Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

7 Октября 2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об уплате страховых взносов на ОПС с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для их исчисления, при применении пониженных тарифов страховых взносов.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса.

На основании пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование устанавливается в размере 22,0% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 10,0% свыше установленной предельной величины, если иное не предусмотрено главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса.

Статьей 427 главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены иные, пониженные тарифы страховых взносов.

При этом исходя из положений пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса пониженные тарифы страховых взносов, установленные данной статьей, применяются в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования.

Таким образом, по совокупности вышеприведенных норм Налогового кодекса плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со статьей 427 Налогового кодекса, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10% с сумм выплат физическим лицам, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, не исчисляют и не уплачивают.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.08.2019 N 03-15-06/61097

Вопрос:

О применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль в виде расходов на приобретение, модернизацию или реконструкцию ОС.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса.

Вместе с тем право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, применительно к объектам основных средств, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, устанавливается законом данного субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса).

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет не более 90 процентов суммы расходов текущего периода, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 257 Кодекса, и (или) не более 90 процентов суммы расходов текущего периода на цели, указанные в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением расходов на ликвидацию основных средств).

При этом субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 90 процентов соответствующих расходов на основании подпункта 2 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса.

Необходимо отметить, что объекты основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.1 Кодекса, не подлежат амортизации (абзац второй пункта 7 статьи 286.1 Кодекса).

Кроме того, расходы на приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.1 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пункт 5.1 статьи 270 Кодекса).

Таким образом, расходы на приобретение основных средств (расходы на модернизацию и реконструкцию основных средств), в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, в том числе в виде разницы между максимальным размером инвестиционного налогового вычета, установленного абзацем первым пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, и размером инвестиционного налогового вычета, установленного законом субъекта Российской Федерации, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с абзацем первым пункта 8 статьи 286.1 Кодекса решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета применяется налогоплательщиком ко всем объектам основных средств, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 286.1 Кодекса, и отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Абзацем первым пункта 4 статьи 286.1 Кодекса установлено, что инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, применяется к объектам основных средств, относящимся к третьей - седьмой амортизационным группам, по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений, к которым относятся указанные объекты, с учетом положений пункта 6 статьи 286.1 Кодекса.

При этом решение налогоплательщика об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета действует применительно к объектам основных средств, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территориях субъектов Российской Федерации, которые предоставили право на применение в отношении таких объектов инвестиционного налогового вычета в соответствии с пунктом 6 статьи 286.1 Кодекса, в период действия соответствующего закона (абзац третий пункта 8 статьи 286.1 Кодекса).

В этой связи решение налогоплательщика об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета применяется ко всем объектам основных средств, относящимся к третьей - седьмой амортизационным группам и расположенным на территориях субъектов Российской Федерации, которые предоставили право на применение в отношении таких объектов основных средств инвестиционного налогового вычета, если иное не установлено законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Дополнительно отмечается, что с 01.01.2020 решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета принимается налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого расположены такие обособленные подразделения, и применяется ко всем обособленным подразделениям, расположенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт "з" пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2019 N 210-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно абзацу второму пункта 8 статьи 286.1 Кодекса использование (отказ от использования) права на применение инвестиционного налогового вычета допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) права на применение инвестиционного налогового вычета по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения, если иной срок не определен решением субъекта Российской Федерации.

Следовательно, налогоплательщик вправе применять решение об использовании инвестиционного налогового вычета только с начала очередного налогового периода (начиная с 01.01.2018 по 01.01.2027) при условии наличия соответствующего закона субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик вправе отказаться от указанного решения лишь по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения, если иной срок не определен решением субъекта Российской Федерации. В свою очередь, отказавшись от решения об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета, принять решение о повторном использовании права на применение инвестиционного налогового вычета возможно также по истечении аналогичного периода времени.

Также отмечается, что в случае принятия решения об отказе от использования права на применение инвестиционного налогового вычета (истечения срока действия инвестиционного налогового вычета) налогоплательщик утрачивает право уменьшать суммы налога на прибыль организаций на неучтенную сумму расходов по соответствующим объектам основных средств, а также начислять амортизацию по таким объектам основных средств (в соответствующей части расходов, произведенных в периоде применения инвестиционного налогового вычета).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.08.2019 N 03-03-05/60626

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль медицинской организацией средств, полученных от страховой организации за оказание медицинских услуг застрахованным лицам в рамках ОМС.

Ответ:

Согласно положениям подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, по перечню таких доходов, установленному данным подпунктом.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К таким доходам согласно указанному подпункту пункта 1 статьи 251 НК РФ относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Следовательно, указанная норма подлежит применению в том случае, если медицинская организация, осуществляющая медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, получает денежные средства за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.08.2019 N 03-03-06/3/59607

Вопрос:

Об указании в кассовом чеке буквенных обозначений "А" и "Б" в зависимости от применяемой ставки НДС.

Ответ:

Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров, определяются Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона определены обязательные реквизиты, которые должен содержать кассовый чек, в том числе: наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость).

Кроме этого, в соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона выпущен приказ ФНС России от 21 марта 2017 г. N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию", предусматривающий применение соответствующих реквизитов и форматов фискальных документов.

Буквенные обозначения "А" и "Б", указываемые в ряде случаев в кассовом чеке в зависимости от применяемой ставки налога на добавленную стоимость 10 или 20 процентов, в качестве реквизитов кассового чека положениями Федерального закона и вышеуказанного приказа ФНС России не установлены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.08.2019 N 03-07-14/59232

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль убытка по акциям, не обращающимся на ОРЦБ, при ликвидации эмитента.

Ответ:

В соответствии с абзацем первым пункта 22 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами определяется совокупно в порядке, установленном статьей 304 Кодекса, и отдельно от общей налоговой базы, если иное не предусмотрено статьей 280 и статьей 304 Кодекса.

Согласно пункту 25 статьи 280 убыток в виде отрицательной разницы между рыночной ценой получаемого имущества (имущественных прав) и фактически понесенными затратами на приобретение эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций), организация - эмитент которых была ликвидирована (в том числе в результате применения процедуры банкротства), учитывается в полном объеме на дату ликвидации организации-эмитента в соответствующей налоговой базе в зависимости от категории таких ценных бумаг.

Таким образом, убыток по акциям, не обращающимся на организационном рынке ценных бумаг, эмитент которых ликвидирован, учитывается у налогоплательщика (акционера) в налоговой базе по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами в полном объеме на дату ликвидации организации-эмитента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.08.2019 N 03-03-07/59117

Вопрос:

Об амортизации бывших в употреблении объектов ОС в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 7 статьи 258 Кодекса установлено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

При этом согласно пункту 12 статьи 258 Кодекса приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

Таким образом, учитывая положения пунктов 7 и 12 статьи 258 Кодекса, налогоплательщик вправе определить норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, исходя из срока полезного использования, определенного в рамках той амортизационной группы, в которую они были включены у предыдущего собственника, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации их предыдущим собственником.

В противном случае налогоплательщик определяет норму амортизации приобретенных основных средств (в том числе бывших в употреблении) в общеустановленном порядке: исходя из срока полезного использования, определенного в рамках той амортизационной группы, в которую они включены текущим собственником на дату их ввода в эксплуатацию (без уменьшения на период их эксплуатации предыдущим собственником).

Также отмечается, что законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено дополнительных особенностей определения нормы амортизации основных средств, бывших в употреблении, амортизационная группа по которым изменилась вследствие внесения соответствующих изменений в утвержденную классификацию основных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.08.2019 N 03-03-06/1/59100

Вопрос:

Об учете участником регионального инвестиционного проекта доходов в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль.

Ответ:

К доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 284.3 НК РФ налогоплательщик - участник регионального инвестиционного проекта (далее - РИП), указанный в подпункте 1 пункта 1 или пункте 2 статьи 25.9 НК РФ, вправе применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, а также в бюджет субъекта Российской Федерации, при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик - участник РИП вправе применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций ко всей прибыли, полученной как от реализации РИП, так и от иной деятельности, только в случае, если 90 процентов доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, составляют доходы от реализации либо новых товаров, либо дополнительно произведенных в результате реализации РИП товаров.

При этом следует учитывать, что участник РИП в целях соблюдения условия, установленного пунктом 1 статьи 284.3 НК РФ, в составе всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, учитывает доходы от реализации и внереализационные доходы, за исключением доходов в виде положительных курсовых разниц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.08.2019 N 03-03-06/1/58919

Вопрос:

Об отражении в налоговом расчете доходов иностранной организации, относящихся к ее постоянному представительству в РФ, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 310 Кодекса налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ утверждена форма Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет), Порядок ее заполнения, а также формат представления налогового расчета в электронной форме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Кодекса доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 Кодекса, относящиеся к постоянному представительству, признаются объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 310 Кодекса исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

Исходя из положений статьи 306 Кодекса понятие "постоянное представительство" для целей налогообложения имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации самостоятельно уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 307 Кодекса иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 284 Кодекса, за исключением доходов, перечисленных в подпунктах 1, 2, абзаце втором подпункта 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса. Указанные доходы, относящиеся к постоянному представительству, облагаются налогом отдельно от других доходов по ставкам, установленным подпунктом 3 пункта 3 и пунктом 4 статьи 284 Кодекса.

Указанные налогоплательщики, согласно статье 313 Кодекса, исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, представляют в налоговый орган по месту нахождения своего постоянного представительства налоговую декларацию по налогу на прибыль в порядке и в сроки, установленные статьей 289 Кодекса (пункт 8 статьи 307 Кодекса).

Учитывая изложенное, если до даты выплаты дохода организации, выплачивающей доход, представлены документы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 310 Кодекса, то у организации, выплачивающей доход, не возникает обязанности по отражению в Налоговом расчете суммы дохода иностранной организации, относящейся к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.08.2019 N 03-08-05/58818

Вопрос:

О регистрации ККТ, а также о применении организацией ККТ при зачете и возврате предварительной оплаты и (или) авансов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям пункта 1 статьи 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Следует отметить, что Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит ограничений по регистрации организацией контрольно-кассовой техники без образования обособленного подразделения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и (или) заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники.

В связи с этим по вопросу о регистрации контрольно-кассовой техники целесообразно обратиться в ФНС России.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.

Таким образом, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов организация в настоящее время обязана применять контрольно-кассовую технику.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.08.2019 N 03-01-15/58819

Вопрос:

О применении ККТ при расчетах с подотчетным лицом организации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Таким образом, контрольно-кассовая техника должна применяться при расчетах между организациями и индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами либо с предъявлением электронного средства платежа.

При оплате товаров, работ, услуг подотчетным лицом идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой доверенности на совершение расчетов от имени организации. Также важным фактором взаимодействия двух организаций является договор. В случае соблюдения указанных условий расчет осуществляется между организациями, и при таком расчете применяется одна единица контрольно-кассовой техники и формируется один кассовый чек. При этом контрольно-кассовая техника применяется лицом, которое реализует товары (работы, услуги), с выдачей (направлением) кассового чека.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, должен содержать, в частности, следующие реквизиты: наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) и идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента).

Указание данных реквизитов в кассовом чеке позволит оформить расчет одним чеком с идентификацией обеих сторон в качестве организаций.

В случае если продавцом достоверно не установлен статус покупателя (клиента) как представителя организации (что, например, могло быть достигнуто предъявлением доверенности), контрольно-кассовая техника применяется продавцом в порядке, предусмотренном для расчета с покупателем - физическим лицом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.08.2019 N 03-01-15/58816

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: