Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

23 октября 2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении ККТ и передаче кассовых чеков (БСО) при удержании организацией у физлиц вознаграждения за услуги.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Согласно пункту 5.3 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 указанной статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 названной статьи;

2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;

3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

В соответствии с пунктом 5.4 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении указанных расчетов кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Таким образом, в случае, указанном в вопросе, при удержании вознаграждения за услуги у физических лиц организация обязана применять контрольно-кассовую технику и, соответственно, обеспечивать передачу кассовых чеков (бланков строгой отчетности) таким физическим лицам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.09.2020 N 03-01-15/82030

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов работника в командировке в целях налога на прибыль.

Ответ:

Расходы организации на командировки на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

На основании пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Следовательно, документы, свидетельствующие о фактически осуществленных затратах при пребывании работника в служебной командировке, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).

В статье 6 Закона N 63-ФЗ указано, что информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Учитывая изложенное, расходы организации могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в случае оформления документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии обоснованности таких расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.09.2020 N 03-03-06/1/82196

Вопрос:

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) внесены изменения в НК РФ, которые направлены на снижение налоговых издержек организаций, осуществляющих передачу имущества (включая денежные средства) в НКО.

В частности, Законом закреплено право организаций признавать в расходах для целей исчисления налога на прибыль расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного:

- социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг. Порядок ведения указанного реестра, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение указанного реестра, устанавливаются Правительством Российской Федерации;

- централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированным некоммерческим организациям, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;

- иным некоммерческим организациям, включенным в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Критерии для включения некоммерческих организаций в указанный реестр, а также порядок его ведения и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, согласно изменениям, внесенным в пп. 13 п. 7 ст. 272 НК РФ, указанные расходы признаются в налоговом учете на дату передачи имущества.

В соответствии с общими нормами ст. 252 НК РФ, применяемыми ко всем затратам, учитываемым для целей налогообложения прибыли, расходы налогоплательщика должны быть документально подтверждены.

НК РФ не содержит конкретный список/перечень документов, которые могут использоваться для подтверждения вышеуказанных расходов. В то же время под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, в качестве документального подтверждения расходов налогоплательщика на передачу имущества (включая денежные средства) в НКО при расчете налога на прибыль следует использовать документы, оформленные в соответствии с нормами законодательства РФ, регулирующего деятельность таких НКО.

Верно ли, что при наличии у налогоплательщика на дату передачи имущества в НКО документов, подтверждающих:

1) статус некоммерческой организации;

2) нахождение некоммерческой организации в соответствующем реестре НКО (если применимо);

3) договоры с некоммерческой организацией, предусматривающие соблюдение условий и требований, установленных законодательством РФ, регулирующим деятельность такой НКО,

налогоплательщик вправе признать расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного вышеуказанным НКО, в целях налога на прибыль на основании пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ?

При этом в качестве документов, подтверждающих нахождение некоммерческой организации в соответствующем реестре НКО, может приниматься скриншот информации по конкретной организации из реестра на официальном сайте Министерства экономического развития РФ, на котором размещены эти реестры: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/.

Ответ:

Согласно подпункту 19.6 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с 01.01.2020 в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, указанным в данном подпункте пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Для учета у налогоплательщика указанных расходов необходимо подтвердить факт их осуществления. Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При этом НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.09.2020 N 03-03-06/2/82006

Вопрос:

Об уплате НДФЛ с зарплаты; о льготах по налогу на прибыль для организаций, использующих труд инвалидов, льготах (вычетах) по имущественным налогам для инвалидов и о плательщиках страховых взносов.

Ответ:

В части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ)

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Учитывая изложенное, заработная плата является доходом налогоплательщика, подлежащим обложению НДФЛ.

Действующая система налогообложения по НДФЛ ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.

Кроме того, статьей 217 Кодекса предусмотрен перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ.

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов освобождение от уплаты НДФЛ с доходов, полученных отдельными категориями налогоплательщиков, не предусмотрено.

В части налога на прибыль организаций

В силу нормы статьи 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно подпункту 38 пункта 1 статьи 264 Кодекса в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций учитываются расходы, осуществленные налогоплательщиком - организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов.

Также на основании подпункта 39 пункта 1 статьи 264 Кодекса к указанным расходам относятся расходы налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков - учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подпункте 38 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время для организаций, использующих труд инвалидов, уже установлено достаточное количество налоговых льгот по налогу на прибыль организаций.

В части имущественных налогов

Кодексом по имущественным налогам предусмотрены налоговые льготы для инвалидов.

Так, например, транспортным налогом не облагаются автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с., полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения.

По земельному налогу предусмотрен налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, принадлежащего, в частности, инвалидам I и II групп инвалидности, инвалидам с детства.

По налогу на имущество физических лиц Кодексом предусмотрены и налоговые вычеты, и налоговые льготы.

Налоговые вычеты предоставляются в отношении всех объектов жилого назначения вне зависимости от категории собственника: в отношении квартиры, части жилого дома - в размере кадастровой стоимости 20 кв. метров, в отношении комнаты, части квартиры - в размере кадастровой стоимости 10 кв. метров, в отношении жилого дома - в размере кадастровой стоимости 50 кв. метров.

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства. Налоговые льготы предоставляют в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (один жилой дом или часть жилого дома, одна квартира, часть квартиры или комната, гараж или машино-место, хозяйственное строение на садовом и приусадебном участке).

Предусмотренные на федеральном уровне меры поддержки инвалидов являются минимальными. Дополнительные налоговые льготы по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц могут быть предусмотрены соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Учитывая изложенное, внесения дополнительных изменений в Кодекс в части имущественных налогов не требуется.

В части страховых взносов

Исходя из положений пункта 1 статьи 419 главы 34 Кодекса основной категорией плательщиков страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, т.е. работодатели, начисляющие страховые взносы на выплаты своим работникам за счет своих средств.

Сами же физические лица - наемные работники, в том числе являющиеся инвалидами, не являются плательщиками страховых взносов. Поэтому фискальная нагрузка по страховым взносам не влияет на уровень доходов физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.09.2020 N 03-01-11/81599

Вопрос:

О налогообложении доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ или получающих доходы от источников в РФ.

Ответ:

В соответствии с положениями статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и уплачивают налог на прибыль в установленном положениями главы 25 НК РФ порядке.

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 НК РФ, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ.

Таким образом, действующие нормы НК РФ предусматривают налогообложение доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации или получающих доходы от источников в РФ.

В отношении предложения о введении дополнительного налога на доходы иностранных организаций - налогоплательщиков налога на прибыль сообщается, что согласно статье 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.09.2020 N 03-03-07/81352

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату проезда к месту работы и обратно.

Ответ:

Согласно положениям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Вместе с тем обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 26 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Следовательно, в случае если расходы налогоплательщиком на оплату проезда к месту работы и обратно произведены в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика, то они могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ. В иных случаях расходы на оплату проезда к месту работы и обратно не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 26 статьи 270 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.09.2020 N 03-03-06/1/80760

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН доходов от продажи транспортного средства, используемого в предпринимательской деятельности.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Учитывая изложенное, доходы от продажи транспортного средства, используемого в предпринимательской деятельности, учитываются в составе доходов от реализации при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.09.2020 N 03-11-11/80772

Вопрос:

Цессионарий получил по договору уступки права требования к Должнику права требования денежных средств в виде суммы займа и процентов за пользование займом. Размер платы, уплаченный Цессионарием Цеденту, меньше, чем размер требования.

Учитываются ли у Цессионария при объекте налогообложения "доходы" (УСН 6%) в доходах поступающие средства от Должника в счет погашения: суммы задолженности по займу; суммы процентов за пользованием займом?

Имеет ли право Цессионарий при объекте налогообложения "доходы" (УСН 6%) в доходах отразить доходы, которые возникнут по данной сделке, за минусом уплаченной суммы Цеденту за права требования?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 248 Кодекса установлено, что к доходам в целях налогообложения относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Исходя из положений статей 382 и 384 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. При этом, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) ранее приобретенного права требования установлены положениями статьи 279 Кодекса.

Так, согласно пункту 3 статьи 279 Кодекса налогооблагаемый доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства.

Соответственно, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, доходом будет признаваться вся сумма средств, поступивших в погашение приобретенного права требования (сумма основного долга и проценты, начисленные до переуступки).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.09.2020 N 03-11-06/2/80114

Вопрос:

О ставке налога на прибыль в отношении доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от вспомогательной деятельности.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

При этом пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются, в частности, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, которые относятся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70 процентов.

Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, вправе применять ставку налога на прибыль организаций в размере 0 процентов только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей от иных видов деятельности подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке по ставке 20 процентов.

Исходя из этого доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, относящихся к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, учитываются в составе доходов для целей исчисления налога на прибыль организации в общеустановленном порядке по ставке 20 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.09.2020 N 03-11-06/1/80106

Вопрос:

О налоге на прибыль при увеличении номинальной стоимости доли немецкой организации в уставном капитале ООО за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

Ответ:

Порядок налогообложения доходов от источников в Российской Федерации иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, определяется статьями 246, 247 и 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода, относятся доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений абзаца второго пункта 1 части второй статьи 250 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 310 Кодекса, если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае, если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме.

Вместе с тем в силу норм статьи 7 Кодекса налогообложение доходов, полученных немецким участником при увеличении уставного капитала российского общества путем увеличения номинальной стоимости долей его участников за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, осуществляется в соответствии с положениями Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение).

Согласно пункту 2 статьи 10 "Дивиденды" Соглашения термин "дивиденды" означает доходы по акциям, в том числе акциям горнодобывающей промышленности, по правам или сертификатам на участие в прибыли, учредительским паям или другим, за исключением долговых требований, правам на участие в прибыли, а также прочие доходы, которые по законодательству государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль, приравниваются в налоговом отношении к доходам по акциям.

В соответствии с пунктом 28 Комментариев к пункту 3 статьи 10 Модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал платежи, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение прибыли, принимаемое решением ежегодных собраний акционеров, но также денежные суммы или дополнительные выплаты в форме акций, премии, прибыль от ликвидации общества, а также скрытое распределение прибыли. Такие платежи могут выплачиваться из текущей прибыли, а также из резервов, в том числе из прибыли прошлых лет.

В связи с этим при увеличении обществом уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости доли его участника за счет нераспределенной прибыли прошлых лет у налогоплательщика - акционера данного общества, являющегося налоговым резидентом Германии, возникает доход в размере суммы увеличения номинальной стоимости доли, который следует квалифицировать как доход в виде дивидендов. Следовательно, налогообложение данного дохода немецкой компании осуществляется в соответствии с положениями статьи 10 "Дивиденды" Соглашения, регулирующей налогообложение дивидендов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.09.2020 N 03-08-05/79634

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: