Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.
Вопрос:
О применении ставки 0% по налогу на прибыль при реализации долей участия в уставном капитале российской организации.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 284.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 Кодекса, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.
При этом положения пункта 4.1 статьи 284 и статьи 284.2 Кодекса применяются в отношении ценных бумаг (долей в уставном капитале), приобретенных налогоплательщиками начиная с 01.01.2011 (пункт 7 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, ставка налога на прибыль организаций в размере 0 процентов применяется к налоговой базе, определяемой участником по операциям от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, приобретенных после 1 января 2011 года и непрерывно принадлежавших налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.
При этом право на применение указанной налоговой ставки 0 процентов сохраняется у налогоплательщика при неизменности характеристик доли участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, таких как размер доли участника общества и номинальная стоимость его доли, в течение пяти лет (за исключением случая приобретения долей других участников такого общества с ограниченной ответственностью в соответствующей части доли участия).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.06.2018 N 03-03-06/1/43480
Вопрос:
Об указании в счете-фактуре страны происхождения и регистрационного номера таможенной декларации при невозможности определить страну происхождения доработанных (очищенных) и переупакованных товаров.
Ответ:
Согласно подпунктам 13 и 14 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров, должны быть указаны страна происхождения товаров и номер таможенной декларации в отношении товаров, страной происхождения которых не является территория Российской Федерации.
Вместе с тем в случае если в силу особенностей осуществления операций по технической доработке (очистке) и переупаковке ранее ввезенных товаров не представляется возможным определить страну происхождения доработанных (очищенных) и переупакованных товаров, то в графах 10, 10а "Страна происхождения товара (цифровой код и краткое наименование)" и 11 "Регистрационный номер таможенной декларации" счета-фактуры возможно поставить прочерк.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.06.2018 N 03-07-08/42823
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль расходов на обучение по договору о сетевой форме реализации образовательных программ.
Ответ:
Порядок учета для целей налога на прибыль организаций расходов налогоплательщика на обучение, осуществленных на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, предусмотрен пунктом 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно положениям данной нормы к расходам на обучение также относятся расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с образовательными организациями, в частности расходы на содержание помещений и оборудования налогоплательщика, используемых для обучения, оплату труда, стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения, и иные расходы в рамках указанных договоров. Такие расходы признаются в том налоговом периоде, в котором они были понесены, при условии, что в данном налоговом периоде хотя бы один из обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.
Исходя из вышеуказанной нормы следует, что к расходам налогоплательщика на обучение относятся расходы, понесенные в рамках заключенных им договоров о сетевой форме реализации образовательных программ только по той образовательной программе, по которой физическое лицо прошло обучение и заключило трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.06.2018 N 03-03-06/1/42046
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль выявленных при получении первичных документов расходов, относящихся к прошлым периодам, а также о признании задолженности безнадежной.
Ответ:
По первому вопросу
Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ при условии соответствия требованиям статьи 252 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).
Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Учитывая вышеизложенное, выявленные в результате получения первичных документов в текущем отчетном (налоговом) периоде расходы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, могут быть учтены в налоговом периоде их обнаружения при соблюдении условий, установленных статьей 54 НК РФ с учетом положений статьи 78 НК РФ.
По второму вопросу
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
На основании пункта 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Учитывая изложенное, по истечении срока исковой давности задолженность признается безнадежным долгом, который учитывается в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (пункт 7 статьи 272 НК РФ).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.06.2018 N 03-03-06/1/42047
Вопрос:
О приостановлении банком операций по счетам N 40116 на основании решения налогового органа.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 31 и пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках (за исключением операций по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума) в случаях, указанных в пунктах 1 - 3 и 10 статьи 101 Кодекса.
Приостановление операций по счетам отменяется в соответствии с пунктом 9.1 статьи 76 Кодекса.
Для целей Кодекса счетами (налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.
Банковские счета N 40116 "Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям" (далее - счет N 40116) открываются территориальным органам Федерального казначейства, финансовым органам, органам управления внебюджетными фондами на основании договоров банковского счета, заключенных между указанными органами и подразделениями Центрального банка Российской Федерации, кредитными организациями.
В соответствии с положением Центрального банка Российской Федерации от 27.02.2017 N 579-П "О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения" счета N 40116 предназначены для учета денежных средств на банковских счетах органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджетов и организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт.
На указанных счетах собственные денежные средства территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов, органов управления внебюджетными фондами не обособляются.
Учитывая изложенное, операции по счетам N 40116, в соответствии со статьей 76 Кодекса, не приостанавливаются.
Поскольку статьей 76 Кодекса не предусмотрено неисполнение банком решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в банках, рекомендуется при получении решения налогового органа о приостановлении операции по счету N 40116 обратиться в указанный налоговый орган для отмены такого решения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.06.2018 N 03-02-07/1/41621
Вопрос:
Об НДФЛ и страховых взносах при выплате по решению суда среднего заработка за время вынужденного прогула незаконно уволенному работнику.
Ответ:
1. Налог на доходы физических лиц
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.
Оснований для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц суммы среднего заработка за время вынужденного прогула, взысканной с организации на основании решения суда, статья 217 Кодекса не содержит, соответственно, такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Указанные организации признаются налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьей 226 Кодекса.
Следует учитывать, что судом в резолютивной части решения может быть указана сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу физического лица, и сумма, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации.
В этом случае в соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Если при вынесении решения суды не производят разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, организация - налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода. При этом налоговый агент обязан в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
2. Страховые взносы
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Таким образом, на суммы выплат заработной платы, которую по решению суда организация выплатила в пользу незаконно уволенного работника, страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке с учетом положений статьи 422 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, обязанность по начислению и уплате страховых взносов возникает у организации, производящей данные выплаты. Физические лица - работники не являются плательщиками страховых взносов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.06.2018 N 03-04-05/41794
Вопрос:
О документальном подтверждении расходов на проезд в целях налога на прибыль при направлении работника в командировку.
Ответ:
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
В силу нормы статьи 252 Кодекса для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, организация вправе обосновать потребление услуги перевозки любыми документами, подтверждающими факт использования приобретенных билетов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.06.2018 N 03-03-07/41457
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль предъявленной (уплаченной при ввозе) суммы НДС при приобретении амортизируемого имущества за счет субсидий.
Ответ:
Пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Порядок отнесения предъявленной суммы налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяется статьей 170 НК РФ. В иных случаях, не предусмотренных статьей 170 НК РФ, предъявленная сумма налога на добавленную стоимость в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли организаций, не включается.
Согласно пункту 2.1 статьи 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат.
Указанные суммы налога на добавленную стоимость включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при условии ведения раздельного учета.
Учитывая изложенное, в случае приобретения налогоплательщиком амортизируемого имущества за счет полученных субсидий суммы налога на добавленную стоимость, предъявленного или уплаченного им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, не формируют первоначальную стоимость основного средства, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.06.2018 N 03-03-06/1/41335
Вопрос:
ООО имеет налоговую задолженность. Организация А имеет переплату по НДС на лицевом счете. Может ли организация А оплатить налоговую задолженность ООО за счет своей переплаты по НДС?
Ответ:
На основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, имеющаяся у ООО, может быть уплачена иной организацией за счет ее собственных средств.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено исполнение обязанности по уплате налога одной организации посредством зачета суммы налога, излишне уплаченного другой организацией или подлежащей возмещению такой организации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.06.2018 N 03-02-07/1/41421
Вопрос:
О применении ККТ при осуществлении расчетов за услуги с использованием платежных поручений.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.
При этом в случаях оплаты услуг с использованием платежных поручений, указанных в обращении, у организации отсутствовала обязанность применять ККТ в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ).
Следует отметить, что согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ).
В случае если порядок выдачи бланков строгой отчетности без применения ККТ при оплате услуг с использованием платежных поручений ранее установлен не был, налогоплательщик вправе осуществлять расчеты в указанной ситуации без применения ККТ и без выдачи бланков строгой отчетности до 01.07.2019.
Таким образом, при осуществлении расчетов за услуги с использованием платежных поручений организация вправе не применять ККТ до 01.07.2019.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.06.2018 N 03-01-15/41183