Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об учете подрядчиком, применяющим УСН, дохода от реализации работ в случае удержания заказчиком суммы неустойки при оплате работ.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся в том числе доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (пункты 1 и 2 статьи 249 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовым методом).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 1394/12, следует, что в случае когда в договоре, заключенном между сторонами, предусмотрено право заказчика на удержание суммы санкций, начисленных подрядчику за нарушение сроков выполнения работ, при осуществлении окончательных расчетов, это является основанием прекращения обязательства заказчика по оплате выполненных работ, которое не является зачетом, но и не противоречит требованиям гражданского законодательства.
В связи с изложенным организация-подрядчик, применяющая упрощенную систему налогообложения, учитывает полученный доход от реализации работ в полной сумме (без уменьшения на сумму неустойки) на дату поступления денежных средств от организации-заказчика.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.12.2018 N 03-11-11/87325
Вопрос:
Об НДС при передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав на их использование.
Ответ:
Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость таких операций применяется только при наличии лицензионного договора или сублицензионного договора, в отношении которого на основании пункта 5 статьи 1238 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о лицензионном договоре.
В случае осуществления вышеуказанных операций в рамках иных договоров, в том числе смешанных, включающих отдельные элементы лицензионных договоров, заключенных в письменной либо иной форме, данные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2018 N 03-07-07/85571
Вопрос:
О страховых взносах, НДФЛ и налоге на прибыль при возмещении председателю наблюдательного совета банка расходов на проезд и проживание в другом городе в связи с участием в совещании.
Ответ:
По вопросу об обложении страховыми взносами выплаты, произведенной Председателю наблюдательного совета банка, не являющемуся работником банка, в возмещение документально подтвержденных его расходов на проезд и проживание в другом городе в связи с участием в совещании (заседании) Управления ЦБ РФ в рамках исполнения обязанностей Председателя наблюдательного совета банка, сообщается.
Исходя из вопроса совещание (заседание) проводилось по официальному запросу ЦБ РФ в связи с необходимостью принятия решений, связанных с деятельностью упомянутого банка, и с участием Председателя наблюдательного совета банка в рамках исполнения его обязанностей Председателя.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О установлено, что вознаграждения, производимые членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению деятельностью общества, относятся к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и такие выплаты считаются осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), производимые, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами компенсационные выплаты, связанные, в частности, с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
Кроме того, к выплатам членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании, применяются нормы об освобождении от уплаты страховых взносов, установленные пунктом 2 статьи 422 НК РФ.
Таким образом, поскольку вышеупомянутая выплата была произведена Председателю наблюдательного совета банка в целях возмещения фактически понесенных и документально подтвержденных его расходов на проезд и проживание в другом городе, связанных с оказанием управленческих услуг в рамках гражданско-правовых отношений с банком, то такая выплата является компенсационной и на основании положений подпункта 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 422 НК РФ не облагается страховыми взносами.
По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сообщается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).
Таким образом, при получении доходов от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера налогоплательщики имеют право на получение профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по расходам, непосредственно связанным с выполнением этих работ (оказанием услуг), которые были понесены самим налогоплательщиком.
По вопросу обложения налогом на прибыль организаций сообщается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ при исчислении налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Согласно пункту 48.8 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров.
Таким образом, вне зависимости от основания оплаты любые вознаграждения и иные выплаты, осуществляемые членам совета директоров (наблюдательного совета), не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.11.2018 N 03-03-06/2/85248
Вопрос:
Об указании в счете-фактуре адреса продавца в иной последовательности слов, чем предусмотрено ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Ответ:
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счетах-фактурах должен быть указан в том числе адрес налогоплательщика.
Подпунктом "г" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, установлено, что в строке 2а "Адрес" счета-фактуры указываются адрес юридического лица, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица, или адрес места жительства индивидуального предпринимателя, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
Таким образом, указание адреса продавца с указанием слов в иной последовательности, чем предусмотрено ЕГРЮЛ или ЕГРИП, не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка и, соответственно, не препятствует принятию к вычету налога на добавленную стоимость по данному счету-фактуре покупателем.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2018 N 03-07-11/84720
Вопрос:
О налоге на прибыль в отношении доходов (расходов), полученных по операциям с производными финансовыми инструментами.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) производным финансовым инструментом (далее - ПФИ) признается договор, отвечающий требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Перечень видов ПФИ (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Доходы (расходы) по операциям с обращающимися ПФИ учитываются при определении налоговой базы по прибыли, облагаемой по ставке, указанной в пункте 1 статьи 284 Кодекса, в отношении которой в соответствии с главой 25 Кодекса не предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка (пункт 1 статьи 304 Кодекса).
Налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися ПФИ определяется совокупно в порядке, установленном статьей 304 Кодекса, и отдельно от общей налоговой базы, если иное не предусмотрено статьей 280 и статьей 304 Кодекса. При этом убытки от операций с необращающимися ценными бумагами и необращающимися ПФИ, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций с такими ценными бумагами и ПФИ, определенной в отчетном (налоговом) периоде, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 Кодекса (пункт 22 статьи 280 Кодекса).
Необходимо также отметить, что при осуществлении операции хеджирования с учетом требований пункта 5 статьи 301 Кодекса доходы (расходы) учитываются при определении налоговой базы, при расчете которой в соответствии с положениями статьи 274 Кодекса учитываются доходы и расходы, связанные с объектом хеджирования (пункт 5 статьи 304 Кодекса).
В целях налогообложения прибыли организаций под операциями хеджирования понимаются операции (совокупность операций) с ПФИ (в том числе разных видов), совершаемые в целях уменьшения (компенсации) неблагоприятных для налогоплательщика последствий (полностью или частично), обусловленных возникновением убытка, недополучением прибыли, уменьшением выручки, уменьшением рыночной стоимости имущества, включая имущественные права (права требования), увеличением обязательств налогоплательщика вследствие изменения цены, процентной ставки, валютного курса, в том числе курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации, или иного показателя (совокупности показателей) объекта (объектов) хеджирования (пункт 5 статьи 301 Кодекса).
При этом объектами хеджирования признаются имущество, имущественные права налогоплательщика, его обязательства, в том числе права требования и обязанности, носящие денежный характер, срок исполнения которых на дату совершения операции хеджирования не наступил, включая права требования и обязанности, осуществление (исполнение) которых обусловлено предъявлением требования стороны по договору и в отношении которых налогоплательщик принял решение о хеджировании. Базисные активы ПФИ, которые используются для операции хеджирования, могут отличаться от объекта хеджирования.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2018 N 03-03-06/1/84930
Вопрос:
Об учете организацией, применяющей УСН, платежей собственников недвижимости за коммунальные услуги, оказанные сторонними организациями, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.
Ответ:
Исходя из положений подпункта 5 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для плательщиков страховых взносов - организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при одновременном соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей) и доле доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%).
При этом общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.
Учитывая, что доходы, полученные управляющими организациями от собственников недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, поименованы в подпункте 4 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса, упомянутые доходы в целях применения организацией на УСН пониженных тарифов страховых взносов не включаются ни в общий объем доходов, ни в доходы от осуществления основного вида экономической деятельности.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2018 N 03-15-06/84452
Вопрос:
Об учете сельскохозяйственными товаропроизводителями доходов и расходов в целях налога на прибыль.
Ответ:
Пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
На основании пункта 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях указанной главы НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).
Следовательно, сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, необходимо обеспечить раздельный учет доходов и расходов по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, облагаемой по ставке 0 процентов, и по иным видам деятельности.
При этом внереализационные доходы (расходы), которые непосредственно связаны с осуществлением деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя, облагаемой налогом на прибыль организаций по ставке 0 процентов, учитываются при определении налоговой базы по данному виду деятельности.
Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, исходя из положения пункта 1 статьи 272 НК РФ, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2018 N 03-03-06/1/84392
Вопрос:
О налоге на прибыль с дохода иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ, по беспоставочным фьючерсам, опционам, своп-контрактам, обращающимся на ОРЦБ.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.
В соответствии со статьей 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов, не связанные с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Таким образом, если доход иностранной организации от источников в Российской Федерации в виде вариационной маржи по контрактам, не предусматривающим поставку базисного актива, относится к доходам, указанным в пункте 1 статьи 309 Кодекса, то налогооблагаемым доходом по беспоставочным фьючерсам, опционам и своп-контрактам, обращающимся на организованном рынке, полученным иностранной организацией от источников в Российской Федерации, является сумма превышения положительной вариационной маржи по конкретному контракту над отрицательной вариационной маржей по этому контракту.
На основании положений пункта 4 статьи 301 Кодекса для целей главы 25 Кодекса под вариационной маржей понимается сумма денежных средств, рассчитываемая организатором торговли или клиринговой организацией и уплачиваемая (получаемая) участниками срочных сделок в соответствии с установленными организаторами торговли (или) клиринговыми организациями правилами.
Согласно статье 326 Кодекса налогоплательщики учитывают в составе налоговой базы изменение текущей стоимости финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке, в размере денежных сумм, рассчитанных биржей (клиринговой организацией).
При этом налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки с учетом положений главы 25 Кодекса.
В соответствии с принципами определения доходов, установленными статьей 41 Кодекса, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Получение экономической выгоды рассматриваемой иностранной организацией по беспоставочным фьючерсам, опционам и своп-контрактам происходит на дату исполнения (прекращения или исполнения встречной сделкой) соответствующего контракта в виде положительного сальдо вариационной маржи. Эта выгода определяется без учета комиссии организатора торговли и брокерской комиссии.
При налогообложении доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающей доходы от источников в Российской Федерации, по беспоставочным фьючерсам, опционам и своп-контрактам, обращающимся на организованном рынке, налоговая база по налогу на прибыль указанной иностранной организации определяется как сумма превышения положительной вариационной маржи по конкретному контракту над отрицательной вариационной маржей по этому контракту на дату его исполнения (прекращения или исполнения встречной сделкой), уменьшенная на сумму соответствующей комиссии организатора торговли и брокерской комиссии.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.11.2018 N 03-08-05/83898
Вопрос:
Об учете в целях налога при УСН стоимости ОС, выявленного при инвентаризации.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов за вычетом расходов, могут уменьшать полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 данной статьи).
Согласно пункту 4 статьи 346.16 Кодекса в целях главы 26.2 Кодекса в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса (пункт 1 статьи 257 Кодекса).
Пунктом 8 статьи 250 Кодекса предусмотрено, что при получении имущества безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 Кодекса остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
В соответствии с пунктом 20 статьи 250 Кодекса доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами налогоплательщика.
Таким образом, стоимость основного средства, выявленного при инвентаризации, учитывается в составе внереализационных доходов налогоплательщика, а не в составе его расходов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.11.2018 N 03-11-11/83956
Вопрос:
О применении в целях налога на прибыль специального коэффициента к норме амортизации и амортизационной премии организацией, созданной в результате реорганизации в форме преобразования.
Ответ:
На основании пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 НК РФ, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.
Также согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Таким образом, поскольку при преобразовании возникает новое юридическое лицо (организация), такая организация для целей НК РФ будет являться новым налогоплательщиком.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 259.3 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2.
Положения указанной нормы НК РФ применяются в отношении амортизируемых основных средств, которые были приняты на учет до 1 января 2014 г.
Учитывая изложенное, в случае реорганизации организации в форме преобразования вновь созданное юридическое лицо не вправе применять специальный коэффициент к норме амортизации, предусмотренный положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 259.3, так как указанная льгота распространяется только на основные средства, принятые к учету до 1 января 2014 года.
По вопросу возможности применения вновь созданным юридическим лицом амортизационной премии сообщаем, что на основании абзаца первого пункта 9 статьи 258 НК РФ в целях главы 25 НК РФ амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 НК РФ, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.
Абзацем вторым пункта 9 статьи 258 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ.
Согласно пункту 2.1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" капитальными вложениями признаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Следовательно, для того чтобы воспользоваться правом на применение амортизационной премии, налогоплательщику необходимо произвести затраты на капитальные вложения в объекты основных средств. Поскольку вновь созданное юридическое лицо не произвело соответствующих затрат, положение абзаца второго пункта 9 статьи 258 НК РФ в данном случае не применяется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.11.2018 N 03-03-06/1/83586