Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

27 апреля 2018

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

Вопрос:

О применении УСН организацией, созданной при реорганизации путем выделения, если доля участия в ней других организаций составляет более 25%.

Ответ:

Пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (статья 51 Гражданского кодекса).

Таким образом, при реорганизации путем выделения создается новая организация (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения).

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вновь созданная организация вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация признается налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 346.19 Кодекса).

Исходя из положений пункта 2 статьи 55 Кодекса для вновь созданных организаций первый налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начинается со дня ее создания.

Согласно пункту 4 статьи 346.13 Кодекса, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 3 статьи 346.12 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса установлено, что упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Таким образом, в случае если в течение первого налогового периода вновь созданная организация не соответствовала, в частности, требованию, установленному подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, она не вправе применять в этом налоговом периоде упрощенную систему налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 марта 2018 г. N 03-11-11/16742

Вопрос:

О применении ККТ при реализации проездных документов для пассажиров.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания и при этом имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры), вправе не применять ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ).

При этом следует учитывать, что от обязанности применять ККТ при реализации проездных документов для пассажиров в соответствии с вышеуказанным пунктом 8 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ освобождены до 01.07.2019 организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно оказывающие услуги по перевозке пассажиров.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 марта 2018 г. N 03-01-15/16680

Вопрос:

О применении ККТ при выполнении работ, оказании услуг населению.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленный абонентский номер либо адрес электронной почты.

Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания и при этом имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры), вправе не применять ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ).

Указанный порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Таким образом, до 01.07.2019 организации и индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 8 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ, вправе формировать бланки строгой отчетности без применения ККТ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 марта 2018 г. N 03-01-15/16545

Вопрос:

Об учете страховой организацией сумм отчислений в страховые резервы для целей налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам страховых организаций, кроме расходов, предусмотренных статьями 254 - 269 Кодекса, относятся также расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности.

К расходам страховых организаций относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Центральным банком Российской Федерации, а также вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхового брокера.

В письме Банка России от 04.10.2017 N 015-53/8027 разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" формирование страховых резервов осуществляется страховщиками в соответствии с правилами формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора. На основании указанного пункта правила формирования страховых резервов были утверждены Банком России следующими нормативными документами:

- Положением от 16.11.2016 N 557-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию жизни";

- Положением от 16.11.2016 N 558-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни".

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются суммы отчислений в страховые резервы, сформированные в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Для целей налогообложения прибыли организаций Кодексом определен порядок признания доходов и расходов по начислению (статьи 271 и 272 Кодекса), в том числе и для страховых организаций.

Особенности учета страховыми организациями доходов и расходов установлены статьями 293 и 294 Кодекса соответственно.

Таким образом, для целей налогового учета в страховых организациях применяется порядок учета доходов и расходов с учетом особенностей, установленных статьями 271, 272, 293 и 294 Кодекса.

При этом статьей 252 НК РФ определено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

В целях главы 25 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Таким образом, если под определенные расходы налогоплательщиком создавался резерв, указанные расходы при их возникновении списываются за счет средств созданного резерва.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 марта 2018 г. N 03-03-06/1/16290

Вопрос:

О переоценке права требования, выраженного в иностранной валюте, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

При реализации имущественного права, которое представляет собой право требования долга, налоговая база определяется с учетом положений, установленных статьей 279 НК РФ.

Пунктом 3 вышеуказанной статьи определено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Из положений пункта 8 статьи 271 НК РФ и пункта 10 статьи 272 НК РФ следует, что доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего дохода (расхода).

Таким образом, приобретенное право требования, стоимость которого выражена в иностранной валюте, принимается к налоговому учету по стоимости, определяемой исходя из цены приобретения и расходов, связанных с его приобретением, пересчитанных в рубли по официальному курсу иностранной валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату приобретения данного права требования. При этом последующая переоценка стоимости такого права требования НК РФ не предусмотрена.

В связи с тем что переоценка стоимости права требования НК РФ не предусмотрена, внереализационные доходы (расходы) в виде курсовой разницы, подлежащие учету в целях налогообложения прибыли, у налогоплательщика не возникают.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 марта 2018 г. N 03-03-06/1/16274

Вопрос:

Об учете излишне уплаченного налога на прибыль.

Ответ:

По итогам каждого отчетного периода налог на прибыль организаций исчисляется исходя из прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода.

Порядок исчисления указанного налога не зависит от изменения места нахождения организации и изменения места учета организации в налоговом органе.

При наличии суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций за предыдущий отчетный период эта сумма учитывается в счет исполнения обязательств за последующий отчетный период.

В случае если сумма излишне уплаченного налога на прибыль организаций за предыдущий отчетный период равна или более суммы, подлежащей уплате за последующий отчетный период, оснований для начисления пеней за указанный последующий отчетный период не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 марта 2018 г. N 03-02-07/1/16043

Вопрос:

О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, утратившей право на применение УСН.

Ответ:

Из вопроса следует, что организация на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) в 2017 г. осуществляла деятельность, поименованную в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), и применяла пониженные тарифы страховых взносов. При этом в третьем квартале 2017 года организация потеряла право на применение УСН. При этом доля доходов организации в связи с осуществлением вида экономической деятельности, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов, и доходы за налоговый период не превышают 79 млн рублей.

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса для организаций, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются виды деятельности, поименованные в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, в течение 2017 - 2018 годов применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0 процентов, на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 427 Налогового кодекса соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Кроме того, согласно абзацу второму подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса упомянутые тарифы страховых взносов применяются плательщиками на УСН при осуществлении указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса видов экономической деятельности, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн рублей.

В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация превысила за налоговый период вышеупомянутое ограничение по доходам, такая организация лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке (пункт 6 статьи 427 Налогового кодекса).

Иных условий для восстановления и уплаты сумм страховых взносов по общеустановленным тарифам с начала расчетного (отчетного) периода статьей 427 Налогового кодекса не установлено.

Порядок и условия начала и прекращения применения УСН организациями и индивидуальными предпринимателями регулируются главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса.

При этом исходя из положений пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили установленную величину и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям главы 26.2 Налогового кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Учитывая изложенное, по совокупности вышеприведенных норм Налогового кодекса в случае соответствия вышеупомянутым критериям об общем объеме доходов и доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, но при утрате права на применение УСН плательщик страховых взносов теряет право на применение пониженных тарифов страховых взносов с начала того же квартала, в котором были допущены несоответствия требованиям для применения УСН.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 марта 2018 г. N 03-15-06/16176

Вопрос:

Об учете затрат по уничтожению (утилизации) пищевых продуктов с истекшим сроком годности в целях налога на прибыль; о восстановлении НДС при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией.

Ответ:

На основании положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях исчисления налога на прибыль организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. В силу пункта 5 статьи 5 Закона N 2300-1 продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

В соответствии с положениями Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (статьи 24, 25 Закона N 29-ФЗ).

Таким образом, существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота пищевой продукции обязывает поставщиков утилизировать изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.

Учитывая изложенное, затраты по уничтожению (утилизации) товаров с истекшим сроком годности, осуществленные в соответствии с законодательством, включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом данные расходы должны соответствовать критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

По вопросу восстановления налога на добавленную стоимость при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией, следует руководствоваться пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" и письмом ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 марта 2018 г. N 03-03-06/1/15834

Вопрос:

Об открытии счета в банке филиалу иностранной организации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банк открывает счета, депозиты и предоставляет право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств иностранной организации, не указанной в подпункте 1 названного пункта, при предъявлении этой иностранной организации свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Это требование должно соблюдаться и тогда, когда банк на территории Российской Федерации открывает указанной иностранной организации для ее филиала, в том числе находящегося вне юрисдикции иностранной организации, счета, депозиты и предоставляет право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Пунктом 16 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, предусмотрено, что в случае открытия иностранной организацией нового счета в том же банке (филиале банка) или счета в другом банке (филиале банка), состоящем на учете в налоговом органе, который ранее осуществил постановку на учет этой иностранной организации в связи с открытием ей счета в банке (филиале банка), повторная постановка на учет такой иностранной организации в указанном налоговом органе не осуществляется.

В случае открытия иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе по основанию, предусмотренному пунктом 16 указанных Особенностей, счета в банке (филиале банка), состоящем на учете в ином налоговом органе, эта иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет такого банка (филиала банка) в соответствии с пунктом 16 указанных Особенностей.

Перечень документов, представление которых необходимо для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющему место нахождения за пределами территории Российской Федерации, для совершения операций его обособленным подразделением (филиалом, представительством), предусмотрен пунктом 4.4 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов".

При наличии у иностранной организации затруднений по вопросам учета в налоговом органе, в том числе по основанию открытия счета в банке на территории Российской Федерации этой иностранной организации для ее филиала, иностранная организация вправе обратиться в налоговый орган для получения необходимой информации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 марта 2018 г. N 03-02-07/1/15709

Вопрос:

О выполнении функций налогового агента по НДФЛ при выплате организацией дохода в виде оплаты труда.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Указанные российские организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

Согласно пункту 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Учитывая изложенное, в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление сумм налога.

На основании пункта 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Таким образом, удержание у налогоплательщика исчисленной по окончании месяца суммы налога производится налоговым агентом из доходов только при их фактической выплате после окончания месяца, за который сумма налога была исчислена.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 марта 2018 г. N 03-04-06/15182

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: