Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

19 Ноября 2018

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О ведении раздельного учета НДС при осуществлении как облагаемых, так и освобождаемых от НДС операций.

Ответ:

Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Таким образом, суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в пропорции, определенной в соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.11.2018 N 03-07-11/78745

Вопрос:

Об освобождении от НДС безвозмездной передачи монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа РФ.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях налогообложения НДС передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

В то же время на основании подпункта 11 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация на территории Российской Федерации монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств).

Таким образом, передача на безвозмездной основе монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации, не подлежит налогообложению НДС.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.10.2018 N 03-07-05/77713

Вопрос:

О вычете НДС, уплаченного по расходам на наем жилья в командировке.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам при использовании этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 7 статьи 171 Кодекса установлено, что суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, в том числе расходам на наем жилого помещения, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, принимаются к вычету при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет. При этом в соответствии с пунктом 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок, предназначенной для определения суммы НДС, предъявляемой к вычету, регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Таким образом, суммы НДС, уплаченные по расходам на наем жилья в период служебной командировки, принимаются к вычету в вышеуказанном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.10.2018 N 03-07-11/77701

Вопрос:

Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ вносятся изменения в п. 3 ст. 164 НК РФ в виде увеличения ставки по налогу на добавленную стоимость с 18 до 20%. Также устанавливается, что ставка НДС в размере 20% применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 г.

В рамках своей деятельности банк осуществляет операции/оказывает услуги, доходы по которым признаются банком по методу начисления в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от получения фактической оплаты в соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ. Факт реализации данных услуг не требует подтверждения в виде подписания сторонами акта оказанных услуг, в связи с чем подобные акты не формируются и не подписываются сторонами. При этом в своей деятельности банк использует право, предоставленное п. 5 ст. 170 НК РФ, согласно которому уплачивает НДС в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, по мере получения оплаты, а суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, также после их фактической оплаты.

Вправе ли банк применять ставку НДС в размере 18% по описанным выше операциям при условии, что доход по ним будет начислен до 1 января 2019 г., но фактическая оплата произойдет/будет получена банком после 1 января 2019 г.?

Ответ:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотрено в том числе повышение с 1 января 2019 года размера ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 18 до 20 процентов.

Согласно пункту 4 статьи 5 данного Федерального закона ставка НДС в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

Таким образом, в отношении реализуемых до 1 января 2019 года товаров (работ, услуг), оплата которых будет осуществлена покупателем после 1 января 2019 года, банком применяется ставка НДС в размере 18 процентов, действующая на дату поставки (выполнения, оказания) товаров (работ, услуг).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.10.2018 N 03-07-05/77563

Вопрос:

О восстановлении НДС, принятого к вычету по ОС, используемым в течение нескольких налоговых периодов для операций, не облагаемых НДС.

Ответ:

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по основным средствам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких основных средств для осуществления операций, по которым налог не исчисляется, за исключением ряда операций, поименованных в указанном подпункте 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятые к вычету по основным средствам, в дальнейшем используемым в течение нескольких налоговых периодов для операций, не подлежащих налогообложению, подлежат восстановлению. При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости основных средств без учета переоценки. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором основные средства начинают использоваться налогоплательщиком для операций, не подлежащих налогообложению.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.10.2018 N 03-07-11/77559

Вопрос:

Об НДС при оказании услуг в электронной форме иностранной организацией, имеющей в РФ не участвующее в оказании этих услуг обособленное подразделение, с 01.01.2019.

Ответ:

На основании пункта 4.6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежит постановке на учет в налоговом органе. При этом исключений в отношении иностранных организаций, имеющих на территории Российской Федерации обособленные подразделения, не участвующие в оказании услуг в электронной форме, указанной статьей 83 Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.10.2018 N 03-07-08/77086

Вопрос:

Организация предоставляет российским и зарубежным транспортным организациям услуги по обеспечению топливом, товарами и услугами с использованием топливных карт. Для обеспечения деятельности она закупает у иностранных поставщиков услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. При этом часть этих поставщиков оказывает уникальные и незаменимые для бизнеса услуги.

Вправе ли организация продолжать закупку этих услуг после 01.01.2019, если иностранные поставщики выразят отказ в постановке на учет в российских налоговых органах и самостоятельной уплате НДС в бюджет РФ?

Какая ответственность для организации предусмотрена налоговым законодательством РФ в случае, если НДС не будет уплачен в бюджет иностранным поставщиком услуг, получившим после 01.01.2019 от организации оплату за эти услуги?

Вправе ли организация выступить в качестве налогового агента и удержать НДС из доходов иностранного поставщика с последующей уплатой НДС в бюджет, если иностранный поставщик после 01.01.2019 не встал на учет в качестве налогоплательщика в налоговых органах РФ и не будет самостоятельно уплачивать НДС в бюджет РФ?

Ответ:

В настоящее время применение налога на добавленную стоимость (далее - НДС) российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, приобретающими у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (далее - услуги в электронной форме), осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 174.2 Кодекса, согласно которому при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, исчисление и уплата НДС производятся российскими организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанный пункт 9 статьи 174.2 Кодекса утрачивает силу с 1 января 2019 года.

В связи с этим начиная с 1 января 2019 года при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию независимо от того, кто является покупателем услуг - физическое лицо или организация (индивидуальный предприниматель). В связи с этим и на основании пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая с 1 января 2019 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе.

В случае если указанная иностранная организация не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация.

Таким образом, при приобретении с 1 января 2019 года юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями у иностранных организаций услуг в электронной форме обязанности налогового агента у этих российских лиц не возникает.

В случае добровольной уплаты налога на добавленную стоимость российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 Кодекса не предусмотрены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.10.2018 N 03-07-08/76139

Вопрос:

Об определении места реализации работ (услуг) в целях НДС.

Ответ:

Статьей 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость.

Так, подпунктом 4 пункта 1 указанной статьи Кодекса установлен перечень работ (услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель таких работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Место реализации работ (услуг), не поименованных в данном перечне, определяется в соответствии с иными пунктами статьи 148 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.10.2018 N 03-07-08/76153

Вопрос:

О начислении амортизации в целях налога на прибыль после модернизации (реконструкции) ОС.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (пункт 2 статьи 257 Кодекса).

Пунктами 1 и 2 статьи 259.1 Кодекса установлено, что при установлении налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения линейного метода начисления амортизации сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле (пункт 2 статьи 259.1 Кодекса):

,

где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Учитывая вышеизложенное, если после проведения модернизации (реконструкции) основного средства срок его полезного использования был увеличен, организация вправе начислять амортизацию по новой норме, рассчитанной исходя из нового срока полезного использования основного средства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.10.2018 N 03-03-06/1/76004

Вопрос:

Об учете залогодателем в целях налога при УСН стоимости предмета залога, оставленного за собой конкурсным кредитором в счет погашения долга третьего лица по кредитному договору.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 248 Кодекса предусмотрено, что к доходам относятся доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженных в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 249 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

При этом согласно статье 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

На основании разъяснений, данных в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя", при рассмотрении требований залогодержателя в деле о банкротстве залогодателя, не являющегося должником по основному обязательству, необходимо принимать во внимание, что в соответствии с пунктом 5 статьи 138 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) требования залогодержателей по договорам о залоге, заключенным с должником в обеспечение исполнения обязательств иных лиц, также удовлетворяются в порядке, предусмотренном статьей 138 Закона N 127-ФЗ. Указанные залогодержатели обладают правами конкурсных кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника, во всех процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Пунктом 4.1 статьи 138 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что в случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах.

Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, при оставлении предмета залога за собой обязан перечислить денежные средства в размере, определяемом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 138 Закона N 127-ФЗ, на специальный банковский счет в порядке, установленном пунктом 3 статьи 138 Закона N 127-ФЗ, в течение десяти дней с даты направления конкурсному управляющему заявления об оставлении предмета залога за собой.

Согласно пункту 2 статьи 138 Закона N 127-ФЗ, в случае если залогом имущества должника обеспечиваются требования конкурсного кредитора по кредитному договору, из средств, вырученных от реализации предмета залога, восемьдесят процентов направляется на погашение требований конкурсного кредитора по кредитному договору, обеспеченному залогом имущества должника, но не более чем основная сумма задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов. Оставшиеся средства от суммы, вырученной от реализации предмета залога, вносятся на специальный банковский счет должника в следующем порядке:

пятнадцать процентов от суммы, вырученной от реализации предмета залога, - для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника в целях погашения указанных требований;

оставшиеся денежные средства - для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.

Таким образом, в рассматриваемом случае при оставлении предмета залога в виде имущества за конкурсным кредитором происходит возмездная передача имущества. Следовательно, указанная передача имущества признается реализацией.

Исходя из этого при оставлении имущества, являющегося предметом залога, за конкурсным кредитором в счет погашения долга третьего лица по кредитному договору стоимость этого имущества у залогодателя включается в состав доходов от реализации, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.10.2018 N 03-11-06/2/75336

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: