Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
О применении НДС при реализации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации гражданских воздушных судов.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2020 года операции по реализации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов, облагаются НДС по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС в размере 0 процентов при реализации вышеуказанных товаров в соответствии с пунктом 15.2 статьи 165 Кодекса в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) на реализацию авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации гражданских воздушных судов;
2) документы (копии документов), подтверждающие целевое назначение товаров, выданные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке;
3) документы (копии документов), подтверждающие передачу авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации гражданских воздушных судов, налогоплательщиком покупателю.
Таким образом, операции по реализации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов, облагаются НДС по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, поименованных в пункте 15.2 статьи 165 Кодекса. В случае отсутствия вышеуказанных документов при реализации товаров, поименованных в подпункте 16 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для применения налоговой ставки НДС в размере 0 процентов оснований не имеется, соответственно, реализация таких товаров на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса подлежит налогообложению НДС по ставке в размере 20 процентов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.03.2020 N 03-07-11/19163
Вопрос:
О ставке НДС при реализации заменителя икры и имитированной икры.
Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе следующих продовольственных товаров: море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - постановление N 908) утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.
Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В связи с тем что в постановлении N 908 отсутствует код ОКПД 2 10.20.26.120 "Заменители икры", при реализации данной продукции применяется налоговая ставка 20 процентов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.03.2020 N 03-07-07/19091
Вопрос:
Об учете внереализационных доходов (расходов) сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей налога на прибыль.
Ответ:
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
При этом на основании пункта 1.3 статьи 284 НК РФ для указанных организаций налоговая ставка по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.
Таким образом, организации, отвечающие критериям, предусмотренным в пункте 2 статьи 346.2 НК РФ, вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов только в отношении деятельности, определенной в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ.
При этом отмечается, что согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Налоговой базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (пункт 1 статьи 247 и пункт 1 статьи 274 НК РФ). К исчисленной в данном порядке налоговой базе применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 НК РФ в размере 20 процентов.
При этом к доходам в целях указанной главы НК РФ относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 НК РФ).
Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, распространяется на все группы доходов (расходов), включая внереализационные доходы (расходы).
Таким образом, внереализационные доходы (расходы), которые непосредственно связаны с осуществлением деятельности, в отношении которой налогоплательщики вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, установленную в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ, учитываются при определении налоговой базы по данному виду деятельности.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.03.2020 N 03-03-07/17257
Вопрос:
О применении освобождения от НДС операций по реализации медицинских изделий с 01.01.2022.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость применяется в отношении медицинских изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2022 года освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное указанным подпунктом пункта 2 статьи 149 Кодекса, применяется в случае представления в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
В связи с этим в целях применения освобождения от налога на добавленную стоимость, предусмотренного указанным подпунктом пункта 2 статьи 149 Кодекса, при реализации медицинских изделий организации следует получить регистрационное удостоверение медицинского изделия, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.03.2020 N 03-07-07/17602
Вопрос:
О ставке НДС при реализации в РФ медицинского изделия "Средство перевязочное, гидрогелевое, противоожоговое стерильное".
Ответ:
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Указанные положения применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 (далее - Перечень).
Примечанием 1(1) к указанному Перечню предусмотрено, что коды ОКПД 2, приведенные в разделе II Перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также Примечанием 2 к указанному Перечню предусмотрено, что для целей применения Перечня следует руководствоваться указанными кодами ОКПД 2 и наименованиями товаров с учетом примечаний 1 и 1(1).
Учитывая изложенное, при реализации медицинских изделий применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в случае соблюдения вышеназванных условий.
Разделом II "Медицинские изделия" Перечня предусмотрен код ОКПД 2 21.20.23.190 "Препараты фармацевтические прочие". Поскольку код 21.20.23.190 включает код 21.20.23.199 "Средства нелечебные прочие", то при реализации медицинского изделия, соответствующего данному коду ОКПД 2, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.
Одновременно отмечается, что разделом I "Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями" Перечня предусмотрен код ОКПД 2 21.20.23 "Реагенты диагностические и прочие фармацевтические препараты" (кроме 21.20.23.193, 21.20.23.194, 21.20.23.195, 21.20.23.199).
Таким образом, если товару присвоен код ОКПД 2 21.20.23.199 и данный товар относится к разделу I "Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями", то пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов не применяется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.03.2020 N 03-07-07/17594
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль субсидий, полученных унитарным предприятием безвозмездно от собственника имущества этого предприятия.
Ответ:
Для целей налогообложения прибыли организаций средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Субсидии, полученные унитарными предприятиями, к средствам целевого финансирования не отнесены.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ в составе доходов унитарного предприятия при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества (за исключением денежных средств), которое безвозмездно получено унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. Порядок признания полученных денежных средств в составе доходов аналогичен порядку признания в доходах субсидий, предусмотренному пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.
Таким образом, субсидии, полученные унитарным предприятием безвозмездно от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по мере осуществления и признания расходов, произведенных за счет данных субсидий, или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете, как это предусмотрено пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.03.2020 N 03-03-07/17264
Вопрос:
Об НДС при оказании российской организацией иностранной организации услуг по разработке программ для ЭВМ.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
На основании подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг по разработке программ для электронно-вычислительных машин, их адаптации и модификации определяется по месту деятельности покупателя услуг.
Таким образом, в случае, если заказчиком оказываемых российской организацией услуг по разработке программ для электронно-вычислительных машин является иностранная организация, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, эти услуги не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.03.2020 N 03-07-08/17382
Вопрос:
О подтверждении расходов в целях налога на прибыль первичными учетными документами в электронном виде.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
На основании статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).
Согласно статье 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми и соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона N 63-ФЗ.
Таким образом, хозяйствующие стороны при оформлении первичных учетных документов могут организовать электронный документооборот при условии соблюдения требований Закона N 63-ФЗ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.03.2020 N 03-03-06/1/17830
Вопрос:
О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов на приобретение авиабилетов при направлении работника в командировку.
Ответ:
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
Таким образом, для учета у налогоплательщика расходов на проезд в командировку и обратно необходимо подтвердить факт осуществления указанных расходов, а также их обоснованность.
При этом согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Таким образом, затраты на командировки для целей налогообложения прибыли организаций могут быть обоснованы любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.
Учитывая изложенное, наличие посадочного талона не является обязательным условием подтверждения факта перевозки.
НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.03.2020 N 03-03-07/17700
Вопрос:
О страховых взносах со стоимости проезда работника из места командировки к месту работы, если после окончания командировки он остается в месте командирования на выходные (праздничные) дни.
Ответ:
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом и базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Кроме того, пунктом 2 статьи 422 Кодекса предусмотрено, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.
При этом согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Таким образом, если дата окончания командировки в приказе организации о командировании не совпадает с датой, указанной в проездном документе, то оплата организацией проезда работника к месту работы не является компенсацией его расходов, связанных со служебной командировкой.
В этой связи оплата организацией стоимости обратного билета работника облагается страховыми взносами на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса как выплаты в рамках трудовых отношений.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.03.2020 N 03-04-06/16878