Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Банк при осуществлении своей деятельности в силу Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности от 28.06.2017 N 590-П и Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери от 20.03.2006 N 283-П, утвержденных Банком России, производил в течение 2017 г. списание с баланса безнадежных долгов, возникших в рамках кредитных договоров с физлицами.
В рамках данного списания частичного или полного прекращения обязательств физлиц-заемщиков перед банком не происходило (обязанность по возврату суммы долга не снималась).
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ (далее - Закон) дата фактического получения дохода устанавливается пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ только для случая списания безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к физическому лицу - должнику.
Возникает ли по итогам 2017 г. у физлица-должника (не являющегося взаимозависимым лицом по отношению к банку) доход, облагаемый НДФЛ, в виде сумм задолженности, признанных безнадежными долгами и списанными с баланса кредитной организации? В случае если доход возникает, какова дата фактического получения дохода?
Возникает ли по итогам 2017 г. у банка как налогового агента обязанность подачи в налоговый орган сведений о доходе не взаимозависимого с организацией физлица, полученном в виде списания безнадежного долга?
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В случае прекращения обязательства физического лица - должника перед организацией-кредитором по образовавшейся задолженности (без его исполнения) с должника снимается обязанность по возврату суммы долга, а кредитор не имеет права требовать возврата долга и осуществлять мероприятия по взысканию такой задолженности.
В этой связи в момент прекращения обязательства налогоплательщика перед организацией-кредитором у такого налогоплательщика возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по погашению долга и, соответственно, доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
При этом дата фактического получения дохода соответствует дате полного или частичного прекращения обязательства по любым основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (в частности, отступное, судебное решение, соглашение о прощении долга).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 223 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обложения налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 статьи 223 Кодекса, дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.
В этой связи специальный порядок определения даты фактического получения дохода при списании в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации применяется, только если налогоплательщик и соответствующая организация являются взаимозависимыми лицами.
Если списание в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, не являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику, не связано с полным или частичным прекращением обязательства налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, то указанная дата для такого налогоплательщика не является датой фактического получения дохода в целях обложения налогом на доходы физических лиц. Соответственно, в таком случае обязанности, предусмотренной пунктом 5 статьи 226 Кодекса, у налогового агента не возникает.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.05.2018 N 03-04-06/30308
Вопрос:
Организация, состоящая на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика (заказчик), заключила контракт с иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика (исполнитель), на проведение работ на территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется агентом как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, с учетом налога.
Согласно условиям контракта сумма дохода исполнителя, которая будет выплачена за выполненные работы, определена и зафиксирована в контракте в рублях РФ без учета НДС. Также в контракте отдельно определена сумма НДС в рублях РФ, подлежащая уплате в бюджет РФ (18% от стоимости, выплачиваемой исполнителю).
Выполнение работ оформляется актами выполненных работ, в которых отражены суммы в рублях РФ без НДС и суммы НДС (18% от стоимости выполненных работ).
По условиям контракта выплата доходов исполнителю производится в евро по курсу на дату выставленного счета (счет выставляется в рублях, дата счета может отличаться от даты акта и быть произвольной).
Согласно п. 4 ст. 174 НК РФ налоговый агент должен уплатить НДС в бюджет РФ одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, оказывающему услуги на территории РФ.
В то же время НК РФ содержит специальные нормы, которые регулируют порядок определения налоговой базы и исчисления НДС российскими организациями - налоговыми агентами, приобретающими услуги у иностранных лиц и производящими оплату в иностранной валюте.
Так, п. 3 ст. 153 НК РФ устанавливает, что при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному ст. 167 НК РФ, или на дату фактического осуществления расходов. При этом налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, в случае расчетов по таким операциям в иностранной валюте определяется в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Какой порядок исчисления НДС применять российской организации - налоговому агенту, если согласно условиям контракта его стоимость и сумма НДС определены в рублях:
- для исчисления и перечисления в бюджет РФ применяется сумма НДС, указанная в контракте;
- сумма НДС исчисляется исходя из суммы оплаты в евро и пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату фактической оплаты?
Ответ:
В соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
На основании пункта 4 статьи 174 Кодекса уплата налога на добавленную стоимость налоговым агентом производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговом органе и оказывающему указанные услуги.
Согласно пункту 3 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы расходы налогоплательщика в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату фактического осуществления расходов.
Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая за иностранную валюту у иностранного лица услуги, местом реализации которых является территория Российской Федерации, определяет налоговую базу по налогу на добавленную стоимость по таким операциям исходя из суммы перечисляемой иностранному лицу иностранной валюты по курсу, действующему на дату перечисления.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.05.2018 N 03-07-08/29875
Вопрос:
О внесении изменений в сведения о юрлице в ЕГРЮЛ в связи с переходом доли в уставном капитале ООО к наследнику.
Ответ:
Из положений пункта 8 статьи 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам допускается только с согласия остальных участников общества.
Исходя из положений пункта 16 статьи 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункта 1.4 статьи 9, пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, связанных с переходом доли в уставном капитале к наследнику гражданина, являвшегося участником общества, представляется заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@. Такое заявление подписывается наследником. При этом необходимо отметить, что исходя из положений подпункта "а" пункта 1.3, пункта 1.4 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года (Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ), заявителем в указанном случае являлся руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Одновременно с вышеуказанным заявлением по форме N Р14001 представляются документы, подтверждающие основание перехода доли в уставном капитале общества, - нотариально засвидетельствованные копии свидетельства о смерти физического лица (участника общества), свидетельства о праве на наследство. В случае если уставом общества предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам допускается только с согласия остальных участников общества, в регистрирующий орган также представляется документ, подтверждающий такое согласие участников общества.
Вышеуказанные документы представляются в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по месту нахождения общества.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2018 N 03-12-13/29300
Вопрос:
О выставлении счетов-фактур и ведении журнала их учета при оказании услуг агентом от имени и за счет принципала, а также о принятии покупателями к вычету НДС при приобретении услуг у агента.
Ответ:
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме.
Порядок составления счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализуемым агентом от своего имени, установлен пунктом 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Правила заполнения счета-фактуры). При этом особенностей заполнения счетов-фактур по реализуемым товарам (работам, услугам, имущественным правам) агентами, действующими от имени и за счет принципала, Правилами заполнения счета фактуры не установлено. Поэтому по товарам (работам, услугам, имущественным правам), реализуемым перевозчиком-принципалом в рамках договора, заключенного с агентом, действующим от имени и за счет принципала, счета-фактуры выставляются покупателям перевозчиком-принципалом в общеустановленном порядке.
Что касается вопроса применения пункта 3.1 статьи 169 Кодекса об обязанности ведения налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах другого лица, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности, то согласно пункту 1 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - журнал учета), ведется за налоговый период на бумажном носителе либо в электронном виде только в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии (субкомиссии), агентских (субагентских) договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (субкомиссионера), агента (субагента), договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика. Поскольку агенты, действующие от имени и за счет принципала, счета-фактуры не составляют, такие агенты журнал учета не ведут.
По вопросу принятия покупателями к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных по услугам бронирования и оформления вышеуказанных билетов при их приобретении у агента, сообщается, что вычеты указанных сумм налога производятся на основании пункта 2 статьи 171 и абзацев первого и второго пункта 1 статьи 172 Кодекса, согласно которым суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2018 N 03-07-09/29386
Вопрос:
О налоге на прибыль и НДС при получении субсидии на компенсацию недополученных доходов (убытка) при льготном обеспечении граждан лекарственными препаратами.
Ответ:
В соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с названной главой НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы, определяемые согласно статьям 249 и 250 НК РФ.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Статьей 249 НК РФ установлено, что в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 15187/09.
Таким образом, если предоставляемая субсидия была выделена в качестве недополученного дохода при оказании услуг по льготному обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная субсидия подлежит отражению в составе доходов на дату реализации лекарственных препаратов.
В случае если предоставляемая субсидия была выделена в качестве компенсации убытка, полученного организацией от реализации услуг по льготному обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная субсидия подлежит отражению в составе доходов на дату поступления денежных средств на расчетный счет.
В части вопросов, касающихся применения налога на добавленную стоимость при получении организацией субсидий, рекомендуем руководствоваться письмом Минфина России от 2 апреля 2018 N 03-07-15/20870, направленным ФНС России нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе (письмо от 3 апреля 2018 N СД-4-3/6286@).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.04.2018 N 03-03-06/3/28522
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль доходов участника при увеличении уставного капитала ООО за счет добавочного капитала.
Ответ:
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Так, в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не включаются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе).
Следовательно, глава 25 Кодекса определяет увеличение номинальной стоимости акций (доли) акционера (участника) при увеличении уставного капитала за счет нераспределенной прибыли как доход налогоплательщика-акционера (участника). Однако в силу положений, установленных подпунктом 15 пункта 1 статьи 251 Кодекса, лишь у акционера такой доход при соблюдении соответствующих условий не учитывается для целей налогообложения прибыли организаций.
Таким образом, у налогоплательщика-участника при увеличении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью за счет добавочного капитала (без изменения доли участия) возникает доход, учитываемый при налогообложении прибыли организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.04.2018 N 03-03-06/1/28493
Вопрос:
О выполнении организацией функций налогового агента по НДФЛ при выплате доходов в виде оплаты труда.
Ответ:
Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Указанные российские организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.
Согласно пункту 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Учитывая изложенное, исчисление сумм налога производится налоговым агентом в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности.
На основании пункта 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Таким образом, удержание у налогоплательщика исчисленной по окончании месяца суммы налога производится налоговым агентом из доходов налогоплательщика при их выплате по завершении месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.04.2018 N 03-04-06/28613
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль расходов на приобретение земельного участка для капитального строительства нежилого здания с целью его реализации.
Ответ:
Согласно статьям 247 и 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.
Пунктом 1 статьи 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно пункту 1 статьи 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
Налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения.
При этом прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.
Расходы на приобретение земельного участка для осуществления капитального строительства нежилого здания с целью дальнейшей реализации результатов строительства должны быть отнесены к прямым расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.04.2018 N 03-03-06/1/28037
Вопрос:
О перерасчете налоговой базы по налогу на прибыль в случае изменения цены ранее реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Ответ:
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и консультационные услуги не оказываются.
Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Учитывая изложенное, изменения показателей доходов или расходов, возникшие в связи с изменением цены ранее реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), учитываются в порядке, предусмотренном статьей 54 Кодекса, поскольку в результате таких изменений происходит искажение налоговой базы по налогу на прибыль организаций за прошлый отчетный (налоговый) период.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.04.2018 N 03-03-06/1/28048
Вопрос:
Об учете медицинской организацией доходов в виде штрафных санкций и возмещения судебных расходов за просрочку исполнения обязательств по контракту в целях налога на прибыль.
Ответ:
В силу нормы подпункта 2 пункта 3 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ставка 0 процентов применяется организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, если полученные ими доходы от медицинской деятельности (включенной в Перечень видов деятельности, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917), а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, присмотра и ухода за детьми, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, при выполнении других условий, установленных данной статьей НК РФ.
Доход в виде штрафных санкций и суммы возмещения судебных расходов, полученные медицинской организацией за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, исполнение которого осуществлялось за счет средств бюджета, не являются доходами, полученными от медицинской деятельности, включенной в Перечень видов деятельности, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917, и не учитываются при определении доли дохода от осуществления медицинской деятельности, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.04.2018 N 03-03-06/1/27941