Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
О налоге на прибыль при получении иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства в РФ, дохода по производным финансовым инструментам.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно статье 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов, не связанные с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Таким образом, если доход иностранной организации от источников в Российской Федерации в виде вариационной маржи по контрактам, не предусматривающим поставку базисного актива, относится к доходам, указанным в пункте 1 статьи 309 Кодекса, то налогооблагаемым доходом по беспоставочным производным финансовым инструментам, обращающимся на организованном рынке, полученным иностранной организацией от источников в Российской Федерации, является сумма превышения положительной вариационной маржи по конкретному контракту над отрицательной вариационной маржей по этому контракту.
На основании положений пункта 4 статьи 301 Кодекса для целей главы 25 Кодекса под вариационной маржей понимается сумма денежных средств, рассчитываемая организатором торговли или клиринговой организацией и уплачиваемая (получаемая) участниками срочных сделок в соответствии с установленными организаторами торговли (или) клиринговыми организациями правилами.
Согласно статье 326 Кодекса налогоплательщики учитывают в составе налоговой базы изменение текущей стоимости финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке, в размере денежных сумм, рассчитанных биржей (клиринговой организацией).
При этом налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки с учетом положений главы 25 Кодекса.
В соответствии с принципами определения доходов, установленными статьей 41 Кодекса, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
При налогообложении доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающей доходы от источников в Российской Федерации, по беспоставочным производным финансовым инструментам, обращающимся на организованном рынке, налоговая база по налогу на прибыль указанной иностранной организации определяется как сумма превышения положительной вариационной маржи по конкретному контракту над отрицательной вариационной маржей по этому контракту на дату его исполнения (прекращения или исполнения встречной сделкой).
Касательно налогообложения доходов иностранных организаций, получаемых по поставочным производным финансовым инструментам, базисным активом которых являются индексы, иностранная валюта, ценные бумаги, не представленные недвижимым имуществом, расположенным на территории Российской Федерации, сообщается следующее.
На основании пункта 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Учитывая вышеизложенное, в случае, когда иностранная организация, деятельность которой не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, получает доходы (от исполнения, прекращения, а также доходы в виде вариационной маржи) по таким поставочным производным финансовым инструментам, указанные доходы иностранной организации налогообложению у источника выплаты не подлежат на основании положений пункта 2 статьи 309 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.02.2020 N 03-08-05/9100
Вопрос:
О налоге на прибыль при выполнении работ (услуг) и производстве продукции с длительным технологическим циклом.
Ответ:
Порядок признания доходов при методе начисления установлен в статье 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 271 НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).
Порядок налогового учета доходов от реализации установлен статьей 316 НК РФ, согласно которой по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, в случае если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Под производством с длительным технологическим циклом в целях исчисления налога на прибыль следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства.
Таким образом, при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, доход от реализации распределяется налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.
Следовательно, особенности признания доходов для целей налогообложения прибыли организаций применительно к длительным производственным циклам установлены главой 25 НК РФ только в отношении работ и услуг.
Датой получения дохода от реализации товаров признается дата реализации товаров, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату, то есть по дате перехода права собственности на соответствующие товары (пункт 3 статьи 271 НК РФ).
Таким образом, при производстве продукции (товаров) с длительным технологическим циклом доходы от реализации такой продукции включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций единовременно на дату реализации. При этом расходы в виде стоимости такой продукции, сформированной в соответствии со статьей 319 НК РФ, также включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций на дату реализации соответствующей продукции.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.02.2020 N 03-03-07/9075
Вопрос:
О ставке НДС при ввозе в РФ и реализации подгузников детских.
Ответ:
На основании подпункта 2 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов производится при реализации и ввозе в Российскую Федерацию товаров для детей. При этом коды видов указанных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - Постановление от 31 декабря 2004 г. N 908) утвержден перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - перечень при реализации). В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.
Для подгузников детских указанным перечнем при реализации предусмотрен код ОКПД 2 17.22.12.120 "Подгузники и пеленки детские из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон (в части подгузников для детей)".
Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Постановлением от 31 декабря 2004 г. N 908 также утвержден перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - перечень при ввозе). В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации продукции, указанной в данном перечне. В отношении ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.
Указанным перечнем при ввозе предусмотрены следующие коды ТН ВЭД ЕАЭС для подгузников детских: из 9619 00 300 0 "Подгузники детские", из 9619 00 500 1 "Подгузники детские", из 9619 00 500 9 "Подгузники детские", из 9619 00 810 1 "Подгузники детские", из 9619 00 810 9 "Подгузники детские". При этом примечанием к перечню при ввозе предусмотрено, что для целей применения данного перечня следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.02.2020 N 03-07-07/8507
Вопрос:
Об НДС и налоге на прибыль при оказании региональными операторами услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответ:
По вопросам применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, сообщается.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых с 1 января 2020 года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, по вводимым в действие с 1 января 2020 года предельным единым тарифам без учета НДС, утвержденным органом регулирования тарифов.
Что касается услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, фактически оказанных до 1 января 2020 года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, то на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса такие услуги подлежат налогообложению НДС по налоговой ставке в размере 20 процентов.
По вопросам применения налога на прибыль организаций.
Согласно пункту 1.12 статьи 284 Кодекса для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 0 процентов. В случае принятия субъектом Российской Федерации такого решения налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
Указанные налоговые ставки применяются к прибыли регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от деятельности в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 211-ФЗ установлено, что положения пункта 1.12 статьи 284 Кодекса (в редакции Закона N 211-ФЗ) применяются к налоговой базе по налогу на прибыль организаций, исчисляемой начиная с 1 января 2020 года.
Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций, предусмотренное пунктом 1.12 статьи 284 Кодекса, применяется в отношении прибыли, полученной региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная с 1 января 2020 года.
Доходы/расходы, полученные/понесенные региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами до указанного периода, подлежат отражению в соответствии с положениями статей 271 и 272 Кодекса в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.
Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.02.2020 N 03-03-06/1/8027
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль сумм кредиторской задолженности, подлежащей списанию в связи с ликвидацией (исключением из ЕГРЮЛ) организации-кредитора.
Ответ:
В соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1 и 21.3 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Налоговое законодательство не раскрывает понятия других оснований, по которым может быть списана кредиторская задолженность. НК РФ не содержит развернутого перечня оснований для списания кредиторской задолженности, при этом перечень оснований для списания кредиторской задолженности является открытым.
Статьей 419 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и другое).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК РФ).
Учитывая указанное, суммы кредиторской задолженности, списываемые в связи с ликвидацией организации-кредитора, подлежат включению в состав внереализационных доходов в периоде, соответствующем дате внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитора.
При этом если организация исключается из ЕГРЮЛ по решению налогового органа в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), то в силу пункта 2 статьи 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам. Следовательно, правовые последствия исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ приравнены ГК РФ к его ликвидации.
Вместе с тем на указанные в пункте 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ организации вышеназванные правовые последствия не распространяются. Кредиторская задолженность налогоплательщика перед такой организацией по этим основаниям не подлежит списанию, следовательно, и отражению в составе внереализационных доходов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.02.2020 N 03-03-06/2/7955
Вопрос:
О заполнении строки 1б корректировочного счета-фактуры при изменении стоимости товаров (работ, услуг), если ранее составлялся корректировочный счет-фактура в отношении других товаров (работ, услуг).
Ответ:
Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 168 и пункту 10 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на указанное изменение.
На основании пункта 5.2 статьи 169 Кодекса в корректировочном счете-фактуре должны быть указаны, в частности, порядковый номер и дата составления счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав; разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Правила заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137.
Так, согласно пунктам 1 и 2 Правил в строке 1б корректировочного счета-фактуры указываются номер и дата счета-фактуры, а при заполнении граф по строке А (до изменения) корректировочного счета-фактуры указываются соответствующие показатели граф счета-фактуры, к которому составляется корректировочный счет-фактура.
Поскольку корректировочный счет-фактура составляется на разницу между показателями до и после изменения стоимости, то при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), стоимость которых ранее не изменялась и в отношении которых корректировочный счет-фактура ранее не составлялся, продавцом выставляется корректировочный счет-фактура, в который переносятся соответствующие данные из счета-фактуры.
Учитывая изложенное, в случае если к счету-фактуре ранее составлялся корректировочный счет-фактура в отношении одних товаров (работ, услуг), то при изменении стоимости других товаров (работ, услуг), в отношении которых корректировочный счет-фактура ранее не составлялся, составляется второй корректировочный счет-фактура, в строке 1б которого указываются номер и дата счета-фактуры.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.02.2020 N 03-07-11/7830
Вопрос:
Об НДС при получении российской организацией розничной торговли от иностранной организации компенсации за убытки, возникающие при выполнении условий заключенного дистрибьюторского соглашения.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса предусмотрено, что в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.
Таким образом, если денежные средства, полученные российской организацией, не связаны с оплатой реализуемых ей товаров, а являются компенсацией убытков, возникающих в результате операционных расходов при выполнении этой организацией условий дистрибьюторского соглашения, заключенного с иностранным поставщиком товаров, такие денежные средства налогом на добавленную стоимость не облагаются. В связи с этим при получении указанных денежных средств счета-фактуры российской организацией не составляются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.02.2020 N 03-07-11/7717
Вопрос:
Об НДС при получении субсидий на возмещение затрат по оплате товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Ответ:
На основании пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 424-ФЗ) и пунктов 7 и 8 статьи 9 Федерального закона N 424-ФЗ суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет субсидий, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению) в случае, если документами о предоставлении субсидий предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, с включением в состав таких затрат предъявленных сумм НДС и (или) сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
В случае если документами о предоставлении субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС и (или) сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, то суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком за счет таких субсидий, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.
В связи с этим если документами о предоставлении налогоплательщику, осуществляющему операции, облагаемые НДС, субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС и (или) сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, то суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиком за счет таких субсидий, принимаются к вычету (не восстанавливаются).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.01.2020 N 03-07-11/6172
Вопрос:
О применении ККТ организацией при получении оплаты по договорам уступки прав требования по договорам участия в долевом строительстве.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона N 214-ФЗ объект долевого строительства - это жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
С учетом изложенного при получении оплаты по договорам уступки прав требования по договорам участия в долевом строительстве у организации отсутствует обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.01.2020 N 03-01-15/6138
Вопрос:
Об учете в целях УСН сумм предоплаты (авансов), полученных в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса установлено, что датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Таким образом, суммы предварительной оплаты (авансы), полученные в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), учитываются налогоплательщиками в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в отчетном (налоговом) периоде их получения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.01.2020 N 03-11-11/6179