Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль расходов застройщика на оплату сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг).
Ответ:
Согласно статье 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении налогоплательщиком метода начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.
При этом подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса определено, что датой осуществления расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
Вместе с тем отмечается, что порядок распределения расходов на прямые и косвенные, а также их учета для целей налогообложения прибыли организаций установлен статьей 318 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.02.2025 N 03-03-06/1/11969
Вопрос:
О признании в целях налога на прибыль задолженности безнадежной при ее списании.
Ответ:
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
Перечень оснований для признания долгов безнадежными (нереальными к взысканию) установлен пунктом 2 статьи 266 НК РФ и является закрытым.
В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации, за исключением задолженности по договору кредита (займа) в пределах обязательства кредитора перед внешним участником по соглашению о финансировании участия в кредите (займе).
Следовательно, при списании задолженности налогоплательщик может отнести ее к безнадежной задолженности по каждому из перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ оснований в отдельности.
Таким образом, если списанная задолженность соответствует основаниям, поименованным в пункте 2 статьи 266 НК РФ, налогоплательщик вправе признать такую задолженность безнадежной и учесть ее в составе внереализационных расходов по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.02.2025 N 03-03-06/1/11927
Вопрос:
О моменте определения налоговой базы по НДС при оказании услуг по длящимся договорам и признании доходов при методе начисления в целях налога на прибыль.
Ответ:
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация услуг на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) признается наиболее ранняя из дат: день выполнения работ (оказания услуг) либо день их оплаты (частичной оплаты).
Пунктом 5 статьи 38 Кодекса установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
В этой связи при оказании услуг по длящимся договорам объект налогообложения налогом на добавленную стоимость возникает с момента фактической реализации таких услуг.
На основании положений статьи 54 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода. При этом в соответствии со статьей 163 Кодекса налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как квартал.
Таким образом, при оказании услуг по длящимся договорам моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги.
Что касается учета доходов в целях налогообложения прибыли организаций, то положения главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса подразумевают налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении приносящей прибыль деятельности, за исключением поименованных в статье 251 Кодекса.
При этом пунктом 1 статьи 271 Кодекса установлено, что при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.02.2025 N 03-07-11/11276
Вопрос:
Организация основана в 2012 г. и осуществляет медицинскую деятельность по изготовлению зубных протезов (съемные протезы с использованием искусственных зубов, несъемные протезы, имплантационные протезы, челюстно-лицевые протезы) для стоматологических клиник г. Санкт-Петербурга.
Работает на ОКВЭД 32.50 "Производство медицинских инструментов и оборудования", эти группировки включают производство стоматологических и ортодонтических протезов.
На основании медицинской лицензии, выданной Комитетом по здравоохранению г. Санкт-Петербурга, организация выполняет заказы на изготовление зубных протезов по индивидуальным оттискам для каждого конкретного пациента стоматологической клиники на основании заключенного договора с приложением заказ-наряда.
В своей деятельности организация руководствуется следующей информацией.
Согласно Приложению N 1 к Приказу Минздрава России от 26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности", зарегистрированному в Минюсте России 11.10.2002 под N 3856, работы и услуги по специальности "Стоматология ортопедическая" включены в состав доврачебной помощи; амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому; стационарной помощи, в том числе в условиях дневного стационара. В связи с изложенным зуботехническая лаборатория, являющаяся самостоятельным юридическим лицом, имеющая лицензию на право осуществления работ и услуг "Стоматология ортопедическая" в рамках оказания доврачебной помощи, имеет право на освобождение медицинских услуг по вышеуказанной специальности от НДС согласно вышеуказанной норме Кодекса (Письмо МНС России от 05.12.2003 N 03-2-06/04/В525/28-АУ230).
Росздравнадзор не занимается выдачей регистрационных удостоверений медицинских изделий на изготавливаемую организацией медико-техническую продукцию (съемные протезы с использованием искусственных зубов, несъемные протезы, имплантационные протезы, челюстно-лицевые протезы).
