Вопросы, связанные с выводом российской продукции на рынки Европы, а также с особенностями ведения экспортной деятельности после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), остаются насущными для российских экспортно-ориентированных предприятий.
Понимая высокую востребованность данной темы, ЕИКЦ-Калининградская область на базе Фонда знаний и технологий для малого и среднего бизнеса «Виктория» организовал для калининградских предпринимателей серию бесплатных семинаров под названием «Школа экспортера».
Цикл семинаров стартовал 29 марта и вызвал большой интерес со стороны бизнес сообщества Калининградской области. Лекторами семинаров являлись заместитель начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Московского таможенного поста Калининградской областной таможни Войтюк Марина Владимировна и начальник департамента инвестиций, инноваций развития конкуренции и частно-государственного партнерства Министерства экономики Правительства Калининградской области Войтюк Валерий Николаевич.
26 апреля во время пятого завершающего семинара «Школа экспортера» мы попросили его участников и лекторов поделиться мнением о прошедших уроках экспорта.
Войтюк Валерий Николаевич (лектор):
Главная цель семинаров состояла в том, чтобы провести слушателей по практическим этапам их действий от момента принятия решения и до начала первых капиталовложений в экспортную деятельность. К сожалению, в нашей стране нормативно-правовая база столь обширная и запутанная, что человек, принимающий решение о выходе на внешний рынок, способен просто прийти в отчаяние.
Надо признать, что экспортно-ориентированная деятельность сама по себе сложная, имеющая много нюансов. Любая фирма, работающая в России, уже выстроила свое производство как бизнес-процесс. Что касается экспортных поставок на чужие рынки, очень сильно отличаются как процессы, так и сама методология осуществления этих поставок и анализа рынка. Поэтому нам хотелось составить алгоритм для человека, чтобы он шаг за шагом проходил этот путь, и на каждом шаге был некий узел принятия решений. Мы разделили весь процесс на логические точки, в которых человек должен понять, стоит ли ему идти дальше, чтобы минимизировать те риски, которые связаны с капиталовложениями в экспортную деятельность. Нужно помнить, что часть товаров, которые компании достаточно успешно могут реализовывать на внутреннем рынке, на внешних рынках просто не нужны.
Раевская Юлия, пекарня «Доминика» (слушатель):
Экспортом мы еще не занимались, но планируем начать, и хотели узнать, какие подводные камни есть в данном деле. Оказалось, заранее нужно предусмотреть очень многое, чтобы не выкинуть деньги не ветер.
В первую очередь начинающему экспортеру нужно обратить внимание, в какую страну он будет отправлять свой товар, оценить конкуренцию и понять, насколько он там будет востребован. Оценить свои финансовые возможности и все риски. Заранее нужно обсудить вопросы, как подстроить свое производство под технические нормы другой страны, потому что предприятие может уйти в убыток, если товар не примут на границе.
Почебут Наталия, «Международная рекламная компания» (слушатель):
О проведении «Школы экспортера» я узнала из приглашения от ЕИКЦ - Калининградская область. Мы молодая компания, занимаемся в основном импортом, но у нас есть и экспортные направления, в основном рекламные услуги. Каждый руководитель, на мой взгляд, должен владеть общей информацией, за этим я и пришла.
Семинар был очень интересным, информация давалась доступным языком. Мы узнали много нового, у меня есть теперь даже вопросы на засыпку для декларантов моей компании, поскольку вся ответственность лежит все-таки на предпринимателе.
Я считаю, что основная сложность экспортной деятельности заключается в тонкостях нашего законодательства, но теперь, благодаря нашим лекторам, есть шанс с этим разобраться.