель - работник организации не виноват в ДТП, то привлекать его к материальной ответственности нельзя <5>. Ущерб должна возместить страховая компания виновника аварии или владелец автомобиля, которым управлял виновник <6>.

Как учесть последствия ДТП, в которое попал служебный автомобиль, мы рассмотрим на с. 33.

* * *

Минтранс рекомендует владельцам транспортных средств вести журнал учета ДТП с участием автомобилей, находящихся у них в эксплуатации. Журнал пригодится для изучения причин и условий, которые привели к аварии, для снижения аварийности в будущем <7>.

Для учета ДТП Минтранс утвердил форму журнала. По Правилам учета ДТП не реже одного раза в год надо сверяться с ГИБДД. Запросить данные о ДТП можно на официальном сайте ГИБДД (гибдд.рф - Онлайн-сервисы ГИБДД - Проверка автомобиля). Проверка проходит по VIN-номеру автомобиля.


<1> п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 1079 ГК РФ; п. 6 ст. 4 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ

<2> п. 1 ст. 961 ГК РФ; п. 3.8 Правил страхования, утв. Положением ЦБ от 19.09.2014 N 431-П

<3> статьи 1068, 1072, 1079 ГК РФ

<4> п. 1 ст. 1064 ГК РФ; статьи 238, 241-243 ТК РФ; п. 12 Постановления Пленума ВС от 16.11.2006 N 52

<5> п. 4 Постановления Пленума ВС от 16.11.2006 N 52

<6> ст. 1079 ГК РФ

<7> пп. 17-19 Правил учета ДТП, утв. Постановлением Правительства от 19.09.2020 N 1502; Приказ Минтранса от 02.04.1996 N 22

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 13, 2024


РАБОТА С САМОЗАНЯТЫМИ: ОФОРМЛЯЕМ ДОКУМЕНТЫ И УЧИТЫВАЕМ РАСХОДЫ

Е.А. Шаронова, ведущий эксперт

Заказчик не сможет учесть в налоговых расходах "покупки" у самозанятого без выставленного им чека.

Компании, которые сотрудничают с плательщиками НПД, интересуются, надо ли проверять полученный от самозанятого чек и достаточно ли только этого документа для учета затрат в расходах.

Акт с самозанятым тоже необходим

Нам самозанятый прислал по электронной почте чек об оказанных услугах. Его достаточно, чтобы учесть услуги в расходах по прибыли?

Или, помимо чека и договора, все-таки еще нужен акт об оказанных услугах?

• В силу прямого требования Закона для учета в "прибыльных" расходах вознаграждения самозанятому, безусловно, необходим выставленный им чек <1>. Но его недостаточно - как первичный документ он подтверждает лишь оплату услуг.

ФНС и Минфин считают, что акт выполненных работ/оказанных услуг тоже обязателен, особенно при наличии предоплаты. Подписанный вами и самозанятым акт подтверждает факт и период (или дату) оказания услуги <2>. Также в акте нужно подробно описать оказанные услуги, если этого нет в договоре с самозанятым.

При предоплатной системе расчетов расходы учитывают после подписания акта

В нашем договоре с самозанятым предусмотрена авансовая система расчетов. В результате дата на чеке самозанятого получается на 30 дней раньше, чем дата подписания акта с ним.

Например, 14 мая перечислили самозанятому 100%-ю предоплату за оказание услуг в период с 14.05.2024 по 14.06.2024. Чек самозанятый нам прислал на следующий день, дата на чеке 14.05.2024, и в нем указано, что это предоплата по договору.

Акт приемки-передачи оказанных услуг подписали с самозанятым 15.06.2024. Я правильно понимаю, что стоимость услуг можно учесть в расходах по прибыли в июне?

• Да, все верно. Расходы должны быть фактически произведены и подтверждены документами, то есть услуги вам должны быть оказаны. А при получении от самозанятого чека от 14 мая, в котором указана сумма перечисленной вами предоплаты, расхода еще нет <3>. Он появится только на дату подписания с самозанятым акта приемки-передачи оказанных услуг, то есть 15 июня.

Кстати, Минфин разъяснял, что в налоговом учете стоимость услуг, оказанных самозанятыми, следует включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией <4>. А эти расходы признаются на предусмотренную договором дату расчетов, дату предъявления документов для расчета либо на последний день отчетного периода <5>.

Тот факт, что дата в чеке самозанятого указана на 30 дней раньше, чем дата подписания акта с ним, не имеет значения. Ведь из ваших документов видно, что предусмотрена предоплатная система расчетов.

Чек самозанятого можно проверить на сайте ФНС

Как наша организация может проверить чек самозанятого? И должны ли мы это делать?

• В принципе, проверять чек самозанятого через сайт ФНС вы не должны, но можете это сделать.

Проверить подлинность полученного от самозанятого чека можно так. Отсканируйте камерой смартфона QR-код на чеке, который вам выдал исполнитель. У вас должен открыться оригинал чека на официальном сайте ФНС https://lknpd.nalog.ru/. Тогда все в порядке и вы без проблем сможете учесть вознаграждение самозанятому в расходах при исчислении налога на прибыль или налога при УСН в зависимости от применяемого режима налогообложения <6>.

Технически все устроено так, что у самозанятого не получится сформировать чек без передачи в ИФНС сведений о доходе. Подделывать чек самозанятый вряд ли будет, в этом нет смысла. А вот ошибки в чеке возможны. Поэтому при получении чека от самозанятого проверьте, чтобы все нужные реквизиты, указанные в ч. 6 ст. 14 Закона N 422-ФЗ, были в нем правильными. В частности, проверьте ИНН вашей организации (заказчика/покупателя), ф. и. о. самозанятого, сумму, наименование "покупки" и дату. И если обнаружите ошибку, то попросите сразу же ее исправить.


<1> ч. 1, 8 ст. 15 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ

<2> Письма Минфина от 22.09.2021 N 03-11-11/76769; ФНС от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@; Информация ФНС "Обязательно ли компании подписывать акт о выполнении работ с самозанятым"

<3> п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 272 НК РФ

<4> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина от 22.07.2020 N 03-03-06/1/63730

<5> подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ

<6> ч. 1, 8, 9 ст. 15 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 14, 2024


Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: