Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

7 июня 2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на выплату вознаграждения по договору коммерческой концессии.

Ответ:

Согласно статье 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Учет расходов для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) осуществляется в соответствии с положениями статьи 272 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 272 НК РФ, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

При этом подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ установлено, что датой осуществления в том числе расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Учитывая указанное, учет вознаграждения, выплачиваемого налогоплательщиком по договору коммерческой концессии, для целей налогообложения прибыли осуществляется в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ с учетом положения пункта 1 статьи 272 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.04.2021 N 03-03-07/24530

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на НИОКР с применением резерва предстоящих расходов.

Ответ:

Порядок создания резерва предстоящих расходов на НИОКР установлен статьей 267.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 267.2 НК РФ налогоплательщик на основании разработанных и утвержденных им программ проведения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР) самостоятельно принимает решение о создании каждого резерва и отражает это решение в учетной политике для целей налогообложения. Резерв для реализации каждой утвержденной программы может создаваться на срок, на который запланировано проведение соответствующих НИОКР, но не более двух лет.

Размер создаваемого резерва и предельный размер отчислений в резерв определены пунктом 3 статьи 267.2 НК РФ.

В соответствии с данным пунктом размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной налогоплательщиком программы проведения НИОКР.

Сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на НИОКР включается в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода (пункт 4 статьи 267.2 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщик, принявший решение о создании резерва предстоящих расходов на НИОКР, предельный размер отчислений в резерв, рассчитанный в соответствии с пунктом 3 статьи 267.2 НК РФ, включает в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода. При этом общая сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на НИОКР не должна превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной налогоплательщиком программы проведения НИОКР.

На основании пункта 5 статьи 267.2 НК РФ налогоплательщик, формирующий резерв предстоящих расходов на НИОКР, производит расходы, осуществляемые при реализации программ проведения НИОКР, за счет указанного резерва.

В случае если сумма созданного резерва предстоящих расходов на НИОКР оказалась меньше суммы фактических расходов на проведение программ НИОКР, разница между указанными суммами учитывается как расходы налогоплательщика на НИОКР в соответствии со статьями 262 и 332.1 НК РФ.

Сумма резерва предстоящих расходов на НИОКР, не полностью использованная налогоплательщиком в течение срока создания резерва, подлежит восстановлению в составе внереализационных доходов того отчетного (налогового) периода, в котором были произведены соответствующие отчисления в резерв.

Как следует из положений пункта 7 статьи 262 НК РФ, налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по перечню таких НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Учитывая, что при создании резерва предстоящих расходов на НИОКР фактически понесенные расходы на НИОКР подлежат списанию за счет средств указанного резерва, налогоплательщик в данном случае не вправе применять к фактически понесенным расходам на НИОКР по перечню таких НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, коэффициент 1,5.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.04.2021 N 03-03-06/1/24524

Вопрос:

О предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.

Ответ:

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо обязано платить законно установленные налоги.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с Кодексом (пункт 1 статьи 45 Кодекса).

В случае невозможности уплаты платежей, регулируемых Кодексом, заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган (статья 63 Кодекса) с заявлением о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) по уплате указанных платежей при наличии оснований, установленных пунктом 2 статьи 64 Кодекса, и соблюдении условий, предусмотренных статьями 61, 62, 64 Кодекса.

Такая отсрочка (рассрочка) предоставляется на основании заявления заинтересованного лица и документов, указанных в пунктах 5 - 5.1 статьи 64 Кодекса.

Согласно пункту 12 статьи 64 Кодекса законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.04.2021 N 03-02-11/24476

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату услуг, оказываемых работнику и членам его семьи по договору о реализации туристского продукта.

Ответ:

Согласно пункту 24.2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщикам предоставляется право относить в состав расходов на оплату труда для целей налогообложения налогом на прибыль организаций затраты, понесенные работодателем на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей, указанных в пункте 24.2 статьи 255 НК РФ).

Отношения, возникающие при заключении договора о реализации туристского продукта, а также деятельность по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором регулируются Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 132-ФЗ реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 132-ФЗ, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.

Таким образом, расходы на оплату вышеупомянутых услуг, оказываемых работнику и соответствующим членам семьи работника на основании договора о реализации туристского продукта, будут учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если указанный договор заключен в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.04.2021 N 03-03-06/1/24453

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении вклада в уставный капитал ООО и при осуществлении расходов за счет взносов в уставный капитал, в том числе на создание (приобретение) амортизируемого имущества.

Ответ:

Увеличение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) за счет дополнительных вкладов его участников осуществляется в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 14-ФЗ одновременно с решением об увеличении уставного капитала общества на основании заявления участника общества или заявлений участников общества о внесении им или ими дополнительного вклада должно быть принято решение о внесении в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, а также решение об увеличении номинальной стоимости доли участника общества или долей участников общества, подавших заявления о внесении дополнительного вклада, и в случае необходимости решение об изменении размеров долей участников общества.

Доходы, не учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Перечень таких доходов является закрытым.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)).

Таким образом, денежные средства, полученные в виде вклада в уставный капитал общества, включая доход в виде превышения цены долей над их номинальной стоимостью, не учитываются в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Что касается расходов, произведенных за счет взносов в уставный капитал, то обращается внимание, что в силу норм статьи 252 НК РФ в целях налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Статья 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть в целях налогообложения прибыли расходы, осуществленные за счет взносов в уставный капитал.

В отношении начисления амортизации по амортизируемому имуществу, приобретенному или созданному коммерческой организацией за счет взносов в уставный капитал, сообщается, что перечень амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации, поименован в пункте 2 статьи 256 НК РФ.

В данном перечне амортизируемое имущество, приобретенное или созданное коммерческой организацией за счет взносов в уставный капитал, не указано, в связи с чем по такому имуществу амортизация для целей налогообложения прибыли начисляется в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.04.2021 N 03-03-06/1/24045

Вопрос:

О сроке выставления счета-фактуры в отношении услуг связи.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

На основании положений статьи 54 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода.

Статьей 163 Кодекса предусмотрено, что налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

Таким образом, моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг связи является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода, в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления платежей по периодам, установленным договором оказания услуг связи.

В связи с этим счета-фактуры в отношении услуг связи следует выставлять не позднее пяти дней, считая со дня получения сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг, либо не позднее пяти дней, считая со дня окончания налогового периода, в котором такие услуги оказаны.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.03.2021 N 03-07-14/23424

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль страховой премии по договору страхования, заключенному на срок более одного отчетного периода.

Ответ:

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Пунктом 16 статьи 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций, могут быть отнесены суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

При этом согласно пункту 6 статьи 272 НК РФ расходы по добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на уплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Таким образом, по договору страхования, заключенному на срок более одного отчетного периода, страховую премию страхователю необходимо учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций равномерно в течение срока, на который заключен договор страхования.

При этом в случае когда выплата страховой премии (разовый платеж) по условиям договора страхования осуществляется не в периоде заключения договора страхования, то расходы по выплате такой премии учитываются равномерно с даты перечисления (выдачи из кассы) денежных средства на оплату страховой премии до окончания срока действия такого договора страхования.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.03.2021 N 03-03-06/1/23086

Вопрос:

О восстановлении сумм НДС, принятых к вычету по построенному объекту недвижимости, передаваемому на безвозмездной основе в государственную казну РФ.

Ответ:

В настоящее время порядок восстановления принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), применяется на основании статьи 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, установленный пунктами 3 - 5 данной статьи Кодекса, предусматривает обязанность налогоплательщика по восстановлению принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным или построенным объектам недвижимости, в дальнейшем используемым им для осуществления операций, не облагаемых данным налогом.

При этом на основании пункта 10 статьи 171.1 Кодекса положения данной статьи не распространяются на операции по передаче на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества, не признаваемые объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 146 Кодекса.

Таким образом, у налогоплательщиков, осуществляющих передачу на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации построенных объектов недвижимости, предусмотренная статьей 171.1 Кодекса обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по таким объектам недвижимости, не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.03.2021 N 03-07-10/22960

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении средств на осуществление благотворительной деятельности и об НДФЛ при получении благотворительной помощи.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

На основании пункта 2 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления, полученные некоммерческими организациями на осуществление уставной некоммерческой деятельности, по перечню таких поступлений, определенному данным пунктом.

При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К таким поступлениям отнесены, в частности, средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подпункт 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Согласно статье 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под участниками благотворительной деятельности для целей Закона N 135-ФЗ понимаются, в частности, граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом N 135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (статья 6 Закона N 135-ФЗ).

Таким образом, именно благотворительные организации, созданные в качестве таковых в соответствии с Законом N 135-ФЗ, вправе на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитывать в целях налогообложения прибыли средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности, при выполнении условий о раздельном учете доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такой деятельности.

При этом в силу нормы пункта 14 статьи 250 НК РФ целевые поступления, использованные не по целевому назначению, признаются внереализационными доходами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, содержится в статье 217 НК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 8.2 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями.

Таким образом, действие указанной нормы распространяется на доходы в виде благотворительной помощи, оказываемой организациями, зарегистрированными в качестве благотворительных в установленном порядке.

При решении вопроса о целевом характере использования вышеуказанных средств для целей налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц необходимо учитывать, что цели благотворительной деятельности определены в пункте 1 статьи 2 Закона N 135-ФЗ.

Направление благотворительными организациями средств на мероприятия, не соответствующие указанным целям, благотворительной деятельностью не является.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.03.2021 N 03-03-06/3/22650

Вопрос:

Об исполнении банком поручения налогового органа на списание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ при наличии поручения на продажу валюты (драгоценных металлов).

Ответ:

Пунктом 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что поручение налогового органа на списание и перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Кодекса взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, при недостаточности или отсутствии средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, если иное не предусмотрено названной статьей.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты. При взыскании налога с валютных счетов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи иностранной валюты в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента).

Согласно пункту 6 статьи 46 Кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на списание и перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на счета в драгоценных металлах.

При исполнении банком поручения налогового органа на продажу валюты (драгоценных металлов) поручение налогового органа на списание и перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации исполняется в порядке очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации, то есть в первоочередном порядке исполняются расчетные документы по перечислению платежей, относящихся к первой, второй и третьей календарной очередности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.03.2021 N 03-02-11/22604

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: