Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об НДС при передаче застройщиком физлицам нежилых помещений по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения. При этом к объектам производственного назначения в целях данного подпункта относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона установлено, что объектом долевого строительства является жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме, подлежащие передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и входящие в состав указанного многоквартирного дома, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
Учитывая изложенное, услуги застройщика, оказываемые физическим лицам по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом, согласно которым объектами долевого строительства являются нежилые помещения, входящие в состав многоквартирного дома, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если такие объекты не являются объектами производственного назначения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.09.2018 N 03-07-11/62699
Вопрос:
О вычете НДС при приобретении почтовых услуг.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 172 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычеты сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров в Российскую Федерацию, документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Указанными пунктами статьи 171 Кодекса предусмотрены особенности вычета сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм НДС, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.
Поскольку особенностей вычета сумм НДС, уплаченных при приобретении почтовых услуг, Кодексом не установлено, суммы НДС по таким услугам на основании кассовых чеков без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.09.2018 N 03-07-11/62786
Вопрос:
Об учете расходов на проведение медосмотров работников в целях налога на прибыль.
Ответ:
Согласно положениям статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
При этом статьей 213 ТК РФ установлено, что предусмотренные в данной статье ТК РФ медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
В случае если прохождение работниками медосмотров, согласно законодательству Российской Федерации, является обязательным, то расходы на их проведение учитываются для целей налогообложения прибыли организаций при условии соответствия критериям статьи 252 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.08.2018 N 03-03-06/3/62206
Вопрос:
Об НДС при аренде (субаренде) государственного (муниципального) имущества.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы данного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом, при предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества организации - арендаторы указанного имущества должны осуществлять уплату налога на добавленную стоимость в вышеуказанном порядке.
При оказании услуг по предоставлению в субаренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества организациями, которые арендуют такое имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, уплату в бюджет налога на добавленную стоимость должны осуществлять данные организации.
Согласно пункту 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, после принятия на учет товаров (работ, услуг).
Таким образом, организации, арендующие федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, при предоставлении такого имущества в субаренду имеют право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в качестве налоговых агентов при приобретении услуг по аренде этого имущества у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, в вышеуказанном порядке, установленном пунктом 3 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.08.2018 N 03-07-14/62306
Вопрос:
Об учете в целях налога при УСН расходов на приобретение ОС.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение основных средств с учетом положений пункта 3 указанной статьи Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях главы 26.2 Кодекса оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
Расходы на приобретение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса).
При этом главой 26.2 Кодекса возможность уменьшения полученных налогоплательщиками доходов на сумму расходов не поставлена в зависимость от того, за счет каких средств - заемных или собственных - эти расходы были произведены.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.08.2018 N 03-11-06/2/61172
Вопрос:
Об учете расходов на рекламу в целях налога на прибыль.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
На основании пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли организаций, установлен в статье 270 НК РФ.
Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.
Положениями абзаца пятого пункта 4 статьи 264 НК РФ определено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ относятся также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществленные ею в течение отчетного (налогового) периода, которые для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Таким образом, расходы налогоплательщика, возникающие в связи с осуществлением мероприятий, соответствующих положениям Федерального закона N 38-ФЗ, учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 264 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2018 N 03-03-06/1/58760
Вопрос:
Об учете банком сумм страхового возмещения, полученных по кредитному договору, а также расходов в целях налога на прибыль.
Ответ:
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Статья 250 НК РФ содержит открытый перечень внереализационных доходов, учитываемых для целей налогообложения, а статьей 251 НК РФ установлен закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 290 НК РФ не признаются доходами банка при определении налоговой базы по налогу на прибыль страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат.
В остальных случаях суммы страхового возмещения, полученные банком как выгодоприобретателем по кредитному договору, подлежат учету в качестве доходов при расчете налогооблагаемой прибыли.
Одновременно обращаем внимание, что на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, налогоплательщики вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций при соответствии таких расходов критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что данные расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.08.2018 N 03-03-06/1/58572
Вопрос:
Выпуск товаров таможенным органом осуществляется после подачи таможенной декларации. Бывают исключительные случаи, когда выпуск разрешен до подачи декларации на товары. Согласно п. 1 ст. 120 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза от 11.04.2017 выпуск товара разрешен до подачи декларации на товары по Заявлению о выпуске товаров.
Может ли организация принять к вычету НДС по товару, если в графе 11 "Регистрационный номер таможенной декларации" счета-фактуры поставщика указан номер Заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары?
Ответ:
Согласно подпункту "л" пункта 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в графе 11 счета-фактуры указывается регистрационный номер таможенной декларации. При этом данная графа заполняется в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.
Нормами статьи 120 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что при заявлении товаров к выпуску товаров до подачи декларации на товары лицо, которое будет выступать декларантом товаров при подаче декларации на товары, подает таможенному органу заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары. При этом заявление о выпуске товаров должно содержать сведения о лице, которое будет выступать декларантом, избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Форма заявления о выпуске товаров и порядок его заполнения утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. N 171.
Согласно порядку заполнения заявления о выпуске товаров в данном заявлении указываются в том числе: регистрационный номер заявления; отправитель и получатель товара; наименование и описание товара, позволяющие его отнести к одному коду в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне не менее первых шести знаков; масса брутто товара; стоимость товара; страна происхождения товара; сведения (отметки) о принятом решении таможенного органа в отношении заявленных товаров.
Учитывая изложенное, при реализации российской организацией на территории Российской Федерации товаров, выпущенных в таможенной процедуре для внутреннего потребления до подачи таможенной декларации, при заполнении графы 11 "Регистрационный номер таможенной декларации" счета-фактуры может указываться номер заявления о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, в соответствии с которым осуществлен выпуск товаров.
На основании положений пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам после принятия этих товаров на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, вычет налога на добавленную стоимость на основании счета-фактуры, в графе 11 "Регистрационный номер таможенной декларации" которого указан номер заявления о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, производится в порядке и на условиях, предусмотренных вышеуказанными статьями 171 и 172 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.08.2018 N 03-07-08/57982
Вопрос:
Подотчетными лицами общества за наличный расчет в организациях розничной торговли (у продавца) приобретаются товары, используемые в производственной деятельности общества. К авансовым отчетам прилагаются товарные и кассовые чеки с выделенной суммой НДС.
Вправе ли организация принять к вычету НДС, предъявленный продавцом на основании товарного и кассового чеков, при отсутствии счета-фактуры? Как производится запись в книге покупок в части указания кода вида операции, а также номера и даты счета-фактуры продавца?
Подлежит ли сумма НДС, предъявленная продавцом на основании товарного и кассового чеков, включению в состав расходов в целях налога на прибыль у покупателя в случае отсутствия права на налоговый вычет НДС?
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 172 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычеты сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров в Российскую Федерацию, документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Указанными пунктами статьи 171 Кодекса предусмотрены особенности вычета сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм НДС, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.
Таким образом, особенности вычета сумм НДС в отношении товаров, приобретенных за наличный расчет сотрудниками организации, Кодексом не предусмотрены. В связи с этим суммы НДС по товарам, приобретенным за наличный расчет сотрудниками организации, на основании кассовых чеков, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой, без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются.
Что касается включения указанных сумм НДС в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, то случаи включения сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в расходы при исчислении налога на прибыль организаций предусмотрены статьей 170 Кодекса. Поскольку данной статьей Кодекса включение сумм НДС в расходы при исчислении налога на прибыль организаций в случае отсутствия права на налоговый вычет не предусмотрено, то суммы НДС по товарам, приобретенным за наличный расчет сотрудниками организации, при наличии кассовых чеков, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой, но при отсутствии счетов-фактур в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включаются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.08.2018 N 03-07-11/57127