На данный момент организация применяет УСН (УСН "доходы минус расходы"), но с января 2025 г. организации, работающие на УСН, признаются плательщиками НДС.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос: освобождается ли от НДС медицинская стоматологическая лаборатория, оказывающая вышеперечисленные услуги стоматологическим клиникам по изготовлению зубных протезов и челюстно-лицевых аппаратов?
Ответ:
С 1 января 2025 года вступили в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В то же время указанным организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
В случае если с 1 января 2025 года организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года такими организацией или индивидуальным предпринимателем, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
В связи с этим если организация, применяющая с 1 января 2025 года УСН, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не имеет, то операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией, будут подлежать налогообложению НДС по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Кодекса, либо не облагаться данным налогом на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
Согласно абзацу 3 подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются оказываемые населению медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 (далее - Перечень).
Перечнем предусмотрены медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях, услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Пунктом 6 статьи 149 Кодекса установлено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что медицинская деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") включена в перечень лицензируемых видов деятельности.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н (далее - Требования).
Таким образом, на основании вышеуказанного абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются поименованные в Перечне медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии. При этом следует отметить, что конкретные виды услуг, относящиеся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, предусмотрены Положением и Требованиями.
На основании изложенного при реализации с 1 января 2025 года медицинских услуг, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, медицинскими организациями, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, такая реализация освобождается от налогообложения НДС в случае соблюдения вышеназванных условий.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.02.2025 N 03-07-07/10866
Вопрос:
Об НДС при реализации коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими УСН.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в случае, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), у указанных организаций или индивидуальных предпринимателей сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, не превысила в совокупности 60 млн рублей.
На основании пункта 8 статьи 164 Кодекса с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, у которых сумма доходов превышает 60 млн рублей, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав вправе производить налогообложение соответствующих операций по ставкам налога на добавленную стоимость в размере 5 или 7 процентов при соблюдении условий, установленных указанным пунктом 8 статьи 164 Кодекса.
Статьей 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Так, согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения коммунальных услуг указанными управляющими организациями у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Кроме того, подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Таким образом, с 1 января 2025 года операции, предусмотренные подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса, осуществляемые управляющими организациями, применяющими УСН и использующими право на применение одной из ставок налога на добавленную стоимость, предусмотренных пунктом 8 статьи 164 Кодекса (5 или 7 процентов), не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в случае соблюдения условий, установленных указанными подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.02.2025 N 03-07-04/10319
Вопрос:
Об НПД, НДФЛ и страховых взносах при оплате организацией-заказчиком стоимости проезда и проживания исполнителей по договорам ГПХ на оказание услуг по проведению семинаров и (или) чтению лекций.
Ответ:
1. По вопросу применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД) сообщается.
Правовые основы проведения эксперимента по установлению НПД определены Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Ограничения, связанные с применением специального налогового режима НПД, установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ.
Так, в соответствии с подпунктами 1 и 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ не признаются объектами обложения НПД доходы, получаемые в рамках трудовых отношений и от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.
К признакам наличия трудовых отношений относится в том числе возмещение затрат при направлении работника в служебную командировку.
Таким образом, компенсация расходов по проезду, по найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных), характерна для трудовых, а не гражданско-правовых отношений.
Также следует учитывать, что для целей Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы, полученные плательщиком НПД в натуральной форме (пункт 11 части 2 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ). Такие доходы подлежат налогообложению в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
2. Налог на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Таким образом, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах этого лица признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме, и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав не в интересах этого лица не признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме.
Одновременно сообщается, что в случаях, предусмотренных главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса, при определении размера налоговых баз физические лица, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеют право на получение соответствующего профессионального налогового вычета.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), по основаниям, предусмотренным данной нормой.
Таким образом, соответствующие компенсационные выплаты могут освобождаться от обложения налогом на доходы физических лиц только по основаниям, предусмотренным в пункте 1 статьи 217 Кодекса, при соблюдении установленных условий.
3. Страховые взносы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели), в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, суммы выплат по договорам ГПХ, предметом которых является оказание услуг (включая оплату проезда и проживания), заключаемым организацией с индивидуальными предпринимателями, не признаются для организации объектом обложения страховыми взносами.
В случае если исполнителем услуг по договору ГПХ является физическое лицо - налогоплательщик НПД (не индивидуальный предприниматель), то исходя из положений части 1 статьи 15 Федерального закона N 422-ФЗ выплаты, полученные данным налогоплательщиком и подлежащие учету при определении налоговой базы по НПД, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщика страховых взносов (организации - заказчика услуг), производящего выплаты физическим лицам, в случае наличия у него чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона N 422-ФЗ.
Что касается расходов организации по оплате или возмещению стоимости проезда к месту оказания услуг и проживания в данном месте исполнителей - физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями или налогоплательщиками НПД) по договорам ГПХ, то на основании подпункта 16 пункта 1 статьи 422 Кодекса такие расходы включены в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, как суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов.
Учитывая вышеизложенное, расходы организации по оплате или возмещению стоимости проезда и проживания физических лиц - исполнителей по договорам ГПХ на оказание услуг по проведению демонстрационных семинаров и (или) чтению лекций не облагаются страховыми взносами.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.01.2025 N 03-04-06/8582
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль сумм процентов, уплачиваемых в связи с предоставлением рассрочки по уплате налога.
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отсрочка или рассрочка может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты этим лицом возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в названном пункте статьи 64 НК РФ.
Одним из таких оснований является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (подпункт 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ).
На основании пункта 3 статьи 64 НК РФ, если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 статьи 64 НК РФ, на сумму отсрочки или рассрочки начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора, если иное не предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в отношении налогов и (или) сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
В силу абзаца четвертого пункта 3 статьи 64 НК РФ подлежащие уплате проценты, предусмотренные указанным пунктом, рассчитываются за каждый календарный день действия отсрочки или рассрочки начиная со дня вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки в процентах годовых. Проценты, предусмотренные указанным пунктом, подлежат уплате не позднее дня, следующего за днем уплаты последнего платежа, предусмотренного решением о предоставлении отсрочки или рассрочки.
Таким образом, за предоставление рассрочки по налогу налогоплательщик уплачивает проценты, рассчитываемые на сумму рассрочки в соответствии с установленным НК РФ порядком.
При этом у налогоплательщика формируется долговое обязательство по уплате суммы налога с учетом предоставленной рассрочки (отсрочки).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, включаются в состав внереализационных расходов с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ.
При этом пунктом 8 статьи 272 НК РФ предусмотрено, что по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях главы 25 НК РФ расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) таких выплат, предусмотренных договором, за исключением расходов, указанных в подпункте 12 пункта 7 статьи 272 НК РФ.
Учитывая указанное, суммы процентов, уплачиваемые налогоплательщиком в связи с предоставлением ему рассрочки по уплате налога на основании статьи 64 НК РФ, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода.
Одновременно сообщается, что в силу абзаца четвертого пункта 3 статьи 64 НК РФ подлежащие уплате проценты, предусмотренные указанным пунктом, рассчитываются за каждый календарный день действия отсрочки или рассрочки начиная со дня вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки в процентах годовых. Проценты, предусмотренные указанным пунктом, подлежат уплате не позднее дня, следующего за днем уплаты последнего платежа, предусмотренного решением о предоставлении отсрочки или рассрочки.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.01.2025 N 03-03-06/1/8358
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль и налога при УСН расходов в виде стоимости уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества.
Ответ:
В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 265 Кодекса к внереализационным расходам относятся потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
К таким потерям, в частности, относится стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации.
Порядок признания расходов определен статьей 272 Кодекса.
Касаемо учета расходов при применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) отмечается, что перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, установлен пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса. Данный перечень расходов является закрытым.
Расходы в виде стоимости уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации или индивидуальному предпринимателю, в вышеуказанный перечень расходов не включены.
В этой связи указанные расходы не учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.01.2025 N 03-03-06/1/7801
Вопрос:
В связи с изменением налогового законодательства с 2025 г. в части применения УСН и внесения в НК РФ изменений в п. 8 ст. 164 НК РФ согласно положениям Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС с 1 января 2025 г.
С 2025 г. организации, находящиеся на УСН и с доходом свыше 60 млн руб., при исчислении НДС к уплате 5% или 7% должны будут начислять и уплачивать НДС сверх цены реализации. НДС является косвенным налогом, а косвенный налог - налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Цена за технологическое присоединение определена для организации (ООО) на основании Решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - Решение).
Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров, работ, услуг. Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога.
Каков порядок заключения договоров на технологическое присоединение в 2024 г. со сроком выполнения в 2025 г. (например, по заявке, полученной в октябре 2024 г. на заключение договора на технологическое присоединение по ставкам со сроком выполнения в 2025 г.), а именно: как сформировать и прописать стоимость договора по технологическому присоединению в договоре, заключаемом в 2024 г., с учетом изменений законодательства с 2025 г., для УСН?
При заключении договора в 2024 г. ООО использует ставки, утвержденные для организации на 2024 г. Ставки установлены без НДС, и в решении прописано, что организация применяет УСН и не является плательщиком НДС в соответствии со ст. 346.11 гл. 26.2 НК РФ. Можно ли, учитывая срок исполнения договора (2025, 2026 гг.), при заключении договора в 2024 г. прописать дополнительно к ставкам сумму НДС 5%?
В случае если в текущем 2024 г. ООО не имеет права дополнительно включить в стоимость договора сумму НДС, каким образом и за счет чего при закрытии актов в последующие годы учесть НДС, ведь согласно законодательству ООО обязано будет при закрытии акта выставить счет-фактуру, начислить и перечислить НДС в бюджет?
Дает ли ООО право введение нового налога НДС с 2025 г. в УСН пересмотреть существующие договорные обязательства?
Ответ:
С 1 января 2025 года вступили в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В то же время указанным организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
В случае если с 1 января 2025 года организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые такой организацией с 1 января 2025 года, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
В связи с этим указанными организацией или индивидуальным предпринимателем при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, могут применяться налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 164 Кодекса, если ими решение о применении норм пункта 8 статьи 164 Кодекса не принято. При этом организация или индивидуальный предприниматель вправе перейти на исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов, указанным в пункте 8 статьи 164 Кодекса, а также 0 процентов (в отношении операций, указанных в подпунктах 1 - 1.2, 2.1 - 3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
Таким образом, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 года организацией или индивидуальным предпринимателем, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС. При этом сумма НДС, исчисленная такими организацией или индивидуальным предпринимателем исходя из указанной налоговой базы, предъявляется к уплате покупателю товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых ими товаров (работ, услуг).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.01.2025 N 03-07-11/8130
Вопрос:
Об учете доходов от разработки собственных и заказных программ для ЭВМ, баз данных IT-организацией в целях применения пониженной ставки по налогу на прибыль, страховых взносов и налоговом контроле.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в 2025 - 2030 годах налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 5 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.
Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.
При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:
1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.
В частности, исходя из положений абзацев четвертого и восьмого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев четвертого и восьмого пункта 5 статьи 427 Кодекса к таким доходам относятся доходы:
- от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ, баз данных (собственные программы для ЭВМ, базы данных);
- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (заказные программы для ЭВМ, баз данных).
При этом порядок разработки собственных и заказных программ для ЭВМ, баз данных Кодексом не регулируется.
В свою очередь, проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками налогов, в том числе правомерности применения ими пониженных налоговых ставок, осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.01.2025 N 03-03-06/1/7580