Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
О создании резервов по сомнительным долгам и на возможные потери по ссудам, признании задолженности безнадежной и учете процентного дохода в целях налога на прибыль.
Ответ:
1. Согласно пункту 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном названной статьей.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном статьей 266 НК РФ (пункт 4 статьи 266 НК РФ).
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ суммы безнадежных долгов, а в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва, учитываются в составе внереализационных расходов налогоплательщика.
Таким образом, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то любая задолженность, признанная безнадежной по основаниям пункта 2 статьи 266 НК РФ, может быть списана за счет указанного резерва. При недостаточности суммы резерва разница (убыток) учитывается налогоплательщиком непосредственно в составе внереализационных расходов.
2. Пункт 2 статьи 266 НК РФ содержит закрытый перечень оснований, каждое из которых служит самостоятельным основанием для признания задолженности безнадежной.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, указанным в названном пункте.
Следовательно, только суммы задолженности, в отношении которых меры принудительного взыскания проводились и имеются соответствующие постановления судебного пристава-исполнителя, могут быть признаны безнадежным долгом для целей налогообложения по указанному основанию пункта 2 статьи 266 НК РФ.
Часть задолженности по долговому обязательству, к которой меры принудительного взыскания не применялись, может быть признана безнадежной по любому иному основанию, установленному пунктом 2 статьи 266 НК РФ.
3. Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен статьей 328 НК РФ.
Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями статей 271 - 273 НК РФ.
Проценты, начисляемые в налоговом учете в соответствии с договором займа, на основании абзацев 1 и 3 пункта 6 статьи 271 НК РФ, а также абзаца третьего пункта 4 статьи 328 НК РФ, признаются во внереализационных доходах налогоплательщика на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) выплаты, предусмотренной договором, а также на дату погашения долгового обязательства.
Таким образом, основанием для начисления процентов по долговому обязательству являются действующее долговое обязательство и условия доходности такого обязательства. До прекращения долгового обязательства по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в налоговом учете на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода отражаются суммы процентного дохода.
4. Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу с 01.01.2018, распространил положения пункта 2 статьи 266 НК РФ на приобретенные банками права требования по кредитам, если обязательства по таким правам признаны безнадежными по основаниям, установленным статьей 266 НК РФ.
Таким образом, с 01.01.2018 налогоплательщики-банки получили право на признание в качестве безнадежного долга задолженности по приобретенным правам требования при соответствии ее требованиям пункта 2 статьи 266 НК РФ.
Вместе с тем следует учитывать, что банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам) (далее - резервы на возможные потери по ссудам) в порядке, предусмотренном статьей 292 НК РФ.
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам (далее - РВПС) формируются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в Положении Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 590-П), и признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ.
Согласно Положению N 590-П данный резерв формируется в том числе по требованиям кредитной организации по приобретенным правам (требованиям) (уступка требования) (Приложение 1 к Положению N 590-П).
При этом в силу пункта 2 статьи 292 НК РФ суммы РВПС, отнесенные на расходы банка, используются банком при списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам в порядке, установленном Положением N 590-П. При принятии банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на данную ссудную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.
Принимая во внимание указанное, порядок признания и списания безнадежной задолженности по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по приобретенным правам) определяется Положением N 590-П.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.04.2018 N 03-03-06/2/28038
Вопрос:
Организация (исполнитель) оказывает услуги перевозки и транспортной экспедиции, выступая от своего имени и за свой счет. Заказчик услуги настаивает на оформлении единого акта оказанных услуг и счета-фактуры за отчетный период. Отчетным периодом заказчик считает 10 дней, 14 дней, 1 календарный месяц и т.д. При этом дата выставляемых документов превышает 5 календарных дней с момента первых по дате реализаций, подтверждаемых транспортными накладными. Данное условие заказчик готов прописать в договоре.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Срок выставления счета-фактуры равен 5 календарным дням, отсчитываемым со дня, следующего за наступлением события, в связи с которым счет-фактура оформляется (п. п. 1 и 2 ст. 6.1, п. 3 ст. 168 НК РФ), т.е. при отгрузке, поступлении аванса, изменении количества или цены отгруженных товаров.
Правомерно ли выставление единых актов оказанных услуг и счетов-фактур за отчетный период, превышающий 5 календарных дней, при отражении данного условия в договоре?
Ответ:
Пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата составления счета-фактуры.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи.
В то же время в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Учитывая изложенное, счета-фактуры, выставленные исполнителем после срока, установленного пунктом 3 статьи 168 Кодекса, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных покупателю продавцом.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.04.2018 N 03-07-09/28071
Вопрос:
О применении ставки НДС 10% при реализации продовольственных товаров.
Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации продовольственных товаров, поименованных в данном подпункте.
В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утверждены перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов (далее - Перечни).
Таким образом, организация вправе применять налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость 10 процентов при реализации продукции, указанной в Перечнях. В отношении реализации продукции, не включенной в Перечни, применяется ставка 18 процентов.
Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 25.04.2018 N 03-07-07/28096, от 23.04.2018 N 03-07-07/27259
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль сумм НДС при получении банком имущества по договору об отступном в счет погашения задолженности по кредитному договору.
Ответ:
На основании статьи 409 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может быть прекращено по соглашению сторон предоставлением отступного - уплатой денежных средств или передачей иного имущества.
Учитывая пункт 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункт 1 статьи 39 НК РФ, поскольку при передаче имущества в качестве отступного происходит передача права собственности на него на возмездной основе, данная передача признается реализацией.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ передача товаров по соглашению о предоставлении отступного на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, передача недвижимого имущества в счет прекращения обязательств по полученным кредитам по соглашению о предоставлении отступного подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
На основании пункта 5 статьи 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).
Указанные суммы налога учитываются единовременно в полном объеме при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
При этом подпунктом 5 пункта 2 статьи 170 НК РФ установлено, что банки, применяющие указанный порядок учета налога на добавленную стоимость, суммы налога по приобретенным товарам, в том числе основным средствам, в дальнейшем реализуемым до начала использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, учитывают в стоимости таких товаров, в том числе основных средств.
Следовательно, суммы налога, предъявленные по полученному по соглашению об отступном недвижимому имуществу, используемому в дальнейшем для сдачи в аренду, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль единовременно, в полном объеме в составе прочих расходов с учетом положений статьи 252 НК РФ.
В случае искажения данных в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль применяются положения статьи 54 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2018 N 03-03-06/2/27677
Вопрос:
О документальном подтверждении правомерности применения ставки НДС 0% в отношении услуг по международной перевозке товаров.
Ответ:
По вопросу документального подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг, поименованных в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщается следующее.
Правомерность применения нулевой ставки налога в отношении услуг, поименованных в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подтверждается документами, предусмотренными пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса, в том числе копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего вывоз товаров с территории Российской Федерации.
Таким образом, налогоплательщикам, оказывающим вышеуказанные услуги, в целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в налоговые органы следует представлять копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, проставленными согласно соответствующим актам таможенного законодательства, регламентирующим порядок их проставления.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2018 N 03-07-08/27659
Вопрос:
Об отнесении товаров к сырьевым в целях НДС.
Ответ:
Согласно абзацу третьему пункта 10 статьи 165 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к сырьевым товарам в целях применения вычетов по налогу на добавленную стоимость на момент определения налоговой базы относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. Коды видов товаров, перечисленных в данном абзаце, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД).
Таким образом, до момента принятия постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень кодов видов сырьевых товаров для целей применения главы 21 Кодекса, следует руководствоваться положениями указанного абзаца третьего пункта 10 статьи 165 Кодекса и соответствующими названиями групп товаров ТН ВЭД.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.04.2018 N 03-07-08/27290
Вопрос:
Об исчислении суммы резерва по сомнительным долгам в целях налога на прибыль.
Ответ:
В силу пункта 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном названной статьей НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 266 НК РФ сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций - от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин - 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.
В соответствии с пунктом 5 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Таким образом, исчисление суммы резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода осуществляется налогоплательщиком в следующем порядке:
1) рассчитанная по результатам инвентаризации сумма резерва по сомнительным долгам корректируется с учетом установленных предельных величин резерва - 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период (в зависимости от того, какая величина больше);
2) сумма скорректированного резерва по сомнительным долгам сравнивается с суммой остатка резерва, исчисляемого как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты;
3) если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде, если больше, то разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.04.2018 N 03-03-06/1/25482
Вопрос:
О возможности уплаты платежей за иное лицо налогоплательщиком, операции по счету которого приостановлены решением налогового органа.
Ответ:
В силу пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приостановление налоговыми органами операций по счетам в банках означает прекращение банком всех расходных операций по таким счетам, за исключением операций по платежам, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Кодексом не предусмотрена возможность уплаты платежей, регулируемых Кодексом, налогоплательщиком, операции по счету которого приостановлены на основании решения налогового органа, за иное лицо.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.04.2018 N 03-02-08/26061
Вопрос:
О зачете в целях НДФЛ налога, уплаченного в иностранном государстве при выплате через российского брокера купонного дохода по облигациям иностранных эмитентов.
Ответ:
Исходя из положений подпунктов 5 - 7 пункта 2 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) депозитарий не признается налоговым агентом в отношении выплат налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным иностранными государствами и иностранными организациями.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами, при осуществлении выплат по ценным бумагам в целях данной статьи, а также статей 214.1, 214.3 и 214.4 Кодекса признается, в частности, брокер, осуществляющий в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами на основании договора на брокерское обслуживание с налогоплательщиком.
Абзацем пятым пункта 7 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном главой 23 Кодекса.
Порядок зачета в Российской Федерации уплаченных в иностранном государстве налогов установлен в статье 232 Кодекса.
В соответствии с пунктами 2 и 3 указанной статьи зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании представленной таким физическим лицом налоговой декларации, в которой указывается подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве, а также прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, вид дохода, календарный год, в котором был получен доход.
Возможность зачета уплаченных в иностранном государстве сумм налога налоговым агентом статьей 232 Кодекса не предусмотрена.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.04.2018 N 03-04-06/23870