Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об НДФЛ при оплате организацией расходов на проезд физлиц - исполнителей по гражданско-правовому договору.
Ответ:
Согласна статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Таким образом, оплата организацией за физических лиц, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам, стоимости проезда к месту выполнения работ (оказания услуг) признается доходом налогоплательщиков, полученным в натуральной форме.
С учетом пункта 1 статьи 211 Кодекса суммы такой оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц.
Вместе с тем сообщается, что, в случае, если расходы на проезд в целях оказания услуг по договору гражданско-правового характера были понесены самим налогоплательщиком, такой налогоплательщик, в соответствии с пунктом 2 статьи 221 Кодекса, имеет право на получение профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.07.2018 N 03-04-06/53105
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль расходов застройщика, произведенных в рамках целевого финансирования за счет средств дольщиков.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к средствам целевого финансирования, не учитываемым в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относится в том числе имущество, полученное в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Расходы, произведенные в рамках целевого финансирования, в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
Статьей 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) установлен перечень целей, на которые застройщик может использовать денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору. Этот перечень является закрытым.
Таким образом, в случае соответствия произведенных затрат установленному Федеральным законом N 214-ФЗ перечню такие расходы признаются для целей налогообложения произведенными в рамках целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.07.2018 N 03-03-06/1/52663
Вопрос:
О периодах, за которые проводится выездная налоговая проверка.
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать в том числе периоды, за которые проводится проверка.
Согласно пункту 4 указанной статьи в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Кодексом не предусмотрены ограничения возможности налоговых органов включать в проверяемый период отчетные периоды текущего года.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.07.2018 N 03-02-07/1/52519
Вопрос:
О сообщении банком в налоговый орган об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета, вклада (депозита) при изменении периода привлечения денежных средств (пролонгации срока вклада (депозита)).
Ответ:
Пунктом 1.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность банка сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии, о закрытии, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Формы и формат представления банком указанных сообщений утверждены приказом ФНС России от 23.05.2014 N ММВ-7-14/292@ (далее - приказ ФНС России).
Вопрос о порядке изменения периода привлечения денежных средств (пролонгации срока вклада (депозита)) относится к компетенции Банка России.
Если в результате изменения периода привлечения денежных средств (пролонгации срока вклада (депозита)) осуществляется закрытие ранее открытого счета (вклада (депозита)) и открытие нового счета (вклада (депозита)), банком направляются в налоговый орган электронные сообщения по формам согласно приложениям N N 1 и 3 к приказу ФНС России.
Если при изменении периода привлечения денежных средств (пролонгации срока вклада (депозита)) банком не закрывается ранее открытый счет (вклад (депозит)), а изменяется его номер, то банком направляется в налоговый орган электронное сообщение по формам согласно приложениям N N 2 и 4 к приказу ФНС России.
Особенности заполнения отдельных реквизитов сообщений определяются в соответствии с приложением N 8 к приказу ФНС России.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.07.2018 N 03-02-07/1/52501
Вопрос:
О документальном подтверждении расходов на проезд работника к месту командировки и обратно в целях налога на прибыль.
Ответ:
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
В силу нормы статьи 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, организация вправе обосновать потребление услуги перевозки любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных билетов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.07.2018 N 03-03-06/1/52555
Вопрос:
Основным видом деятельности ООО является оптовая торговля ломом черных металлов.
С 01.01.2018 на основании п. 8 ст. 161 НК РФ ООО исполняет обязанности налогового агента по исчислению расчетным методом и уплате в бюджет НДС при покупке лома и отходов черных металлов.
В I квартале 2018 г. из приобретенного с 01.01.2018 лома часть была отгружена на экспорт, собран и представлен в налоговые органы пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки НДС 0%. Был принят к вычету "агентский НДС" по партиям металлолома, реализованного на экспорт.
НДС, исчисленный ООО по не отгруженным в I квартале 2018 г. остаткам товара (металлолома), был принят к вычету в I квартале 2018 г. при соблюдении следующих условий.
1. ООО - плательщик НДС и не использует освобождение от этого налога.
2. Товары (металлолом) предназначены для деятельности, облагаемой НДС.
3. Товары (металлолом) приняты к бухгалтерскому учету (оформлены соответствующие первичные документы).
4. Получены от поставщиков счета-фактуры или УПД.
5. Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п. п. 2, 3 и 6 ст. 161 НК РФ, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ.
6. Вычеты агентского НДС следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные ст. ст. 171 и 172 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.11.2016 N 03-07-08/67622).
Поскольку п. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету НДС в отношении операций по реализации сырьевых товаров на экспорт, согласно которому вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ, при реализации данных остатков товара в следующем налоговом периоде (квартале) на экспорт принятый в I квартале 2018 г. к вычету исчисленный "агентский" НДС подлежит восстановлению на дату отгрузки товара на экспорт с последующим вычетом на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Правомерно ли применение вычетов по НДС по не отгруженным в налоговом периоде (I квартале 2018 г.) остаткам металлолома и последующее восстановление НДС в момент реализации металлолома на экспорт?
Ответ:
Согласно пункту 4.1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате налоговыми агентами, приобретающими лом черных металлов, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 Кодекса в отношении указанных товаров, увеличенная на суммы этого налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 Кодекса, в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса.
При этом пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлен особый порядок принятия к вычету налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации сырьевых товаров на экспорт, согласно которому вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса. При этом на основании положений подпункта 1 пункта 1 и пункта 9 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы в отношении экспортируемых сырьевых товаров, к которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N 466, вступившим в силу с 1 июля 2018 года, относятся лом и отходы черных металлов, признается последний день квартала, в котором собран пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 Кодекса, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, либо в случае отсутствия подтверждающих документов - день отгрузки (передачи) товаров.
Учитывая изложенное, вычеты сумм налога на добавленную стоимость, исчисленные налоговым агентом при приобретении лома и отходов черных металлов, в дальнейшем реализуемых на экспорт, производятся в порядке, предусмотренном вышеуказанным пунктом 3 статьи 172 Кодекса.
Таким образом, при осуществлении организацией операций по реализации на экспорт лома и отходов черных металлов уменьшать общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисляемую в качестве налогового агента в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 Кодекса, на суммы налоговых вычетов при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, с последующим восстановлением сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету, в налоговом периоде, в котором производится отгрузка лома и отходов черных и цветных металлов на экспорт, не следует.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.07.2018 N 03-07-08/52209
Вопрос:
Университет оказывает услуги, связанные с проведением физкультурного мероприятия, в том числе с предоставлением бассейна, спортивного зала, арены, спортивной площадки, манежа легкоатлетического.
Заказчиком услуг выступает федеральное государственное автономное учреждение.
Согласно положению к участию в мероприятии на всех этапах допускаются команды клубов по месту жительства, школьных спортивных клубов, центров патриотического воспитания детей и молодежи, укомплектованные учащимися 14 - 17 лет на момент проведения соревнований.
Подлежат ли обложению НДС оказываемые университетом услуги или данные услуги освобождаются от налогообложения в соответствии с пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ как услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий?
Ответ:
В соответствии с абзацем шестым подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги, оказанные населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Понятие услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также перечень услуг, в отношении которых применяется указанное освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, Кодексом не предусмотрены.
В то же время пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что физкультурными мероприятиями являются организованные занятия граждан физической культурой.
Кроме того, в соответствии с пунктом 26 статьи 2 указанного закона физической культурой признается часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Таким образом, под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий, оказанными населению, понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Учитывая изложенное, услуги, оказываемые населению, по организации и проведению физкультурных мероприятий на территории образовательного учреждения, в том числе на основании договоров с заказчиками - юридическими лицами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.07.2018 N 03-07-11/52210
Вопрос:
О получении социального вычета по НДФЛ по расходам на лечение.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Кроме того, в соответствии с абзацем четвертым подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса по дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (далее - Перечень).
На основании абзаца пятого подпункта 3 статьи 219 Кодекса вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги.
Одним из документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на услуги по лечению, является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы (далее - Справка), форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256.
Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
При этом вопрос об отнесении тех или иных видов услуг по лечению, предоставленных налогоплательщику либо членам его семьи, к конкретным видам лечения, включенным или не включенным в Перечень, решается медицинским учреждением или индивидуальным предпринимателем, оказавшим указанным лицам такие услуги.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.07.2018 N 03-04-05/51962
Вопрос:
О ведении раздельного учета при осуществлении как облагаемых НДС, так и освобождаемых от НДС операций.
Ответ:
Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.
Таким образом, суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в пропорции, определенной в соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.
В случае если в налоговом периоде налогоплательщиком осуществлен раздельный учет в отношении сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, то в последующих налоговых периодах положения подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса о восстановлении налога на добавленную стоимость не применяются. При этом указанный порядок применения НДС в отношении товаров (работ, услуг), используемых исключительно для операций, подлежащих налогообложению либо не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), не применяется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.07.2018 N 03-07-11/52011
Вопрос:
О документах, представляемых в налоговый орган в целях ускорения принятия решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Ответ:
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке применяется, в частности, в целях обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов, которое принимается налоговым органом в случае неисполнения этим налогоплательщиком-организацией требования об уплате указанных платежей.
Согласно пункту 8 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.
Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (пункт 4 статьи 76 Кодекса).
В целях ускорения принятия налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке рекомендуется представить в инспекцию ФНС России, вынесшую решение о приостановлении операций по его счетам в банке, оформленные в установленном порядке выписку по операциям на счете и платежное поручение, подтверждающие факт взыскания налоговым органом платежа, регулируемого Кодексом.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.07.2018 N 03-02-08/51856