Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об указании в кассовом чеке (БСО) дополнительных реквизитов, соответствующих реквизитам счета-фактуры, при осуществлении расчетов между организациями и (или) ИП.
Ответ:
Реквизитный состав кассового чека (бланка строгой отчетности), установленный Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и форматами фискальных документов, разработанными в соответствии с указанным Федеральным законом и утвержденными приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ (далее - приказ ФНС России N ММВ-7-20/229@), содержит необходимый набор данных, который позволяет в полной мере обеспечить идентификацию товара и вести учет налога на добавленную стоимость.
Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон N 54-ФЗ и вступающим в силу с 01.07.2019, кассовый чек (бланк строгой отчетности), сформированный при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, должен содержать дополнительные реквизиты, которые соответствуют реквизитам счета-фактуры, в частности сведения о стране происхождения товара и регистрационный номер таможенной декларации (далее - дополнительные реквизиты).
В соответствии с приказом ФНС России N ММВ-7-20/229@ дополнительные реквизиты являются необязательными для указания в кассовом чеке (бланке строгой отчетности), в случае если контрольно-кассовая техника обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов, имеющими номер версии "1.0" и "1.05", а для форматов фискальных документов, имеющих номер версии "1.1", указание дополнительных реквизитов обязательно только в электронной форме кассового чека (бланка строгой отчетности), если иное не предусмотрено приказом ФНС России N ММВ-7-20/229@. При этом кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе может не содержать дополнительных реквизитов.
В соответствии с пунктом 2 приказа ФНС России N ММВ-7-20/229@ с 01.01.2019 формат фискальных документов версии "1.0" утрачивает силу.
Таким образом, в случае использования формата фискальных документов, имеющего номер версии "1.05", а также при формировании кассового чека (бланка строгой отчетности), соответствующего формату фискальных документов, имеющему номер версии "1.1", на бумажном носителе пользователи контрольно-кассовой техники вправе не указывать дополнительные реквизиты.
Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 28.11.2018 N 03-01-15/86080, от 28.11.2018 N 03-01-15/86077
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде имущества и имущественных (неимущественных) прав, полученных в качестве вклада в имущество ООО.
Ответ:
Согласно подпункту 3.7 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.
Необходимо отметить, что порядок внесения вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью определен статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Таким образом, доходы в виде вышеуказанных имущества и прав, полученных от участника общества с ограниченной ответственностью в качестве вклада в имущество такого общества в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и статьей 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.11.2018 N 03-03-06/1/86007
Вопрос:
О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, применяющей УСН и осуществляющей деятельность в области здравоохранения.
Ответ:
Исходя из положений подпункта 5 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для плательщиков страховых взносов - организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, деятельность в области здравоохранения, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при одновременном соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей) и доле доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%).
Согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.
Таким образом, плательщики страховых взносов, основным видом экономической деятельности которых является деятельность в области здравоохранения, вправе применять в 2017 - 2018 годах пониженные тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса, при выполнении ими одновременно следующих условий:
1) соблюдение критерия о применении УСН;
2) доля доходов в связи с осуществлением основного вида экономической деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;
3) доходы плательщика за налоговый период не превышают 79 млн рублей.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2018 N 03-15-05/85505
Вопрос:
Об определении налоговой базы по НДС при безвозмездной передаче арендатором арендных прав на земельный участок.
Ответ:
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача имущественных прав как на возмездной, так и на безвозмездной основе признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 5 статьи 155 Кодекса при передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в порядке, предусмотренном статьей 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Таким образом, при безвозмездной передаче арендатором арендных прав на земельный участок налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять как стоимость передаваемых имущественных прав, исчисленную исходя из рыночных цен без включения в них налога.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.11.2018 N 03-07-14/85056
Вопрос:
О страховых взносах с вознаграждения членам совета директоров общества, являющимся иностранными гражданами, временно пребывающими в РФ.
Ответ:
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О установлено, что вознаграждения, производимые членам совета директоров общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению деятельностью общества, относятся к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и такие выплаты считаются осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 422 Кодекса в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) обязательному пенсионному страхованию подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") и работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Обязательному медицинскому страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации и осуществляющие деятельность по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, на основании статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) не подлежат.
Таким образом, иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации и осуществляющие деятельность по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, являются застрахованными лицами только по обязательному пенсионному страхованию.
При этом статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, статьей 2 Федерального закона N 326-ФЗ и статьей 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случаях если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.11.2018
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль убытков при ликвидации двух из трех постоянных представительств иностранной организации в РФ.
Ответ:
Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, установлены положениями статьи 307 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 307 НК РФ доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 статьи 307 НК РФ, признается объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.
При этом в случае наличия у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению (пункт 4 статьи 307 НК РФ).
Таким образом, консолидация расчетов налоговой базы и суммы налога по разным представительствам или любым другим обособленным подразделениям иностранной организации НК РФ не допускается. Для целей исчисления и уплаты налога на прибыль в Российской Федерации иностранная организация исчисляет сумму налога на прибыль отдельно по каждому постоянному представительству, и при определении налоговой базы в рамках обособленного подразделения могут быть учтены только те виды расходов, которые произведены и относятся к деятельности конкретного постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации.
Из указанного следует, что положения пункта 5 статьи 307 НК РФ в части переноса убытков (статья 283 НК РФ) применимы иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, только при определении налоговой базы в рамках исчисления налоговой базы конкретным постоянным представительством иностранной организации на территории Российской Федерации.
Следовательно, при ликвидации двух из трех постоянных представительств иностранной организации на территории Российской Федерации убытки ликвидируемых представительств не могут быть учтены в целях налогообложения в налоговой базе действующего постоянного представительства.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.11.2018 N 03-03-06/1/83315