Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

23 Сентября 2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС в отношении операций по реализации макулатуры, в том числе при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок макулатуры.

Ответ:

На основании пункта 8 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) НДС в отношении операций по реализации макулатуры, осуществляемых налогоплательщиками НДС, исчисляет покупатель (получатель) макулатуры.

Пунктами 1 и 15 статьи 167 Кодекса предусмотрено, что моментом определения налоговой базы при реализации указанных товаров является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 168 Кодекса при реализации налогоплательщиками макулатуры, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок макулатуры налогоплательщик составляет счета-фактуры без учета сумм НДС. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом".

Поскольку освобождение покупателей (получателей) макулатуры от обязанности по исчислению НДС в отношении операций по реализации макулатуры в связи с отсутствием счета-фактуры, составляемого и выставляемого налогоплательщиком, положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено, покупатель (получатель) обязан исчислить НДС по операциям реализации макулатуры на раннюю из дат: день отгрузки (передачи) макулатуры либо день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок макулатуры.

Что касается принятия к вычету НДС, исчисленного покупателем (получателем) макулатуры в отношении перечисленных сумм предварительной оплаты (частичной оплаты), то в соответствии с абзацем вторым пункта 12 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные налоговым агентом, указанным в пункте 8 статьи 161 Кодекса, с сумм оплаты, частичной оплаты, перечисленных в счет предстоящего приобретения товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 Кодекса. При этом пунктом 9 статьи 172 Кодекса предусмотрено, что вычеты указанных сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.

Таким образом, вычеты НДС, исчисленного покупателем (получателем) макулатуры по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), не производятся в случае отсутствия счетов-фактур, выставленных продавцами по этим суммам предварительной оплаты (частичной оплаты).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.08.2019 N 03-07-11/66759

Вопрос:

Работники, занятые во вредных условиях труда, должны проходить медицинские осмотры. Как облагается страховыми взносами и НДФЛ компенсация работникам расходов на медосмотры в связи с Письмом Минфина России от 08.02.2018 N 03-15-06/7527?

Ответ:

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Статьей 213 Трудового кодекса определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. К ним относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Предусмотренные статьей 213 Трудового кодекса категории работников проходят медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок).

Согласно пунктам 6 и 7 Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров возлагаются на работодателя. Кроме того, периодические осмотры проводятся на основании направления на медицинский осмотр, выданного работнику работодателем.

Пунктом 8 Порядка определено, что направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов, в котором, в частности, указывается: наименование медицинской организации (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров); наименование должности (профессии) или вида работы; вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.

Таким образом, прохождение обязательного медицинского осмотра работника должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров) и за счет средств работодателя.

Иной порядок прохождения данных медицинских осмотров является нарушением норм, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

При этом перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, установленный статьей 422 Кодекса, является исчерпывающим и не содержит сумм выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими медицинских осмотров.

Таким образом, возмещаемые организацией работникам суммы расходов по оплате медицинских осмотров облагаются страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Кодекса.

В отношении обложения налогом на доходы физических лиц сообщается, что из рассматриваемого вопроса следует, что оплата обязательных медицинских осмотров в нарушение статьи 213 Трудового кодекса осуществлена за счет собственных средств работников. При этом общество возместило работникам расходы путем выплаты компенсации стоимости медицинских осмотров, которые должны осуществляться за счет средств работодателя.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

С учетом вышеизложенного суммы возмещения налогоплательщикам понесенных ими расходов на оплату обязательных медицинских осмотров, необходимость прохождения которых обусловлена требованиями статьи 213 Трудового кодекса, не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков, соответственно, доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, в таком случае не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.08.2019 N 03-04-06/66814

Вопрос:

Об НДС при выдаче работникам трудовых книжек или вкладышей в них.

Ответ:

Согласно статье 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом особенностей применения налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) по стоимости их приобретения указанной главой Кодекса не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары.

В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора впервые трудовая книжка оформляется работодателем.

Согласно пункту 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках", при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 34 и 48 указанных Правил.

Таким образом, операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.08.2019 N 03-07-11/66111

Вопрос:

О дате получения доходов в целях НДФЛ и дате признания расходов на оплату труда в целях налога на прибыль.

Ответ:

Перечень расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль организаций определен положениями статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 272 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 НК РФ расходов на оплату труда.

Для целей главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ даты фактического получения различных видов доходов определены в статье 223 НК РФ.

Даты признания расходов по налогу на прибыль организаций, установленные в главе 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, для целей налога на доходы физических лиц значения не имеют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.08.2019 N 03-03-07/66078

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ответ:

Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с пунктом 12 статьи 255 НК РФ в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ в расходы на оплату труда включаются надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Согласно статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Таким образом, выплачиваемая работодателем надбавка к заработной плате сотрудника за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начисленная в соответствии с требованиями ТК РФ, может быть учтена в составе расходов на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.08.2019 N 03-03-07/65524

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов по договору аренды и доходов в виде имущества, полученного по договору безвозмездного пользования.

Ответ:

Если речь идет о налогообложении налогом на прибыль доходов (расходов) по заключенному организацией договору аренды, то следует руководствоваться следующим.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.

Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ в отношении арендных платежей за арендуемое имущество датой осуществления расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления документов, служащих основанием для производства расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

При этом пунктом 1 статьи 272 НК РФ предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Таким образом, основанием для учета расходов по договору аренды для целей налогообложения прибыли является действующий договор аренды, условиями которого предусмотрена плата за временное владение и пользование или временное пользование.

Вместе с тем если имеет место безвозмездный договор, то правоотношения сторон по договору безвозмездного пользования регулируются главой 36 ГК РФ. Статьей 689 ГК РФ определено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ к внереализационным доходам в целях налогообложения прибыли относится доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Установленный пунктом 8 статьи 250 НК РФ принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, подлежит применению и при оценке имущественного права, в том числе права пользования вещью.

Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.08.2019 N 03-03-07/65526

Вопрос:

О ставке НДС при реализации колбасных изделий.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе следующих продовольственных товаров: мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного).

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.08.2019 N 03-07-11/65425

Вопрос:

О налоге на прибыль в отношении курсовых разниц, возникающих при переоценке обязательств комиссионера в иностранной валюте и требований комитента.

Ответ:

При получении (перечислении) аванса, задатка по договору в соответствии с пунктом 8 статьи 271 и пунктом 10 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату получения (перечисления) аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток).

При этом положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки выданных (полученных) авансов не включается налогоплательщиком в доходы (расходы) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пункт 11 статьи 250 и подпункт 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

Таким образом, задолженность, возникшая в связи с получением (перечислением) валютных ценностей в счет оплаты товара, работ, услуг до их поставки или выполнения (аванс), в налоговом учете не переоценивается.

Необходимо отметить, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (статья 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего (статья 996 ГК РФ).

Следовательно, получение указанных вещей, в том числе денежных средств, формирует обязательства комиссионера перед комитентом. Одновременно у комитента возникают права требования к комиссионеру. В этом случае возникшие обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте и не являющиеся авансами, подлежат переоценке в соответствии с пунктом 11 статьи 250 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Таким образом, переоценка валютных ценностей и сопутствующих им обязательств, выраженных в иностранной валюте, у комиссионера приводит к возникновению положительной и отрицательной курсовых разниц одинакового размера и, соответственно, не формирует у него налоговую базу по налогу на прибыль. А курсовые разницы, возникающие от переоценки требований комитента, выраженных в иностранной валюте, учитываются у последнего при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Одновременно сообщается, что квалификация полученных комиссионером от комитента средств в качестве авансов либо иного долгового обязательства определяется конкретными условиями заключенного договора комиссии. При этом в качестве аванса могут рассматриваться только указанные выше средства, которые связаны с расчетами в качестве оплаты услуг комиссионера.

Вместе с тем обращается внимание, что особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, установлены Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденным приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.08.2019 N 03-03-05/65602

Вопрос:

Организация оказывает услуги контрагенту-юрлицу, у которого закупает товар. И организация, и контрагент деятельность осуществляют в безналичном порядке (ККТ никогда не устанавливалась в связи с отсутствием операций, требующих обязательного ее наличия). Образуются встречные обязательства, которые иногда закрываются актом взаимозачета встречных требований (где нет ни наличных, ни безналичных денежных средств). Нужно ли применять онлайн-кассу с 01.07.2019 при проведении расчетов взаимозачетом встречных требований?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Учитывая изложенное, при осуществлении зачета встречных требований между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.08.2019 N 03-01-15/64589

Вопрос:

Об НДС при реализации управляющей компанией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Ответ:

Согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаются от налогообложения) операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении этих товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

В связи с этим у управляющих организаций, применяющих освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включаются в стоимость этих работ (услуг).

Одновременно обращается внимание, что освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2019 N 03-07-14/63877

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: