Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об обложении страховыми взносами вознаграждений, выплачиваемых работнику за создание служебного изобретения, секрета производства (ноу-хау), а также его наследникам.
Ответ:
Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1370, пункта 1 статьи 1470 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) служебным изобретением, служебным секретом производства признаются соответственно изобретение, секрет производства, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.
При этом согласно пункту 4 статьи 1370 Гражданского кодекса, если работодатель получит патент на служебное изобретение, работник как автор служебного изобретения имеет право на получение вознаграждения, выплата которого должна быть закреплена в договоре между ним и работодателем.
Исключительное право на служебный секрет производства принадлежит работодателю (пункт 1 статьи 1470 Гражданского кодекса).
Учитывая изложенное, вознаграждения, выплачиваемые организацией в порядке, определенном в договоре о выплате авторского вознаграждения, работникам как авторам служебных изобретения, секрета производства, то есть изобретения, секрета производства, созданных работниками в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, в том числе бывшим работникам, уже не состоящим в трудовых отношениях с организацией на момент выплаты вознаграждений, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса как вознаграждения, выплачиваемые в рамках трудовых отношений.
Пунктом 4 статьи 1370 Гражданского кодекса определено, что право на вознаграждение за служебное изобретение неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на оставшийся срок действия исключительного права.
Учитывая, что после смерти автора служебного изобретения застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию отсутствует и вышеупомянутые вознаграждения выплачиваются организацией наследникам автора, которые не состоят в трудовых отношениях с данной организацией, такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.10.2018 N 03-15-06/72526
Вопрос:
О страховых взносах с компенсаций руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру при увольнении из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ответ:
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
Исходя из положений абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с увольнением работников, за исключением:
- компенсации за неиспользованный отпуск;
- суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
Согласно статье 181 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) в случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка работника, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом.
Исходя из положений статьи 279 Трудового кодекса в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом.
Учитывая изложенное, компенсационные выплаты, связанные с увольнением руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случаях, указанных в статьях 181 и 279 Трудового кодекса, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании вышеуказанных положений статьи 422 Налогового кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка указанных лиц.
Суммы упомянутых компенсационных выплат при увольнении данных лиц в связи с указанными обстоятельствами, превышающие трехкратный размер их среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
При этом случаи выплаты выходных пособий, а также сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства определены статьей 178 Трудового кодекса.
В связи с вышеизложенным компенсационные выплаты, установленные статьями 181 и 279 Трудового кодекса, не относятся к суммам выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, не облагаемым страховыми взносами в части, не превышающей в целом шестикратный размер среднего месячного заработка работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.10.2018 N 03-15-06/72219
Вопрос:
Об учете численности медицинского персонала, имеющего свидетельство об аккредитации специалиста, в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.
Ответ:
Условия применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, установлены статьей 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В частности, одним из условий применения пониженной ставки налога на прибыль организаций является наличие в штате данной организации медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода не менее 50 процентов (подпункт 3 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ).
Указанное условие не содержит положений, позволяющих относить к численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, численность медицинского персонала, имеющего только свидетельство об аккредитации специалиста.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.10.2018 N 03-03-06/1/71838
Вопрос:
Об уведомлении налогоплательщика о продлении срока проведения камеральной проверки декларации по НДС и оформлении ее результатов при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах.
Ответ:
Статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусмотрена обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки по НДС до трех месяцев.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.10.2018 N 03-02-07/1/70615
Вопрос:
О документальном подтверждении расходов в целях налога на прибыль, в том числе на основании кассовых чеков.
Ответ:
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы.
Следует учитывать, что согласно статье 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события.
При этом если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны установленные действующим законодательством формы документов.
В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
При этом согласно пункту 4 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным ККТ на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности.
Дополнительно обращается внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ разработан приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию".
Таким образом, при формировании кассовых чеков следует руководствоваться указанным приказом.
Учитывая изложенное, расходы могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль организаций, если подтверждающие документы оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и из этих документов четко и определенно видно, какие расходы были произведены.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.10.2018 N 03-03-06/1/70733
Вопрос:
О представлении в налоговый орган документов в рамках налоговых проверок.
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным ФНС России, может осуществляться по телекоммуникационным каналам связи.
Документы, составленные в электронной форме не по формату, установленному ФНС России, в случае истребования в рамках налоговых проверок представляются в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.10.2018 N 03-02-07/1/70444
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль убытка в виде фактически понесенных затрат на приобретение акций дочерней организации, которая была ликвидирована.
Ответ:
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении.
Прекращение недействующего юридического лица осуществляется в соответствии со статьей 64.2 ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) путем исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Соответствующее решение принимается регистрирующим органом в порядке, предусмотренном статьями 21.1 и 22 Федерального закона N 129-ФЗ. При этом из содержания указанных статей Федерального закона N 129-ФЗ следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа.
Исключение недействующего лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидируемому юридическому лицу (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).
В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли предусмотрено право налогоплательщиков уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на убытки в виде фактически понесенных затрат на приобретение акций, организация-эмитент которых была ликвидирована.
Согласно пункту 2 статьи 277 Кодекса при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).
При этом убыток в виде фактически понесенных затрат на приобретение эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций), организация-эмитент которых была ликвидирована (в том числе в результате применения процедуры банкротства), учитывается в полном объеме на дату ликвидации организации-эмитента в соответствующей налоговой базе в зависимости от категории таких ценных бумаг (пункт 25 статьи 280 Кодекса).
В соответствии с пунктом 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном положениями Федерального закона N 129-ФЗ.
Таким образом, учредитель имеет право учесть в составе расходов убыток в виде фактически понесенных затрат на приобретение акций дочерней организации только после внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации организации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.09.2018 N 03-12-13/70075
Вопрос:
Об учете в целях налога при УСН расходов на приобретение топлива для служебного автомобиля.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2018 N 03-11-11/69335
Вопрос:
О земельном налоге в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров или суда с 01.01.2019.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступят в силу с 1 января 2019 года и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Одним из таких оснований является решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2018 N 03-05-05-02/69137
Вопрос:
Об указании в кассовом чеке (БСО) наименования услуги.
Ответ:
Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, в том числе наименования товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты).
Таким образом, в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) должно быть указано наименование услуги.
Вместе с тем Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к названному реквизиту.
В связи с этим в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) может указываться сокращенное наименование услуги, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.09.2018 N 03-01-15/68652