Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

3 февраля 2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

В деятельности организации образуются лом и отходы черных и цветных металлов. С 01.01.2018 реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается НДС и эта обязанность возлагается на покупателя этого лома и отходов. Обязана ли организация, передающая право собственности на отходы и лом черных и цветных металлов на безвозмездной основе, исчислять и уплачивать в бюджет НДС?

Ответ:

На основании статьи 143 и пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2018 года операции по безвозмездной передаче лома и отходов черных и цветных металлов, осуществляемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), признаются объектом обложения НДС.

Пунктом 8 статьи 161 Кодекса установлено, что налоговая база по таким операциям определяется налоговыми агентами, которыми признаются получатели лома и отходов черных и цветных металлов, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.

Таким образом, организация, являющаяся налогоплательщиком НДС, в отношении лома и отходов черных и цветных металлов, передаваемых безвозмездно организациям и индивидуальным предпринимателям, НДС не исчисляет. В случае если лом и отходы черных и цветных металлов безвозмездно передаются физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, то НДС по такой передаче исчисляется указанной организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.12.2019 N 03-07-14/94527

Вопрос:

О выполнении функций налогового агента по НДФЛ при выплате купона по облигациям, эмитированным до 2017 г. и учитываемым на ИИС.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 214.9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, признается положительный финансовый результат, определяемый в соответствии со статьей 214.1, с учетом положений статей 214.3 и 214.4 Кодекса по совокупности соответствующих операций нарастающим итогом за период с начала действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета и с учетом установленных в статье 214.9 Кодекса особенностей.

Согласно пункту 3 указанной статьи исчисление, удержание и уплата в бюджет суммы налога в отношении доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, осуществляются налоговым агентом. Исчисление суммы налога в отношении доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, производится налоговым агентом на дату выплаты налогоплательщику дохода (в том числе в натуральной форме) не на индивидуальный инвестиционный счет налогоплательщика - исходя из суммы произведенной выплаты, а также на дату прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случая прекращения указанного договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу, в том числе у того же налогового агента.

Таким образом, удержание налоговым агентом исчисленной суммы налога по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, производится на дату выплаты дохода не на индивидуальный инвестиционный счет налогоплательщика или на дату прекращения договора независимо от вида выплачиваемого дохода (включая купон).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.12.2019 N 03-04-05/94296

Вопрос:

О применении пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР в отношении выплат физлицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) по гражданско-правовым договорам.

Ответ:

Статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций, получивших статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%.

Федеральным законом от 03.08.2018 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 300-ФЗ), вступившим в силу с 03.08.2018, в статью 427 Кодекса были внесены изменения, устанавливающие особенности применения, в частности, резидентами ТОСЭР упомянутых пониженных тарифов страховых взносов.

Так, согласно положениям пункта 10.1 статьи 427 Кодекса (в редакции Федерального закона N 300-ФЗ) резидент ТОСЭР применяет указанные пониженные тарифы страховых взносов в течение десяти лет со дня получения им статуса резидента ТОСЭР исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности), в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Таким образом, с 03.08.2018, то есть со дня вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, резиденты ТОСЭР не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам, начисляемым занятым в исполнение соглашения об осуществлении деятельности физическим лицам по гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, заключенным как до, так и после 03.08.2018.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.12.2019 N 03-15-06/94288

Вопрос:

О документальном подтверждении для целей налога на прибыль расходов на приобретение авиабилета при направлении работника в командировку.

Ответ:

Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Указанные расходы должны отвечать критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ, а именно: должны быть экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли будет являться авансовый отчет работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами, в частности авиабилетами, а также приказ о направлении в командировку, подписанный руководителем организации.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.12.2019 N 03-03-07/94225

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов на приобретение имущественных прав по договору уступки прав требования.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Поскольку расходы на приобретение имущественных прав по договору уступки прав требования в нем не поименованы, такие расходы не могут учитываться налогоплательщиком при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.12.2019 N 03-11-11/93316

Вопрос:

О применении ставки 0% по налогу на прибыль сельскохозяйственными товаропроизводителями при оказании услуг вспомогательной деятельности.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 Кодекса, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

Для применения вышеуказанной ставки налога на прибыль организаций необходимо вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции и доходов и расходов от иных видов деятельности.

Таким образом, организации, имеющие статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, вправе применять ставку налога на прибыль организаций в размере 0 процентов только в отношении деятельности, указанной в пункте 1.3 статьи 284 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.12.2019 N 03-11-11/93311

Вопрос:

О представлении документов, подтверждающих право на применение льготы по налогу на прибыль, участником регионального инвестиционного проекта.

Ответ:

Налоговые органы вправе, в частности, требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (пункт 1 статьи 31 НК РФ).

При этом при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие его право на такие налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

В целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Затраты, учитываемые в рамках регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) при определении объема капитальных вложений, поименованы в пункте 3 статьи 25.8 НК РФ.

Таким образом, при истребовании налоговыми органами в рамках камеральной налоговой проверки документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы как участника регионального инвестиционного проекта (далее - РИП), налогоплательщик обязан представить первичные документы, которые подтверждают осуществленные капитальные вложения при реализации РИП.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.12.2019 N 03-03-06/1/93648

Вопрос:

О применении ставки налога на прибыль организацией - резидентом ТОСЭР, имеющей обособленные подразделения за пределами ТОСЭР.

Ответ:

Согласно пункту 1.8 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для организаций, получивших статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет установлена в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 НК РФ.

При этом для резидентов ТОСЭР законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, в соответствии с положениями статьи 284.4 НК РФ (абзац второй пункта 1.8 статьи 284 НК РФ).

Указанные налоговые ставки применяются при условии:

- доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 НК РФ (подпункт 1 пункта 2 статьи 284.4 НК РФ);

- налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности (подпункт 2 пункта 2 статьи 284.4 НК РФ).

При выполнении вышеуказанных условий налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет в размере 0 процентов применяется ко всей налоговой базе. Пониженная ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации применяется только к налоговой базе от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

При этом действующей редакцией статьи 284.4 НК РФ установлены требования к резиденту ТОСЭР.

Одним из требований, предъявляемых к налогоплательщику - резиденту ТОСЭР налоговым законодательством исключительно в целях применения пониженной ставки налога на прибыль организаций, относится, в частности, условие, что такая организация не может иметь в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами ТОСЭР (подпункт 2 пункта 1 статьи 284.4 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ для целей законодательства о налогах и сборах определено понятие "обособленное подразделение организации", которое используется в значении любого территориально обособленного от организации подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, организация, являющаяся резидентом ТОСЭР в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 473-ФЗ, но не отвечающая требованиям, установленным пунктом 1 статьи 284.4 НК РФ (в том числе требованию, установленному подпунктом 2 указанного пункта), для целей главы 25 НК РФ не признается налогоплательщиком - резидентом ТОСЭР.

Следовательно, налогоплательщик не вправе применять пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций в случае несоблюдения требования, установленного вышеуказанным подпунктом НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.12.2019 N 03-03-06/1/93649

Вопрос:

О применении ККТ при продаже доли в уставном капитале организации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, продажа доли в уставном капитале организации не относится к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требует применения контрольно-кассовой техники.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.11.2019 N 03-01-15/93144

Вопрос:

О применении ККТ при получении денежных средств в безналичном порядке за товары.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

В этой связи при получении денежных средств в безналичном порядке за товары положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают на организацию обязанность применять контрольно-кассовую технику.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.11.2019 N 03-01-15/92658

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: