Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.
Вопрос:
С 01.01.2017 вступили в силу изменения в ст. 105.14 НК РФ, согласно которым не признаются контролируемыми сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками (пп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
Договор поручительства, в соответствии с параграфом 5 "Поручительство" гл. 23 Гражданского кодекса РФ, предусматривает три субъекта правоотношений: кредитора, поручителя и должника. По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (п. 1 ст. 361 ГК РФ). При этом договор поручительства может быть заключен без согласия или уведомления должника, что подтверждается п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 42 "О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством".
Так как должник по договору поручительства, заключенному без его согласия или уведомления между кредитором и поручителем, не является стороной договора, то, соответственно, будут ли согласно положениям ст. 105.14 НК РФ признаваться контролируемыми сделки договора поручительства между кредитором и поручителем, в которых одновременно выполнены следующие условия:
- договор заключен между кредитором - российским банком и поручителем - российской организацией, не являющейся банком;
- кредитор и поручитель не являются взаимозависимыми организациями;
- договор поручительства заключается без участия должника - российской организации, являющейся взаимозависимой по отношению к поручителю?
Ответ:
Условия признания сделок контролируемыми определены пунктами 1 - 3 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом одним из основных среди указанных условий является совершение сделок между взаимозависимыми лицами либо сделок, приравненных Кодексом к сделкам между взаимозависимыми лицами.
В то же время отдельные сделки не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки вышеуказанным условиям. Перечень соответствующих сделок определен пунктом 4 статьи 105.14 Кодекса.
В данный перечень, в частности, включены сделки по предоставлению поручительств, которые в соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса не признаются контролируемыми (вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 указанной статьи) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.
При этом, учитывая положения пункта 1 статьи 11 Кодекса при определении состава участников (сторон) сделок по предоставлению поручительств в целях применения подпункта 6 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса необходимо руководствоваться положениями главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 октября 2017 г. N 03-12-09/65677
Вопрос:
Налоговые органы в рамках выездной налоговой проверки вправе проводить мероприятие налогового контроля, предусмотренное ст. 94 НК РФ, - выемку документов и предметов.
Согласно п. 2 ст. 94 НК РФ, а также Рекомендациям ФНС России по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (Письмо от 17.07.2013 N АС-4-2/12837), не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Ночным временем является промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нормативные акты не раскрывают, что именно подразумевается под выемкой в п. 2 ст. 94 НК РФ.
Что именно подразумевается под выемкой предметов и документов в п. 2 ст. 94 НК РФ (не допускаемой в ночное время): только непосредственные действия по изъятию предметов и документов либо вся процедура мероприятия налогового контроля в целом, включая составление и подписание протокола выемки документов и предметов вместе с приложениями к протоколу - описями предметов и документов и возражений налогоплательщика к протоколу выемки предметов и документов, а также подписание протокола?
Если составление протокола выемки предметов и документов окончено в 23 ч 40 мин. по местному времени, при этом непосредственно действия по изъятию у налогоплательщика самих документов и предметов завершены до 22 ч 00 мин., считается ли выемка производимой в ночное время?
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол, в котором перечисляются и описываются изъятые документы и предметы.
Время начала и окончания производства выемки, изъятия документов и предметов фиксируется в протоколе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (зарегистрирован Минюстом России 28.05.2015, регистрационный номер 37445).
После составления протокола и до его подписания должностными лицами налогового органа в него вносятся замечания (при наличии) понятых, специалистов, представителей проверяемого налогоплательщика.
Время, которое необходимо для составления протокола выемки документов и предметов, внесения в него замечаний заинтересованных лиц и подписания этого протокола, не входит во время производства выемки (изъятия) документов и предметов.
Учитывая изложенное, в случае, если выемка (изъятие) документов и предметов произведены до 22 часов по местному времени, окончание в 23 часа 40 минут составления и подписания протокола о производстве такой выемки (изъятия) документов и предметов не свидетельствует об окончании выемки в ночное время.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 октября 2017 г. N 03-02-08/64830
Вопрос:
О налоге на прибыль при получении по решению суда возмещения ранее потраченных средств целевых поступлений.
Ответ:
Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Пунктом 1 статьи 248 НК РФ определено, что к доходам в целях указанной главы НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. То есть расходы, произведенные за счет целевых поступлений, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
Таким образом, полученные налогоплательщиком средства целевых поступлений не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли у организации, а расходы, произведенные за счет этих средств, не уменьшают налоговую базу.
При получении по решению суда возмещения ранее потраченных средств целевых поступлений организация не получает экономической выгоды, в связи с чем в соответствии с общим принципом, установленным статьей 41 НК РФ, у организации не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций. В данном случае ранее потраченные средства целевых поступлений необходимо скорректировать на указанную сумму возмещения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 сентября 2017 г. N 03-03-06/3/62857
Вопрос:
Об НДФЛ и страховых взносах с возмещения расходов, связанных со служебными поездками, работникам с разъездным характером работы.
Ответ:
Согласно статье 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками указанных работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
При этом в соответствии со статьей 166 Трудового кодекса служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
1. Налог на доходы физических лиц
В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.
Абзацем двенадцатым указанного пункта предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.
С учетом норм статей 168.1 и 166 Трудового кодекса положения абзаца двенадцатого пункта 3 статьи 217 Кодекса об освобождении от налогообложения в пределах 700 рублей сумм суточных в отношении компенсаций, выплачиваемых в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса, не применяются.
Таким образом, если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании абзаца одиннадцатого пункта 3 статьи 217 Кодекса в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором.
2. Страховые взносы
Пунктом 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
На основании абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Пунктом 2 статьи 422 Кодекса установлено, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Кодекса.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 217 Кодекса суммы суточных, выплачиваемые сверх 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и сверх 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
При этом с учетом норм статей 168.1 и 166 Трудового кодекса положения пункта 2 статьи 422 Кодекса об освобождении от обложения страховыми взносами сумм суточных в пределах, установленных пунктом 3 статьи 217 Кодекса, в отношении компенсаций, выплачиваемых в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса, не применяются.
Таким образом, если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не подлежат обложению страховыми взносами на основании абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 сентября 2017 г. N 03-04-06/62150
Вопрос:
Гражданин РФ принят на работу в организацию на территории РФ в октябре 2016 г. со статусом нерезидента РФ. По истечении срока, предусмотренного п. 2 ст. 207 НК РФ, работник фактически находился на территории РФ более 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев. Тем самым 15 июня 2017 г. работник приобрел статус резидента РФ, подтверждением чего является копия заграничного паспорта с отметками о пересечении границы РФ. Начиная с момента приема на работу организация, выступающая налоговым агентом, исчисляла и удерживала НДФЛ с доходов работника по ставке 30%. По получении статуса резидента работник обратился в организацию с заявлением о пересчете и возврате налога за 2017 г. по ставке 13%.
Должна ли организация применить ставку НДФЛ 13% по доходам, полученным начиная с 15.06.2017?
Может ли организация применить положения ст. 231 НК РФ по отношению к суммам НДФЛ, удержанным из доходов работника по повышенной ставке 30% в 2016 и 2017 гг., пересчитать их по ставке 13% и вернуть работнику излишне удержанный НДФЛ?
Как организация должна вернуть излишне удержанный НДФЛ: общей суммой единовременно работнику по его представленному заявлению в соответствии со ст. 231 НК РФ в счет предстоящих платежей как по указанному работнику, так и по иным работникам, с доходов которых организация как налоговый агент производит удержание такого налога, либо организация должна излишне удержанный налог относить к зачету в счет уплаты НДФЛ в следующих месяцах текущего налогового периода, или возврат должен быть осуществлен иным способом?
Ответ:
Пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В случае нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат обложению с применением налоговой ставки 30 процентов.
Доходы от источников в Российской Федерации, получаемые физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации на дату выплаты дохода, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 13 процентов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 231 Кодекса возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 231 Кодекса в случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации возврат в связи с перерасчетом суммы налога производится по итогам налогового периода налоговым органом.
Вместе с тем, если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем налоговом периоде), суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.
В таких случаях работодателям - налоговым агентам следует руководствоваться положениями пункта 3 статьи 226 Кодекса, согласно которым исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30 процентов, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30 процентов.
Если суммы налога на доходы физических лиц, удержанные с доходов сотрудника по ставке 30 процентов, по итогам налогового периода были зачтены не полностью и после проведения указанного зачета осталась сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая возврату, возврат налогоплательщику указанной суммы осуществляется налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 231 Кодекса.
При этом следует учитывать, что указанный зачет (возврат) сумм налога производится только в том налоговом периоде, в котором произошло изменение налогового статуса налогоплательщика.
Таким образом, если по итогам налогового периода 2016 года сотрудник организации не приобрел статус налогового резидента (находился в Российской Федерации менее 183 дней), перерасчет сумм налога на доходы физических лиц, уплаченных в 2016 году по ставке 30 процентов, не производится.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 сентября 2017 г. N 03-04-06/62127
Вопрос:
Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ были утверждены форма расчета по страховым взносам, Порядок его заполнения, а также Формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме.
Как указано в абз. 5 Письма ФНС России от 17.03.2017 N БС-4-11/4859, разд. 3 расчета заполняется плательщиком на всех застрахованных лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения, в том числе и на уволенных в предыдущем отчетном периоде.
Нужно ли плательщику заполнять разд. 3 расчета по страховым взносам на застрахованных лиц, уволенных в предыдущем отчетном периоде, в пользу которых в отчетном периоде никаких выплат и иных вознаграждений не начислялось?
Ответ:
Форма расчета по страховым взносам и порядок заполнения расчета по страховым взносам утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме".
Исходя из положений пункта 22.1 Порядка заполнения расчета по страховым взносам раздел 3 заполняется плательщиками на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в том числе в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом согласно пункту 22.2 Порядка заполнения расчета по страховым взносам в персонифицированных сведениях о застрахованных лицах, в которых отсутствуют данные о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, подраздел 3.2 раздела 3 не заполняется.
В связи с этим если в текущем отчетном периоде не начислялись выплаты и иные вознаграждения работникам, уволенным в предыдущих отчетных периодах, то на таких работников подраздел 3.2 раздела 3 расчета по страховым взносам не заполняется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 сентября 2017 г. N 03-15-06/61030
Вопрос:
О применении пониженных тарифов страховых взносов ИП, применяющим ПСН и производящим выплаты и иные вознаграждения физлицам.
Ответ:
В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (далее - ПСН), в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 - 48 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса), на период до 2018 года (включительно) установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% (на обязательное пенсионное страхование - 20%, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0%).
Виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 - 48 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса:
- сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН и при этом не осуществляющий виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 - 48 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса, вправе уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам, установленным подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, при условии, если страховые взносы исчислены с сумм выплат и вознаграждений физических лиц, занятых в льготируемом виде экономической деятельности, указанном в патенте.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 сентября 2017 г. N 03-15-05/61019
Вопрос:
О предельном размере доходов ИП, применяющего ПСН и УСН.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения (далее - ПСН) и перешедшим на общий режим налогообложения (на УСН), на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения)) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, превысили 60 млн рублей.
Согласно абзацу 4 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса, в случае если налогоплательщик применяет одновременно ПСН и УСН, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
Нормами главы 26.5 Кодекса индексация предельного размера доходов от реализации на коэффициент-дефлятор в рамках применения индивидуальными предпринимателями ПСН не предусмотрена.
Исходя из этого индивидуальный предприниматель, применяющий одновременно ПСН и УСН, считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим по видам предпринимательской деятельности, по которым применялась ПСН, на УСН с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если с начала календарного года доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, по обоим указанным специальным налоговым режимам превысили 60 млн рублей.
На основании пункта 4 статьи 346.13 Кодекса, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, применяющего УСН, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 150 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
При этом пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что индексация на коэффициент-дефлятор указанной в пункте 4 статьи 346.13 Кодекса величины предельного размера доходов налогоплательщика приостановлена до 2020 года.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 346.13 Кодекса, в случае если налогоплательщик применяет одновременно УСН и ПСН, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного указанным пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
В связи с этим для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и ПСН, предельный размер доходов за налоговый (отчетный) период 2017 года в целях применения УСН не должен превышать 150 млн рублей.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 сентября 2017 г. N 03-11-11/60066
Вопрос:
Организация направляет своих работников в командировку на основании приказов и приобретает билеты на поезд или самолет. Позднее в связи с производственной необходимостью командировка может быть отменена или дата выезда в командировку может быть перенесена на другой срок. При возврате билета транспортной организацией удерживается сбор (штраф).
Верно ли, что удержанные транспортной организацией сборы (штрафы) за возврат билетов можно учесть во внереализационных расходах при исчислении налога на прибыль на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как неустойку?
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, налогоплательщики вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в том числе расходы в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации, при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 сентября 2017 г. N 03-03-06/1/57890
Вопрос:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 N 625 с 01.07.2017 в формы счетов-фактур и корректировочных счетов-фактур введена новая строка "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)".
Согласно ст. 169 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017, в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в счете-фактуре на аванс и в корректировочном счете-фактуре должен быть указан, в частности, идентификатор государственного контракта, договора (соглашения). При этом установлено, что данный реквизит указывается при наличии.
Между организацией и поставщиками отсутствуют отношения, которые оформляются в рамках государственных контрактов. В связи с этим поставщики не вносят изменения в формы счетов-фактур, электронных счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур или УПД, которые будут предоставляться организации с 01.07.2017, так как:
- идентификатор государственного контракта указывается при его наличии (пп. 6.2 п. 5 ст. 169 НК РФ);
- поставщики не осуществляют поставки по госконтрактам;
- отсутствие строки "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" в счете-фактуре, корректировочном счете-фактуре не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, то есть в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
Правомерно ли применение вычета по НДС, если в счете-фактуре, электронном счете-фактуре, корректировочном счете-фактуре или УПД от поставщиков, выставленных после 01.07.2017, не будет содержаться строки "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)"?
Ответ:
Согласно пунктам 5, 5.1 и 5.2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, а также в корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указывается в том числе идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии).
Формы счета-фактуры, выставляемого при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, и корректировочного счета-фактуры, выставляемого при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - постановление). При этом право налогоплательщика исключать строки и графы из утвержденной формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры данным постановлением не предусмотрено.
Таким образом, счет-фактура и корректировочный счет-фактура составляются по утвержденным формам, в которых имеются строки для указания идентификатора государственного контракта, договора (соглашения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 г. N 981 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступающим в силу с 1 октября 2017 года, утверждены новые формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры, в которых также имеются строки для указания идентификатора государственного контракта, договора (соглашения).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 сентября 2017 г. N 03-07-09/57881