Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

29 Октября 2018

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Работники организации часто бывают в командировках. Для проезда в аэропорт, на вокзал, а также из аэропорта, от вокзала работники пользуются легковым такси.

Положением о командировках работников в организации предусмотрено возмещение расходов на проезд, в том числе на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок.

Для заказа такси работники пользуются мобильным приложением. Оплата производится в безналичной форме. При завершении поездки с банковской карты работника автоматически списывается сумма поездки. Электронный кассовый чек приходит уведомлением на телефон работника, которое можно распечатать.

Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" при осуществлении безналичных расчетов дистанционным способом покупателю должен быть предоставлен кассовый чек в электронном виде.

Перевозчик предоставляет работникам электронные кассовые чеки, которые содержат необходимые реквизиты:

- наименование, серию и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

- наименование фрахтовщика;

- дату выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;

- стоимость пользования легковым такси.

Также в чеке указан телефон работника, который пользовался такси.

Вместе с чеком работники представляют маршрут следования с пунктами отправления и назначения, а также суммой и временем поездки, которые совпадают с данными электронного кассового чека, что косвенно подтверждает экономическую обоснованность расхода.

Согласно Письмам Минфина России от 02.03.2017 N 03-03-07/11901 и от 14.06.2013 N 03-03-06/1/22223 расходы на проезд работника на такси в аэропорт при направлении в служебную командировку как внутри страны, так и за ее пределы могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Учитывая, что п. 1 ст. 252 НК РФ допускает использование в налоговом учете документов, косвенно подтверждающих произведенные расходы, являются ли достаточными для подтверждения расходов, произведенных в безналичной форме, на проезд на такси в аэропорт или на вокзал и обратно электронные документы (электронный кассовый чек, электронная информация маршрута следования), на основании которых данные расходы можно учесть в целях налога на прибыль?

Ответ:

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Расходы организации на командировки на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

При этом согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следовательно, документы, свидетельствующие о фактически осуществленных затратах при пребывании работника в служебной командировке, должны быть оформлены в соответствии с критериями статьи 252 НК РФ.

Пунктом 5.1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", установлено, что документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112.

При этом пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) установлено, что оформлению первичным учетным документом подлежит каждый факт хозяйственной жизни организации. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).

В статье 6 Закона N 63-ФЗ указано, что информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Учитывая изложенное, расходы работника в командировке могут быть учтены организацией в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в случае оформления документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии обоснованности таких расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.09.2018 N 03-03-06/1/65357

Вопрос:

О применении ККТ организациями при расчетах в безналичном порядке за товары (работы, услуги) и при оказании услуг населению.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ в целях указанного Федерального закона под расчетами понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Таким образом, при получении денежных средств в безналичном порядке за товары, работы, услуги организации обязаны применять ККТ.

Согласно положениям пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа) вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019.

Таким образом, при осуществлении указанных расчетов в безналичном порядке, за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа, организации вправе не применять ККТ до 01.07.2019.

В соответствии с пунктом 5.3 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 указанной статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 названной статьи;

2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;

3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

Согласно пункту 5.4 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении указанных расчетов кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

С учетом изложенного кассовый чек (бланк строгой отчетности) формируется в отношении каждого расчета с покупателем (клиентом).

Вместе с тем согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ).

Таким образом, организации, оказывающие услуги населению (за исключением услуг общественного питания), вправе не применять ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи ими указанных бланков строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и (или) заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подаются организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники.

В связи с этим по вопросу о снятии ККТ с регистрационного учета следует обратиться в ФНС России.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.09.2018 N 03-01-15/65066

Вопрос:

О применении ККТ при оказании иностранной организацией, не имеющей представительства в РФ, интернет-услуг через агента.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона N 54-ФЗ указанным Федеральным законом определяются правила применения ККТ при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Таким образом, положения Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на иностранную организацию, которая не имеет представительства на территории Российской Федерации и оказывает услуги, приобретаемые на сайте в сети Интернет.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ не применяется кредитными организациями.

Таким образом, в указанном в обращении случае положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают обязанность применять ККТ на агента, который находится на территории Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.09.2018 N 03-01-15/65033

Вопрос:

О начислении амортизации при модернизации полностью самортизированного ОС в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (пункт 2 статьи 257 Кодекса).

Пунктами 1 и 2 статьи 259.1 Кодекса установлено, что при установлении налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения линейного метода начисления амортизации сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле (пункт 2 статьи 259.1 Кодекса):

,

где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Таким образом, в случае, когда основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость такого основного средства на стоимость проведенной модернизации.

При этом сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества будет определяться как произведение его увеличенной в результате модернизации первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной исходя из срока полезного использования данного объекта.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.09.2018 N 03-03-06/1/64978

Вопрос:

О вычете НДС при приобретении электронных железнодорожных и авиабилетов для проезда работников к месту командировки и обратно.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченные по расходам на командировки, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, подлежат вычету при определении суммы НДС, уплачиваемой в бюджет.

Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

На основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок, предназначенной для определения сумм НДС, предъявляемых к вычету, регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 г. N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте" контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, при приобретении электронных авиабилетов для проезда сотрудников организации к месту командировки и обратно, при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, к вычету принимается сумма НДС, выделенная отдельной строкой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе, а в случае приобретения электронных железнодорожных билетов для проезда сотрудников организации к месту командировки и обратно к вычету принимается сумма налога, выделенная отдельной строкой в контрольном купоне электронного проездного документа (билета), составленного автоматизированной системой управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте и распечатанного на бумажном носителе.

Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 11.09.2018 N 03-07-09/64798, от 11.09.2018 N 03-07-07/64805, от 07.09.2018 N 03-07-11/63996

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении компенсации в связи с изъятием земельного участка для государственных (муниципальных) нужд.

Ответ:

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определен в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Указанный перечень доходов является исчерпывающим.

Средства, полученные в качестве возмещения за изымаемое недвижимое имущество, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в статье 251 НК РФ не поименованы.

Учитывая изложенное, при изъятии недвижимого имущества путем его выкупа для государственных или муниципальных нужд у налогоплательщика возникает доход, который учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли.

При этом если в связи с изъятием земельного участка путем его выкупа для государственных или муниципальных нужд происходит переход права собственности на данный земельный участок, то данная операция признается для целей налогообложения реализацией земельного участка.

Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав определены статьей 268 НК РФ, согласно которой доход от реализации земельного участка при формировании налогооблагаемой прибыли уменьшается на расходы, связанные с приобретением этого участка.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.09.2018 N 03-03-06/1/64481

Вопрос:

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных п. 4.1 ст. 170 НК РФ.

Пропорция, указанная в абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Согласно пп. 4 п. 4.1 ст. 170 НК РФ при определении стоимости услуг по предоставлению займа денежными средствами или ценными бумагами и по сделкам РЕПО, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, учитывается сумма доходов в виде процентов, начисленных налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце).

Должен ли банк (АО) учитывать при расчете пропорции для целей раздельного учета НДС внереализационные доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, по другим банковским операциям и сделкам?

Ответ:

Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Таким образом, в случае применения банком общеустановленного порядка исчисления НДС при расчете указанной пропорции учитываются доходы от осуществления банковских операций и иных операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса. При этом получаемые банком суммы штрафов, пеней и неустоек при расчете вышеуказанной пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за налоговый период, не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.09.2018 N 03-07-11/64580

Вопрос:

О налоге на прибыль при безвозмездном получении российской организацией имущества от физлица, владеющего более чем 50% ее уставного капитала.

Ответ:

На основании пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.

При этом объекты гражданских прав, относящиеся к имуществу, указаны в статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно, в частности, от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

Таким образом, доходы в виде имущества, безвозмездно полученного российской организацией от физического лица, владеющего более чем 50 процентами уставного капитала указанной организации, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.09.2018 N 03-03-06/1/64019

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль сумм налогов и сборов, уплаченных в иностранном государстве.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Разъяснение положений иностранного законодательства не относится к компетенции Минфина России.

При этом в части возможности учета расходов российской организации в виде сумм налогов и сборов, уплаченных на территории иностранного государства, сообщается, что согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в качестве учитываемых расходов указаны налоги и сборы, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. Так, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся также другие расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией.

В статье 270 НК РФ установлен закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, который не содержит прямого указания на то, что налоги и сборы, уплаченные на территории иностранного государства, не принимаются в качестве расходов.

Учитывая изложенное, считаем, что расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, могут быть учтены налогоплательщиком при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

При этом налоги, по которым НК РФ напрямую предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства (например, статьи 311 и 386.1 НК РФ), при уплате соответствующего налога в Российской Федерации, учету в составе расходов при расчете налога на прибыль организаций не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.09.2018 N 03-03-06/1/64126

Вопрос:

Об утрате организацией права на применение УСН, если в отчетном периоде доля участия других организаций превысит 25%.

Ответ:

Пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 150 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

При этом согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

В соответствии со статьей 346.19 Кодекса по упрощенной системе налогообложения налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Исходя из этого если в отчетном периоде за девять месяцев 2018 года (в сентябре 2018 г.) у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, доля участия других организаций будет превышать 25 процентов, то такая организация будет считаться утратившей право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 июля 2018 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.09.2018 N 03-11-11/63815

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: