Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
В связи с принятием Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" каков порядок применения нормы по освобождению регионального оператора по обращению с ТКО от уплаты налога на добавленную стоимость, установленной пп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ?
Ответ:
С 1 января 2025 года вступают в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс), согласно которым организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В то же время указанным организациям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
В случае если организация, применяющая УСН, не имеет оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые такой организацией, будут облагаться НДС (освобождаться от НДС) в порядке, установленном главой 21 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, установлен статьей 149 Кодекса.
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами (далее - услуги по обращению с ТКО). В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС.
Таким образом, если региональный оператор, применяющий УСН, с 1 января 2025 года не имеет оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых таким региональным оператором, освобождаются от налогообложения НДС в случае установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.11.2024 N 03-07-11/111374
Вопрос:
Об учете IT-организацией доходов от оказания услуг по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных в целях налога на прибыль и страховых взносов.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.
Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.
При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:
1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.
В частности, исходя из положений абзацев восьмого и девятого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев восьмого и девятого пункта 5 статьи 427 Кодекса к таким доходам относятся доходы:
- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (заказные программы для ЭВМ, баз данных);
- от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ для ЭВМ, баз данных и заказных программ для ЭВМ, баз данных.
Под заказными программами для ЭВМ, базами данных понимаются программы для ЭВМ, базы данных, услуги (работы) по разработке, адаптации, модификации которых осуществляла организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-деятельность) для заказчика.
Таким образом, в 70-процентную долю доходов от ИТ-деятельности в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, вправе включить доходы от оказания услуг по адаптации и модификации заказных программ для ЭВМ, а также от оказания услуг по установке, тестированию и сопровождению собственных программ для ЭВМ, баз данных и тех программ для ЭВМ, разработку, адаптацию или модификацию которых она осуществляла.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2024 N 03-03-06/1/111080
Вопрос:
В связи с введением в действие Приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее - ФСБУ 6/2020) для целей бухгалтерского учета за 2022 г. акционерным обществом (далее - АО) были пересмотрены элементы амортизации ОС - объекты с нулевой остаточной стоимостью увеличили до рыночной стоимости.
Во исполнение требований п. 49 ФСБУ 6/2020 АО произведена единовременная корректировка балансовой стоимости ОС (перерасчет накопленной амортизации с учетом измененного СПИ).
В настоящее время АО применяет ОСН, с 2025 г. планирует перейти на УСН.
В соответствии с абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ при переходе организации на применение УСН в соответствии с гл. 26.2 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, и имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на применение УСН.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по ОС и НМА, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких ОС и НМА для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении ОС и НМА - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (абз. 2 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
АО требуются разъяснения о порядке восстановления налога на добавленную стоимость, подлежащего восстановлению в связи с переходом АО с ОСН на УСН с учетом описанных выше принципов формирования остаточной стоимости ОС в бухгалтерском учете АО, с учетом применения ФСБУ 6/2020 по следующим вопросам:
- каков порядок восстановления НДС по ОС, по которым в бухгалтерском учете с учетом ФСБУ 6/2020 осуществлен пересмотр остаточной стоимости;
- допустимо ли восстановить НДС исходя из первоначальной стоимости ОС, уменьшенной на суммы накопленной амортизации, т.е. до начала применения ФСБУ 6/2020, когда стоимость этих объектов была равна нулю?
Ответ:
Суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 170 Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что в случаях использования основных средств для осуществления операций, перечисленных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, суммы НДС, принятые к вычету по таким основным средствам, подлежат восстановлению в размере суммы, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
В связи с этим исчисление суммы НДС, подлежащей восстановлению по основным средствам, производится исходя из их остаточной (балансовой) стоимости, сформированной по данным бухгалтерского учета.
Пунктом 25 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 204н (далее - ФСБУ 6/2020), установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения.
В соответствии с пунктом 24 ФСБУ 6/2020 первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта, в момент завершения таких капитальных вложений.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", утвержденного приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 204н, к капитальным вложениям относятся, в частности, затраты на улучшение и (или) восстановление объекта основных средств, в том числе достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция.
Таким образом, при восстановлении сумм НДС, ранее принятых к вычету по основным средствам, включая основные средства, по которым на основании пункта 49 ФСБУ 6/2020 произведена единовременная корректировка их балансовой стоимости (перерасчет накопленной амортизации с учетом измененного срока полезного использования), остаточную (балансовую) стоимость таких основных средств следует определять исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, и с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением основных средств, в случае, если проводилась достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция этих основных средств.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2024 N 03-07-11/110843
Вопрос:
О налоге на прибыль при выплате дохода иностранной организации через платежного посредника.
Ответ:
Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций, и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
В случае привлечения платежного посредника для перечисления доходов иностранной организации в связи с введенными в отношении Российской Федерации ограничениями на банковские операции такой посредник не считается источником выплаты дохода иностранной организации.
Таким образом, если доход иностранной организации признается доходом от источников в Российской Федерации, подлежащим налогообложению в Российской Федерации, налоговым агентом признается российская организация, выплачивающая через посредника доход иностранной компании, вне зависимости от того, каким образом проведена оплата.
Вместе с тем сообщается, что, если деятельность иностранной компании, имеющей филиал (представительство) в Российской Федерации, приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, данная иностранная организация признается самостоятельным налогоплательщиком на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 307 Кодекса.
При этом отмечается, что порядок налогообложения указанных доходов регулируется также с учетом положений соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами (в случае наличия), в силу норм статьи 7 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.11.2024 N 03-08-05/109963
Вопрос:
О раскрытии физлицом в уведомлении о КИК информации о доле и порядке участия в иностранной организации, если его участие в КИК реализовано через российскую организацию (АО или ООО).
Ответ:
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики - физические лица обязаны уведомлять налоговый орган по месту своего жительства в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (далее - уведомление) представляется налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании (пункт 2 статьи 25.14 Кодекса). Вместе с уведомлением налогоплательщиками - физическими лицами представляются указанные в пункте 5 статьи 25.15 Кодекса документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании.
В уведомлении раскрываются сведения и информация, указанные в пункте 6 статьи 25.14 Кодекса, в том числе информация о доле участия налогоплательщика в иностранной организации и порядке участия налогоплательщика в иностранной организации (подпункт 8 пункта 6 статьи 25.14 Кодекса).
При раскрытии налогоплательщиком - физическим лицом в уведомлении информации о доле участия в иностранной организации и порядке участия в иностранной организации в случае, когда участие такого налогоплательщика реализовано через российскую организацию с организационно-правовой формой открытого акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью), может быть использована информация, полученная им в порядке, установленном статьей 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (статьей 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.10.2024 N 03-12-12/2/106811
Вопрос:
Об учете личным фондом промежуточных доходов по паям ПИФов в целях применения ставки 15% по налогу на прибыль.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1.18 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для личных фондов устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 15 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 13 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Указанная налоговая ставка применяется налогоплательщиками при выполнении условия, установленного статьей 284.12 Кодекса, и в порядке, установленном статьей 284.12 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 284.12 Кодекса личный фонд применяет налоговую ставку в размере 15 процентов при условии, что за отчетный (налоговый) период в общей сумме доходов личного фонда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу (за исключением доходов в виде положительной курсовой разницы), более 90 процентов в совокупности составляют следующие доходы:
1) дивиденды;
2) доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибыли и конвертируемые облигации;
4) доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
5) доходы по операциям с производными финансовыми инструментами;
6) доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
7) доходы от реализации недвижимого имущества;
8) доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, за исключением следующих доходов:
от предоставления в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река - море) плавания или воздушных судов и (или) транспортных средств;
от предоставления в аренду или субаренду подземных хранилищ газа и трубопроводов, используемых для транспортировки углеводородов.
Перечень указанных доходов является закрытым.
В этой связи промежуточные доходы по паям паевых инвестиционных фондов не включаются в 90-процентную долю доходов личного фонда в целях применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 15 процентов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.10.2024 N 03-03-06/1/104532
Вопрос:
Банк сдает в аренду нежилое помещение. Арендатор перечислил аванс одним платежным поручением за несколько месяцев без указания в назначении платежа периода, за который произведена оплата.
Как правильно банку сформировать для арендатора авансовый счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ):
1-й вариант: составить один авансовый счет-фактуру на общую сумму платежного поручения;
2-й вариант: оформить несколько авансовых счетов-фактур за каждый оплаченный месяц отдельно исходя из ежемесячной стоимости аренды согласно условиям договора?
Ответ:
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Пунктом 5.1 статьи 169 Кодекса предусмотрено, что в счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны в том числе номер платежно-расчетного документа и сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В связи с этим счет-фактуру по оплате, частичной оплате, полученной в счет предстоящего оказания услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, следует составлять на сумму этой оплаты, частичной оплаты, указанной в платежно-расчетном документе, независимо от того, за какой период аренды перечислена данная оплата, частичная оплата.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.10.2024 N 03-07-11/101149
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль доходов и расходов застройщика в рамках долевого строительства, а также определении им финансового результата от использования целевых средств.
Ответ:
Порядок учета в целях налогообложения прибыли организаций доходов и расходов организации-застройщика, полученных и понесенных за счет средств дольщиков, аккумулирование которых организацией-застройщиком осуществляется на своих счетах, установлен соответствующими положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Также для целей налога на прибыль организаций к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.
При этом обращается внимание, что на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (абзац первый подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса).
Относительно определения финансового результата застройщиком отмечается, что финансовый результат от использования целевых средств определяется как сумма не использованных целевых средств застройщиком и не возвращенных дольщикам.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.10.2024 N 03-03-06/1/99294
Вопрос:
Исходя из содержания ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах.
Обязанность по оснащению домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, а также по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении. Если данная обязанность собственниками помещений в МКД не исполнена, дома оснащают приборами учета ресурсоснабжающие организации, при этом общедомовые приборы учета являются общей собственностью многоквартирных домов. Собственники же должны обеспечить допуск этих организаций к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку и не препятствовать вводу этих приборов в эксплуатацию (ч. 5, 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).
Таким образом, в силу положений Закона об энергосбережении снабжающая организация не обязана нести расходы по установке общедомовых приборов учета (ОДПУ), но при этом обязана устанавливать ОДПУ в помещениях, принадлежащих потребителю энергоресурсов.
На основании ч. 12 ст. 13 Закона об энергоснабжении граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч. 5 - 6.1 ст. 13 Закона об энергоснабжении, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета с учетом процентов за предоставление рассрочки, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Согласно п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу указанных норм и положений ст. 168 НК РФ обязанность предъявлять к оплате дополнительно к цене соответствующую сумму налога возникает у налогоплательщика только при наличии объекта налогообложения по НДС, а именно при реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, обязательная в силу Закона установка приборов учета и последующее возмещение затрат на установку с учетом процентов за рассрочку со стороны собственников не являются реализацией для ресурсоснабжающей организации в смысле п. 1 ст. 39 НК РФ.
С учетом вышеизложенного верно ли, что при принудительной установке ОДПУ и последующей оплате (возмещении) потребителем понесенных расходов для ресурсоснабжающей организации объекта налогообложения по НДС не возникает?
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Пунктом 4 статьи 38 Кодекса установлено, что работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Деятельность ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета соответствует признакам работы, установленным пунктами 4 статьи 38 Кодекса, и на основании пункта 1 статьи 39 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В связи с этим работы по установке общедомовых приборов учета, выполняемые ресурсоснабжающей организацией в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по оснащению дома такими приборами учета, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Кроме того, если при выполнении вышеуказанных работ общедомовые приборы учета передаются ресурсоснабжающей организацией отдельно от выполняемых работ (не включаются в стоимость работ), такая передача признается реализацией этих приборов и, соответственно, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.10.2024 N 03-07-11/99243
Вопрос:
Между юридическими лицами, плательщиками НДС, заключен договор поставки товаров. По условиям договора:
1) расчеты за товар осуществляются в у. е., оплата производится в рублях по курсу Банка России на дату оплаты после даты передачи товара Поставщиком Покупателю;
2) по условиям договора Поставщик организует доставку товара до склада Покупателя посредством привлечения Транспортной компании (третье лицо);
3) по условиям договора переход права собственности на товар осуществляется датой, указанной уполномоченным представителем Покупателя в графе "Груз получил грузополучатель" Товарно-транспортной накладной по форме 1-Т.
Поставщик, руководствуясь п. 4 ст. 153 НК РФ, а также разъяснением Минфина России и ФНС России (Письма Минфина России от 17.07.2015 N 07-01-06/41127, от 26.03.2015 N 03-07-11/16655, от 08.09.2010 N 03-07-11/379), определяет налоговую базу для исчисления суммы НДС в рублях по курсу Банка России на день отгрузки товара, то есть на дату передачи товара со склада Поставщика представителю Транспортной компании.
Верно ли Поставщик указывает в счете-фактуре, выставленном Покупателю, сумму НДС в рублях в графе 8, определенную по курсу на дату отгрузки со склада Поставщика без последующей корректировки?
Верно ли, что стоимость товара в графе 9 определяется в рублях по курсу Банка России на дату перехода права собственности на товар, так как выручка от реализации товаров с целью исчисления налога на прибыль признается в составе доходов от реализации исходя из договорной стоимости на дату перехода права собственности на товары, работы, услуги от Продавца к Покупателю, что подтверждается положениями пп. 1 п. 1 ст. 248, п. п. 1 и 2 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ?
Верно ли, что Покупатель принимает к вычету сумму НДС, предъявленную Поставщиком в счете-фактуре, и корректирует разницы, возникшие в БУ и НУ при отражении поступления товара и НДС, путем отражения прочих расходов по счету 91, по НУ в составе внереализационных расходов?
Ответ:
На основании пункта 1 статьи 167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) является наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров или день их оплаты (частичной оплаты).
Таким образом, если при реализации товаров наиболее ранней из дат, установленных указанным пунктом 1 статьи 167 Кодекса в целях определения налоговой базы, является дата отгрузки товаров, обязанность по исчислению НДС у продавца возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором.
Пунктом 4 статьи 153 Кодекса определено: если при реализации товаров по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров, то при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров. При последующей оплате товаров налоговая база не корректируется. Разницы в сумме НДС, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 Кодекса.
На основании Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137, при составлении счетов-фактур, выставляемых по отгруженным товарам, в графе 5 счета-фактуры указывается стоимость всего количества отгруженных по счету-фактуре товаров без НДС; в графе 8 счета-фактуры указывается сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров при их реализации; в графе 9 счета-фактуры указывается стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров с учетом суммы НДС. Поэтому при заполнении указанных граф счета-фактуры, составляемого налогоплательщиком при отгрузке товаров по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), следует указывать стоимостные показатели в рублях, определенные исходя из стоимости этих товаров в иностранной валюте (условных денежных единицах), пересчитанных в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки товаров.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.10.2024 N 03-07-11/98295