Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об НДС и налоге на прибыль при получении бюджетных инвестиций.
Ответ:
Согласно пункту 2.1 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2018 года при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат. При этом подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам, имущественным правам), подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Положения вышеуказанных пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса применяются также в случае, если после 1 января 2018 года налогоплательщиком приобретаются товары (работы, услуги, имущественные права) за счет бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до указанной даты, и если затраты на оплату товаров (работ, услуг, имущественных прав), принятых на учет до 1 января 2018 года, компенсируются за счет полученных после указанной даты бюджетных инвестиций.
Что касается налога на прибыль организаций, то согласно пункту 2.1 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет бюджетных инвестиций, включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций, и при условии ведения раздельного учета.
Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса при условии соответствия требованиям статьи 252 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.07.2018 N 03-07-11/45892
Вопрос:
О принятии к вычету НДС на основании кассового чека, частично содержащего реквизиты счета-фактуры.
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам после принятия этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм Кодекса кассовый чек, частично содержащий реквизиты счета-фактуры, не может являться документом, на основании которого производится вычет налога на добавленную стоимость.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.07.2018 N 03-07-14/45605
Вопрос:
О признании совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юрлица международной группой компаний.
Ответ:
В целях Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) международной группой компаний признается совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия в капитале и (или) осуществления контроля, для которых соблюдаются все условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.16-1 Кодекса.
Наличие контроля, связывающего между собой совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, определяется с учетом положений пунктов 7 и 8 статьи 25.13 Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 25.13 Кодекса осуществлением контроля над организацией в целях Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.
При этом к иным особенностям отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами, в частности, возможно отнести влияние, которое может оказываться в соответствии с заключенным между ними соглашением.
Таким образом, оказываемое в соответствии с заключенным соглашением влияние может учитываться для определения наличия контроля, связывающего между собой совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, в целях признания совокупности таких организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица международной группой компаний.
В свою очередь, лицо, входящее в совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, признаваемых международной группой компаний, признается в целях Кодекса участником международной группы компаний (подпункт 1 пункта 2 статьи 105.16-1 Кодекса).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.07.2018 N 03-12-11/4/45606
Вопрос:
О сроке проведения камеральной проверки декларации по НДФЛ.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 2 статьи 88 Кодекса установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Таким образом, срок, установленный статьей 88 Кодекса, позволяет налоговым органам провести контрольные мероприятия, направленные на подтверждение достоверности и полноты представленных налогоплательщиком данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, как с использованием информации, имеющейся в налоговом органе, так и путем проведения мероприятий налогового контроля, указанных в статьях 90 - 97 Кодекса.
Кроме того, следует отметить, что трехмесячный пресекательный срок проведения камеральной налоговой проверки не препятствует налоговому органу завершить камеральную налоговую проверку до его истечения.
Направление заявки налогового органа в Федеральное казначейство на возврат денежных средств в момент приема налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц без проведения камеральной налоговой проверки такой декларации может повлечь за собой риски необоснованного возврата из бюджета налога.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов изменение сроков проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц не предусмотрено.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.06.2018 N 03-04-05/44692
Вопрос:
О представлении упрощенной налоговой отчетности по НДС.
Ответ:
Согласно абзацу первому пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
В случае если налогоплательщик не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банке, а также не имеет объектов налогообложения по налогу на добавленную стоимость, то на основании пункта 2 статьи 80 Кодекса по истечении отчетного периода он представляет единую (упрощенную) налоговую декларацию, на которую требования абзаца первого пункта 5 статьи 174 Кодекса не распространяются.
Учитывая изложенное, вопрос упрощенной налоговой отчетности, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в достаточной мере урегулирован Кодексом.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.06.2018 N 03-11-11/44580
Вопрос:
О выполнении организацией функций налогового агента по НДФЛ при выплате дохода за выполнение трудовых обязанностей.
Ответ:
Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Указанные российские организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.
Согласно пункту 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Учитывая изложенное, исчисление сумм налога производится налоговым агентом в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности.
На основании пункта 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Таким образом, удержание у налогоплательщика исчисленной по окончании месяца суммы налога производится налоговым агентом из доходов налогоплательщика при их выплате по завершении месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности.
Согласно пункту 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.06.2018 N 03-04-06/44403
Вопрос:
О передаче организацией ККТ третьим лицам.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь ККТ обязан исключать возможность несанкционированного доступа третьих лиц к ККТ, программным, программно-аппаратным средствам в составе ККТ и ее фискальному накопителю.
Таким образом, Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, ограничивающих санкционированный доступ третьих лиц к ККТ, в том числе передачу им ККТ.
Вместе с тем следует учитывать, что применение ККТ третьим лицом не освобождает уполномочивающую организацию от предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ обязанностей и ответственности за их неисполнение.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.06.2018 N 03-01-15/44250
Вопрос:
Об исчислении суммы резерва по сомнительным долгам для целей налога на прибыль.
Ответ:
Согласно пункту 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
В соответствии с пунктом 4 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, указанном названным пунктом.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций - от суммы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин - 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.
В соответствии с пунктом 5 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Таким образом, исчисление суммы резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода осуществляется налогоплательщиком в следующем порядке:
1) рассчитанная по результатам инвентаризации сумма резерва по сомнительным долгам корректируется с учетом установленных предельных величин резерва - 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период (в зависимости от того, какая величина больше);
2) сумма скорректированного резерва по сомнительным долгам сравнивается с суммой остатка резерва, исчисляемого как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты;
3) если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде, если больше, то разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Также сообщается, что экономический смысл создания резерва по сомнительным долгам заключается в предоставлении налогоплательщику возможности учесть в составе расходов по налогу на прибыль дебиторскую задолженность, которая учитывается в составе доходов и которая оценивается как сомнительная, то есть с высоким риском неплатежа. При этом размер сомнительной задолженности, учитываемой при исчислении резерва по сомнительным долгам, ставится в зависимость от срока возникновения сомнительной задолженности.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.06.2018 N 03-03-06/2/44160
Вопрос:
О применении ставок НДС при ввозе в РФ товаров, в том числе продовольственных, из государств - членов ЕАЭС.
Ответ:
Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) производится в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.
Согласно пункту 17 раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары.
Таким образом, ввоз товаров в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставкам, предусмотренным статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Пунктом 2 статьи 164 Кодекса установлен перечень продовольственных товаров, облагаемых по ставке НДС в размере 10 процентов. При этом на основании последнего абзаца данного пункта коды видов товаров, перечисленных в пункте 2 статьи 164 Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС). Данные коды утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов".
При ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС российский налогоплательщик обязан исчислить и уплатить косвенные налоги, а также заполнить и представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документы, перечисленные в пункте 20 раздела III Протокола, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) и информационное сообщение.
Форма Заявления и правила заполнения Заявления даны в приложениях 1 и 2 соответственно к Протоколу от 11 декабря 2009 г. "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов".
Так, согласно положениям пункта 3 Правил заполнения Заявления в графе 3 Заявления указывается код товара (10 знаков) по ТН ВЭД по подакцизным товарам и в случае применения пониженной ставки налога на добавленную стоимость по отдельным категориям товаров, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством государства - члена ЕАЭС.
Таким образом, при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС российские налогоплательщики в целях определения ставок и уплаты косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, используют коды видов товаров, установленные ТН ВЭД ЕАЭС.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.06.2018 N 03-07-13/44182
Вопрос:
Об учете в целях НДФЛ прибыли КИК у контролирующего лица, прекратившего в ней участие; об НДФЛ с доходов, полученных при ликвидации КИК.
Ответ:
1. Пунктом 3 статьи 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании, а в случае если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года контролируемой иностранной компании.
При этом в соответствии с пунктом 1.1 статьи 223 Кодекса для доходов физических лиц в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании датой фактического получения дохода признается последнее число налогового периода по налогу, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с личным законом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).
В случае отсутствия в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности датой фактического получения дохода физического лица в виде сумм прибыли такой компании признается последний день календарного года, следующего за календарным годом, за который определяется ее прибыль.
При этом, если контролирующее лицо прекратило участие в контролируемой этим лицом иностранной компании по причине ее ликвидации до даты, на которую в соответствии с пунктом 3 статьи 25.15 Кодекса для целей исчисления налоговой базы определяется доля контролирующего лица в прибыли контролируемой иностранной компании, прибыль этой контролируемой иностранной компании не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица, а также не представляется уведомление о контролируемых иностранных компаниях.
2. В соответствии с пунктом 60 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), имеющим право на получение таких доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) налогоплательщиком, указанным в указанном абзаце, при одновременном соблюдении следующих условий:
налогоплательщик представил в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) и приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидируемой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) на дату получения имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации;
процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) завершена до 1 марта 2019 года (с учетом особенностей, установленных абзацами четвертым и пятым указанного пункта).
Таким образом, доходы налогоплательщика в денежной и (или) натуральной формах, полученные при ликвидации контролируемой иностранной компании, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц при одновременном соблюдении условий, установленных пунктом 60 статьи 217 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.06.2018 N 03-12-12/2/44046