Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

5 февраля 2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС при предоставлении в пользование прав на программное обеспечение, не включенное в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Ответ:

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Таким образом, начиная с 1 января 2021 года передача прав на использование программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, будет облагаться налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), независимо от того, что предварительная оплата за такие права была получена в 2020 году.

При предоставлении в пользование прав на программное обеспечение, не включенное в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в 2020 году, оплата за которые будет получена в 2021 году, применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, предусмотренное действующей до 31 декабря 2020 года редакцией подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2020 N 03-07-08/103682

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль эмиссионного дохода, полученного российской организацией при размещении облигаций дополнительного выпуска.

Ответ:

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

При этом институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, признание налогооблагаемых доходов для целей налогообложения прибыли осуществляется в соответствии с положениями главы 25 НК РФ с учетом статьи 11 НК РФ.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" облигацией признается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, в срок, предусмотренный в ней, от эмитента облигации ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение установленных в ней процентов либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт.

Определение процента для целей налогообложения дано в пункте 3 статьи 43 НК РФ, согласно которому процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

Превышение полученной суммы над номинальной стоимостью облигаций при размещении дополнительного выпуска таких ценных бумаг (эмиссионный доход) в силу вышеуказанного не может быть отнесено к доходу в виде процентов для целей НК РФ.

В соответствии со статьей 250 НК РФ в целях главы 25 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ. Перечень поименованных в статье 250 НК РФ доходов является открытым.

Согласно статье 271 НК РФ для целей налогообложения прибыли доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 НК РФ.

Таким образом, полученный российской организацией при размещении облигаций дополнительного выпуска эмиссионный доход является для целей главы 25 НК РФ внереализационным доходом, который учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором имело место получение таких доходов по условиям эмиссии.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2020 N 03-03-05/103560

Вопрос:

О принятии от налогоплательщиков документов (пакетов документов), подписанных ЭЦП.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации или соглашением между участниками электронного взаимодействия, в том числе правилами платежных систем.

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона N 63-ФЗ "Об электронной подписи" одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2020 N 03-04-06/103520

Вопрос:

Об исполнении функций налогового агента по НДФЛ при выкупе акций лицом, владеющим более 95% акций публичного общества.

Ответ:

Статьей 84.8 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) предусмотрены положения о выкупе ценных бумаг публичного общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций публичного общества.

Пунктом 2 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрен перечень лиц, которые признаются налоговыми агентами при получении налогоплательщиком доходов, в частности, от осуществления операций с ценными бумагами.

При этом положениями пункта 2 статьи 226.1 Кодекса не предусмотрено признание налоговым агентом номинального держателя при выкупе ценных бумаг публичного общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций публичного общества.

С 01.01.2020 в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 226 Кодекса в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 226.1 Кодекса, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.

В этой связи с 01.01.2020 при выкупе ценных бумаг публичного общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акции публичного общества, такое лицо (банк), осуществляющее выплаты владельцам выкупаемых акций, признается налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц при условии заключения с владельцем выкупаемых ценных бумаг договора купли-продажи соответствующих акций.

В пункте 7 статьи 84.8 Федерального закона N 208-ФЗ предусмотрено, в частности, что лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.8 Федерального закона N 208-ФЗ, выплачивает денежные средства в связи с выкупом ценных бумаг путем их перечисления на банковские счета в соответствии с информацией, полученной от регистратора общества. При отсутствии такой информации лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.8 Федерального закона N 208-ФЗ, обязано перечислить денежные средства за выкупаемые ценные бумаги в депозит нотариуса по месту нахождения публичного общества.

В таком случае сумма налога на доходы физических лиц не удерживается, если налоговый агент не имел возможности получения сведений о налогоплательщике.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 8.6-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" по требованию эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам), Банка России держатель реестра, номинальный держатель или лицо, осуществляющее централизованный учет прав на ценные бумаги, обязаны предоставить список владельцев ценных бумаг, составленный на дату, определенную в требовании. Эмитент (лицо, обязанное по ценным бумагам) вправе заявить указанное требование, если предоставление такого списка необходимо ему для исполнения обязанностей, предусмотренных федеральными законами. Требование эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам) о предоставлении списка владельцев ценных бумаг направляется только держателю реестра или лицу, осуществляющему централизованный учет прав на ценные бумаги.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2020 N 03-04-06/103518

Вопрос:

Об освобождении от НДС услуг по регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, оказываемых регистратором.

