Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

20 Января 2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении ставки НДС 0% при оказании услуг по международной авиаперевозке грузов и почтовых отправлений.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по международной перевозке. При этом международной перевозкой товаров признается перевозка морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Перечень документов, представляемых в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога при оказании указанных услуг, установлен пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

Таким образом, при оказании услуг по международной авиаперевозке грузов и почтовых отправлений применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при наличии документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса, в том числе копии грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки (перегрузки), находящегося за пределами таможенной территории Таможенного союза.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2019 N 03-07-08/99893

Вопрос:

О применении медицинской организацией освобождения от НДС при оказании услуг по диагностике, профилактике и лечению, а также услуг по сбору крови и клинической лабораторной диагностике анализов крови.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением санитарно-эпидемиологических, ветеринарных и косметических услуг. При этом установленное ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

С учетом положений статьи 2 Закона N 323-ФЗ и в целях применения главы 21 Кодекса к медицинским услугам, реализация которых не подлежит налогообложению НДС, в том числе относятся услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132 "Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость", а также услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Согласно пункту 6 статьи 149 Кодекса операции по реализации названных услуг не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом.

Следовательно, указанные в перечне медицинские услуги, оказываемые населению, освобождаются от налогообложения НДС при наличии у организации лицензии на право их осуществления.

Таким образом, критерием применения норм подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса является оказание медицинскими организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, медицинских услуг, предусмотренных Перечнем.

Учитывая изложенное, медицинская организация, оказывающая названные услуги населению, имеет право на применение норм подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса при условии наличия соответствующей лицензии на оказание данного вида услуг.

Что касается применения НДС в отношении услуг по клинической лабораторной диагностике анализов крови организацией, привлекаемой для проведения таких анализов, то медицинские услуги, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, оказанные медицинской организацией - исполнителем физическим лицам, в том числе на основании договоров с заказчиками - юридическими лицами, освобождаются от налогообложения НДС при наличии у исполнителя соответствующей лицензии.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.12.2019 N 03-07-07/97292

Вопрос:

Об НДФЛ с сумм оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Доходом физических лиц согласно статье 41 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Федеральным законом от 17.06.2019 N 147-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.06.2019 N 147-ФЗ) статья 217 Кодекса дополнена пунктом 78, согласно которому освобождаются от налогообложения, в частности, суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации лицам (родителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами.

С учетом положений пунктов 2 и 5 статьи 2 Федерального закона от 17.06.2019 N 147-ФЗ положение пункта 78 статьи 217 Кодекса вступает в силу с 1 января 2020 года и применяется в отношении доходов физических лиц, полученных ими начиная с налогового периода 2019 года.

Таким образом, положение пункта 78 статьи 217 Кодекса применяется с 1 января 2020 года.

Вместе с тем следует учитывать, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 Кодекса не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.12.2019 N 03-04-06/96852

Вопрос:

Об учете владельцами судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, доходов и расходов в целях налога на прибыль.

Ответ:

Порядок учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли установлен главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Доходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, определены статьей 251 НК РФ, при этом расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, определены статьей 270 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС).

Для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.

При этом пунктом 48.5 статьи 270 НК РФ определено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, относятся расходы судовладельцев, связанные с получением доходов, указанных, в частности, в подпункте 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Таким образом, не подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций только доходы судовладельцев, полученные от использования судов, зарегистрированных в РМРС, в рамках деятельности, указанной, в частности, в подпункте 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ, а также их расходы, связанные с получением таких доходов.

Иные доходы и расходы, полученные (понесенные) судовладельцами в рамках деятельности, не указанной в соответствующих положениях пункта 1 статьи 251 НК РФ, подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном указанной главой НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.12.2019 N 03-03-07/96739

Вопрос:

Налогоплательщиком в составе внереализационных доходов учтены признанные должником штрафы, пени, суммы возмещения ущерба, имущественных потерь.

По договору уступки права требования налогоплательщик уступает цессионарию указанную задолженность организации-должника в виде штрафов, пеней, сумм возмещения ущерба, имущественных потерь.

Цена уступаемых прав, которую цессионарий выплачивает налогоплательщику-цеденту, равна сумме долга, признанного организацией-должником. То есть от операции по уступке прав требования долга в виде штрафов, пеней, сумм возмещения ущерба, имущественных потерь у налогоплательщика-цедента убытка не возникает.

На основании пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации имущественных прав на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

При реализации имущественного права, которое представляет собой право требования долга, налоговая база определяется с учетом положений, установленных ст. 279 НК РФ.

В п. п. 1 и 2 ст. 279 НК РФ установлены правила признания налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг) убытка от уступки права требования долга третьему лицу. Убыток определяется как разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг).

Согласно п. 1 ст. 155 НК РФ налоговая база при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

Правильно ли, что при уступке налогоплательщиком-цедентом прав требования долга в виде штрафов, пеней, сумм возмещения ущерба, имущественных потерь налоговая база по налогу на прибыль и НДС определяется как разница между доходом от уступки права требования и размером денежного требования (стоимостью уступаемого права требования долга)?

Ответ:

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты. При этом право требования по денежному обязательству может перейти к другому лицу в части, если иное не предусмотрено законом.

Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при уступке (переуступке) права требования установлены статьей 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Пунктами 1 и 2 статьи 279 Кодекса установлены правила признания налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, убытка от уступки права требования долга третьему лицу. Указанный убыток определяется как отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг).

При этом пунктами 1 и 2 статьи 279 Кодекса определено, что соответствующие положения указанных пунктов статьи 279 Кодекса также применяются к налогоплательщику - кредитору по долговому обязательству.

Если признанные должником штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба в соответствии с пунктом 3 статьи 250 Кодекса ранее были учтены налогоплательщиком-цедентом в составе внереализационных доходов, то при уступке права требования задолженности в их части сумма соответствующих внереализационных доходов включается в стоимость передаваемой задолженности для целей определения результата от уступки права требования долга третьему лицу. В противном случае они не уменьшают доходы от реализации права требования такого долга.

Что касается порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при передаче имущественных прав (уступке права требования долга), отмечается следующее.

Согласно пункту 1 статьи 153 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 Кодекса.

При передаче имущественных прав в случаях, не предусмотренных статьей 155 Кодекса, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 153 Кодекса, в соответствии с которым при определении налоговой базы выручка от передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.12.2019 N 03-03-06/1/96915

Вопрос:

Об НДФЛ при оплате организацией питания за работников.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса установлено, что к доходам налогоплательщика, полученным в натуральной форме, относятся, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, с учетом положений статьи 211 Кодекса стоимость питания, оплаченного организацией за своих сотрудников, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.12.2019 N 03-04-05/96827

Вопрос:

О ставке НДС при ввозе в РФ семян рапса для посева.

Ответ:

Согласно пункту 2 и пункту 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации в том числе продовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень), который применяется с учетом примечаний.

Так, примечанием 1 к Перечню установлено, что для целей применения перечня следует руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товара. Примечанием 4 установлено, что коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в Перечне, применяются исключительно в отношении товаров, предназначенных для использования в пищевых целях.

Таким образом, при соблюдении условий, указанных в примечаниях Перечня, товары облагаются по ставке налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса.

В иных случаях товары облагаются по ставке налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.12.2019 N 03-07-07/96804

Вопрос:

О восстановлении НДС при передаче реорганизуемой организацией правопреемнику товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Ответ:

Особенности применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реорганизации организации установлены статьей 162.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, согласно пункту 8 данной статьи Кодекса при передаче правопреемнику товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, при приобретении (ввозе) которых суммы НДС были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, соответствующие суммы НДС восстановлению и уплате в бюджет реорганизованной (реорганизуемой) организацией не подлежат.

Что касается восстановления правопреемником сумм НДС, ранее принятых к вычету реорганизованной (реорганизуемой) организацией по передаваемым правопреемнику товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, то в случае использования правопреемником данных товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, для операций, подлежащих налогообложению НДС, обязанности по восстановлению НДС у правопреемника не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.12.2019 N 03-07-11/96234

Вопрос:

Об определении налогового статуса физлица и сроке представления уведомления о КИК в целях НДФЛ.

Ответ:

Для определения налогового статуса физического лица применяются соответствующие положения главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей, налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации.

При определении налогового статуса физического лица учитывается 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, определяется по его итогам.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 25.14 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, уведомляют налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

При этом обращается внимание, что определение статуса лица, признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, в качестве контролирующего лица контролируемой иностранной компании осуществляется в порядке, установленном статьей 25.13 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.14 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 Кодекса.

Дата признания дохода физического лица в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании определяется с учетом положений пункта 1.1 статьи 223 Кодекса.

Таким образом, если в налоговом периоде по налогу на доходы физических лиц налогоплательщиком - контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании, то уведомление о контролируемых иностранных компаниях, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 25.14 Кодекса, представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за этим налоговым периодом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.12.2019 N 03-12-12/2/95662

Вопрос:

О применении ККТ при безналичных расчетах с физлицами за недвижимое имущество, аренду (социальный наем) и при получении денежных средств в качестве госпошлины, штрафов и возмещения ущерба.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

В этой связи при получении денежных средств в безналичном порядке за товары (в том числе недвижимое имущество), работы, услуги (при получении платы за аренду (социальный наем) имущества) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают на организацию обязанность применять контрольно-кассовую технику. Вместе с тем при получении денежных средств в качестве государственной пошлины либо штрафов и иных сумм в возмещение ущерба применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.12.2019 N 03-01-15/95663

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: