Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
О применении ККТ и формировании кассового чека (БСО) при передаче товаров (работ, услуг) с последующей оплатой в кредит.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ для целей указанного Федерального закона под расчетами понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ выпущен приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию", предусматривающий соответствующие реквизиты фискальных документов.
Необходимо учитывать, что организацией контрольно-кассовая техника применяется при осуществлении каждого расчета, в том числе при осуществлении расчетов в виде предоплаты, аванса, передачи предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит.
Таким образом, в случае, указанном в вопросе, при передаче товаров (работ, услуг) без внесения денежных средств необходимо формировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) с признаком способа расчета (тег 1214) "Передача предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит", значение "6" и обязательными реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ.
При итоговом расчете необходимо формировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) с признаком способа расчета (тег 1214) "Оплата предмета расчета после его передачи с оплатой в кредит (оплата кредита)", значение "7", содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ.
На сайте ФНС России в сети Интернет (https://kkt-online.nalog.ru) в разделе "Методические указания" размещен пример формирования кассового чека (бланка строгой отчетности) при предоставлении рассрочки платежа.
Следует отметить, что согласно положениям пунктов 5.3 и 5.4 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 названной статьи, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.
Вместе с тем в случаях, прямо не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники осуществляется исходя из идентичности отражения операций в контрольно-кассовой технике и в регистрах бухгалтерского учета организации с учетом действующей учетной политики.
Согласно пункту 1 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, в случае, указанном в вопросе, допускается применение контрольно-кассовой техники в ближайший рабочий день.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.01.2020 N 03-01-15/5601
Вопрос:
Организация является разработчиком программного обеспечения для автоматизации учета и регистрации расчетов при оказании услуг и реализации товаров на стационарных торговых объектах, при дистанционной торговле, при оказании услуг и реализации товаров вне стационарного торгового объекта.
Многие клиенты совмещают производство, реализацию товаров на стационарных торговых объектах (в магазинах), дистанционные продажи через Интернет, а также производят доставку и сборку/монтаж своей продукции. Например, производство, продажу, доставку и монтаж пластиковых окон, дверей, мебели, домашнего текстиля, сложной домашней бытовой техники и других подобных товаров.
В рамках такой деятельности расчеты с покупателями производятся наличными и безналичными средствами в магазине, через Интернет, а также при доставке и монтаже непосредственно у покупателя на дому, то есть по месту выполнения работы вне торгового объекта.
В Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон) в отношении осуществления расчетов за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи, а также при расчетах по месту выполнения работы и (или) оказания услуги вне торгового объекта (торгового места, здания, строения, сооружения и их частей или земельного участка), используемого пользователем ККТ на правах собственности, аренды или других законных основаниях (п. 5.6 ст. 1.2 Закона), установлено право пользователя ККТ применять ККТ, установленную вне места совершения расчетов.
При этом для этих случаев установлена возможность исполнить обязанность по выдаче (направлению) чека такими способами, как направление покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер или адрес электронной почты или обеспечение покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или другого компьютерного устройства QR-код (п. 5.7 ст. 1.2 Закона).
Допускается ли применение описанными выше налогоплательщиками ККТ, находящейся вне места совершения расчета, при осуществлении расчетов по месту доставки (на дому у покупателя) и сборки/монтажа продукции налогоплательщика?
Допускается ли в таких случаях выполнение налогоплательщиком обязательств по выдаче кассового чека путем направления на абонентский номер, электронную почту или предъявления для считывания QR-кода?
Ответ:
В соответствии с пунктом 5.6 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в следующих случаях:
1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи);
2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;
3) при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 указанной статьи.
Согласно положениям пункта 5.7 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктом 5.6 названной статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) может быть исполнена пользователем в том числе одним из следующих способов:
1) путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети Интернет и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);
2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
Таким образом, в случае, указанном в вопросе, организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов по месту доставки и сборки (монтажа) продукции вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов. При этом обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) может быть исполнена ими одним из способов, определенных пунктом 5.7 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.01.2020 N 03-01-15/5603
Вопрос:
О ставке НДС при реализации грибов.
Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе продовольственных товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.
Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.01.2020 N 03-07-07/5182
Вопрос:
О применении ККТ организацией при приеме, зачете и возврате предоплаты и (или) авансов, предоставлении и погашении займов для оплаты товаров, работ, услуг.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами для целей указанного Федерального закона понимаются в том числе прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей).
В этой связи при приеме (получении) денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачете и возврате предварительной оплаты и (или) авансов, предоставлении и погашении займов для оплаты товаров, работ, услуг положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают на организацию обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.01.2020 N 03-01-15/4884
Вопрос:
О выставлении счетов-фактур и принятии к вычету НДС при возврате продавцу товаров ненадлежащего качества.
Ответ:
На основании пункта 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 г. N 15, начиная с 1 апреля 2019 г. у покупателя, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур по возвращаемым товарам, принятым им на учет. В связи с этим с 1 апреля 2019 г., а при возврате покупателем товаров, принятых им на учет до 1 апреля 2019 г. и после указанной даты, продавцом выставляются корректировочные счета-фактуры.
Согласно пункту 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, подлежат вычету в случае возврата этих товаров продавцу. При этом пунктом 4 статьи 172 Кодекса предусмотрено, что вычеты указанных сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров, но не позднее одного года с момента возврата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Таким образом, при изменении продавцом стоимости отгруженной продукции в сторону уменьшения в случае уменьшения количества отгруженных товаров корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю, является документом, служащим основанием для принятия продавцом сумм налога к вычету на основании пункта 5 статьи 171 Кодекса при выполнении требований пункта 4 статьи 172 Кодекса.
В случае если товары, ранее приобретенные и принятые на учет покупателем, в дальнейшем реализуются на основании договора купли-продажи (договора поставки), по которому покупатель выступает продавцом товаров, а бывший продавец - покупателем, то в отношении таких товаров выставляются счета-фактуры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, и такой счет-фактура, выставленный покупателем в адрес продавца, является документом, служащим основанием для принятия продавцом сумм налога к вычету на основании пункта 5 статьи 171 Кодекса при выполнении требований пункта 4 статьи 172 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.01.2020 N 03-07-09/4850
Вопрос:
Банк ведет деятельность на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России.
Объявлено решение реструктурировать бизнес в России путем ликвидации банка, аннулирования банковской лицензии и лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг на брокерскую, дилерскую и депозитарную деятельность. Этот план был публично озвучен и доведен до сведения Банка России.
В соответствии с п. 6 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" ликвидация банка должна завершиться не позднее одного года после решения о ликвидации.
В соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ:
"Банки... имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет".
Правильно ли, что банк вправе применять положения п. 5 ст. 170 НК РФ в части включения в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, сумм налога, уплаченных поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), после того как будут аннулированы лицензии (лицензия на осуществление банковских операций, лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской и депозитарной деятельности), выданные Банком России, до момента окончательной ликвидации банка?
Ответ:
Согласно пункту 5 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, уплачивается в бюджет.
Статьей 11 Кодекса установлено, что для целей налогообложения, в том числе налогом на добавленную стоимость, под термином "банки" понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).
В связи с этим банк, у которого не имеется соответствующих лицензий, выданных Банком России, не вправе применять порядок исчисления налога, предусмотренный вышеуказанным пунктом 5 статьи 170 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.01.2020 N 03-07-05/5014
Вопрос:
Об НДС при предоставлении работникам бесплатного питания.
Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В связи с этим при предоставлении сотрудникам организации, персонификация которых не осуществляется, бесплатного питания налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает.
В случае предоставления бесплатного питания сотрудникам организации, персонификация которых осуществляется, в отношении указанного питания возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организацией при приобретении данных продуктов питания, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.01.2020 N 03-07-11/4421