Ответ:

Согласно абзацам второму и третьему подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые регистраторами на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности, а также услуги, непосредственно связанные с услугами, оказываемыми регистраторами в рамках лицензируемой деятельности, и поименованные в разделе 6 Перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 761.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.

Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра, именуется держателем реестра. Держателем реестра по поручению эмитента или лица, обязанного по ценным бумагам, может быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра (далее - регистратор), либо в случаях, предусмотренных федеральными законами, иной профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 39-ФЗ предусмотрено, что регистрация выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ, а также регистрация выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, может осуществляться регистратором.

Принимая во внимание, что Федеральным законом N 39-ФЗ предусмотрена обязанность регистраторов осуществлять регистрацию выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ, а также регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, оказываемые регистраторами услуги по регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг могут быть отнесены к услугам регистраторов, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании абзаца второго подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.11.2020 N 03-07-07/96956

Вопрос:

О представлении в налоговые органы ранее представленных документов (информации).

Ответ:

Пунктом 5 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прямо предусмотрено, что ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в этом пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 Кодекса. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.10.2020 N 03-02-07/1/91557

Вопрос:

О применении СНТ пониженных тарифов страховых взносов, установленных для субъектов МСП.

Ответ:

Одной из мер поддержки бизнеса в период ухудшения экономической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции является решение по снижению в два раза для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) тарифов страховых взносов с 30% до 15% сверх сумм выплат работникам, превышающих минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ).

Так, статьей 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены начиная с 1 апреля 2020 года пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15% (10% на обязательное пенсионное страхование и 5% на обязательное медицинское страхование) для плательщиков страховых взносов, признаваемых МСП в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", с части выплат в пользу физических лиц, превышающей величину МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.

К выплатам, не превышающим в месяц МРОТ, субъектами МСП применяются общеустановленные тарифы страховых взносов (30%).

Таким образом, в случае если садоводческие некоммерческие товарищества включены в реестр субъектов МСП, то такой плательщик вправе применять пониженный тариф страховых взносов в совокупном размере 15% к части выплат работникам, превышающей величину МРОТ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2020 N 03-15-05/34821

Вопрос:

Об учете организацией-застройщиком, применяющей УСН, денежных средств дольщиков.

Ответ:

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса. При этом перечень таких доходов является исчерпывающим.

В соответствии с абзацем тринадцатым подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся средства целевого финансирования, в том числе имущество, полученное в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Иных положений в отношении доходов в виде средств дольщиков и (или) инвесторов, получаемых организациями-застройщиками, предусматривающих право налогоплательщика их не учитывать при определении налоговой базы, статьей 251 Кодекса не предусмотрено.

Статьями 2 и 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ предусматривается также иной механизм финансирования строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с которым организации-застройщику предоставляется кредитной организацией целевой кредит на обеспечение строительной деятельности, а привлеченные денежные средства дольщиков аккумулируются на специальном счете эскроу, открытом в этой кредитной организации.

В связи с этим в случае, если при осуществлении указанной строительной деятельности налогоплательщик не аккумулирует средства дольщиков на своих счетах, он не вправе применять норму абзаца тринадцатого подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.04.2020 N 03-11-11/33970

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН дохода от возмещения расходов на оплату коммунальных услуг.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

В свою очередь, статья 251 Кодекса не предусматривает исключения из доходов возмещения расходов на оплату коммунальных услуг.

При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса в целях применения главы 26.2 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Таким образом, сумма возмещения расходов на оплату коммунальных услуг учитывается налогоплательщиками в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.01.2020 N 03-11-11/1091

=============================================================================

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: