Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

Консультации по бухучету и налогообложению
26 мая 2017

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

Вопрос:

О выполнении организацией, уплачивающей ЕНВД, функций налогового агента по НДФЛ и налогу на прибыль при выплате дивидендов.

Ответ:

Согласно статье 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Порядок выплаты дивидендов акционерными обществами установлен в главе V "Дивиденды общества" Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определено, что общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Кодекса уплата организациями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Кодекса источником выплаты доходов налогоплательщику признается организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.

Порядок исчисления налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, и особенности исполнения функций налогового агента при выплате доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, установлены статьей 275 Кодекса.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 275 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом, российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом по налогу на прибыль организаций.

Кроме того, пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Таким образом, у общества с ограниченной ответственностью, применяющего ЕНВД, также возникает обязанность по исчислению, удержанию у физических лиц - учредителей и уплате сумм налога на доходы физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 апреля 2017 г. N 03-11-06/3/23838

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с сумм возмещения работодателем расходов, связанных со служебными поездками работников, если их работа носит разъездной характер.

Ответ:

Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

Согласно статье 168.1 Трудового кодекса работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками указанных работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

1. Налог на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, с учетом положений статей 164 и 168.1 Трудового кодекса если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором.

2. Страховые взносы

Пунктом 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании положений абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, с учетом положений статей 164 и 168.1 Трудового кодекса если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в трудовом договоре, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не подлежат обложению страховыми взносами на основании абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса в размерах, установленных локальными нормативными актами или трудовым договором.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 апреля 2017 г. N 03-04-06/23538

Вопрос:

О принятии к вычету НДС по счету-фактуре, в котором с арифметическими ошибками указаны стоимость товаров (работ, услуг) и сумма НДС.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), принимаются к вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами указанных товаров (работ, услуг). При этом согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

В соответствии с подпунктами "д" и "з" пункта 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в графе 5 счета-фактуры указывается стоимость всего количества (объема) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога на добавленную стоимость, а в графе 8 счета-фактуры - сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав при их реализации, исчисленная исходя из применяемых налоговых ставок.

Таким образом, счета-фактуры, в которых неверно (в том числе с арифметическими ошибками) указаны стоимость товаров (работ, услуг) и сумма налога на добавленную стоимость, не могут являться основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 апреля 2017 г. N 03-07-09/23491

Вопрос:

О порядке формирования для целей налога на прибыль резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию по производству с длительным технологическим циклом.

Ответ:

Порядок формирования резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию установлен статьей 267 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации указанных товаров (работ) (пункт 3 статьи 267 НК РФ). При этом дата реализации товаров (работ) определяется в соответствии с положениями статьи 39 НК РФ.

Так, пунктом 1 статьи 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица.

Таким образом, у налогоплательщика, осуществляющего реализацию работ, суммы отчислений в резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию признаются расходом для целей налогообложения прибыли организаций на дату передачи результатов выполненных работ.

По вопросу определения предельного размера резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию сообщается, что размер созданного резерва согласно положениям пункта 3 статьи 267 НК РФ не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам) (пункт 2 статьи 271 НК РФ).

Таким образом, при определении предельного размера резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию показатель выручки от реализации работ по производствам с длительным технологическим циклом исчисляется с учетом особенностей признания доходов, предусмотренных вышеуказанным абзацем. При этом при формировании указанного показателя признанная выручка исчисляется за предыдущие три года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 апреля 2017 г. N 03-03-06/1/23139

Вопрос:

О налоге на имущество организаций в отношении объектов незавершенного строительства, в том числе жилых домов (помещений в них).

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Статьей 378.2 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса, а также в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса).

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса). При этом к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса).

Таким образом, в силу положений статей 374 и 378.2 Кодекса объекты незавершенного строительства, в том числе не завершенные строительством жилые дома (и помещения в них), не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций.

С учетом изложенного правовых оснований для применения подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса в отношении не завершенного строительством жилого дома (в том числе жилых помещений в нем), не введенного в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства, не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 апреля 2017 г. N 03-05-05-01/22623

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов, направленных на выплату премий работникам.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли к расходам на оплату труда отнесены, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

При этом, как следует из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами системы оплаты труда в организации.

Согласно статье 135 ТК РФ системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании статьи 191 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявлять благодарность, выдавать премию, награждать ценным подарком, почетной грамотой, представлять к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Вместе с тем для учета таких расходов в целях налогообложения прибыли действуют ограничения, установленные статьей 270 НК РФ.

Согласно пунктам 21 и 22 статьи 270 НК РФ расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, расходы работодателя, направленные на выплату премий работникам, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организаций, если порядок, размер и условия выплаты предусмотрены локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права, и не указаны в статье 270 НК РФ.

Также следует учесть, что такие расходы по общему правилу должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 апреля 2017 г. N 03-03-06/2/22717

Вопрос:

Об определении для целей НДС места реализации услуг, связанных с перевозкой и транспортировкой, оказываемых российской организацией.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Так, согласно подпункту 4.1 пункта 1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российскими организациями, признается территория Российской Федерации в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и транспортировкой, не перечисленных в подпунктах 4.1 - 4.3 пункта 1 статьи 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается.

Таким образом, местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российской организацией, признается территория Российской Федерации, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. В случае же оказания таких услуг между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами территории Российской Федерации, местом их реализации территория Российской Федерации не признается.

Что касается критериев отнесения услуг к услугам, связанным с перевозкой и (или) транспортировкой, то нормами главы 21 Кодекса такие критерии не установлены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 апреля 2017 г. N 03-07-08/22750

Вопрос:

О применении в целях налога на прибыль ключевой ставки Банка России для учета процентов по договору займа с фиксированной ставкой.

Ответ:

Согласно пункту 1.3 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях применения пункта 1.2 статьи 269 НК РФ под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается:

соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства, - по долговым обязательствам, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства (подпункт 1 пункта 1.3 статьи 269 НК РФ);

соответствующая ставка, действующая на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с главой 25 НК РФ, - по долговым обязательствам, не указанным в подпункте 1 пункта 1.3 статьи 269 НК РФ.

Следовательно, при наличии в договоре займа условия о фиксированности и неизменности ставки по долговому обязательству применяется ключевая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств.

При этом в случае если в течение срока действия договора займа фиксированная процентная ставка была изменена на другую фиксированную процентную ставку путем заключения дополнительного соглашения, то начиная с месяца, в котором произошли такие изменения, налогоплательщику в целях применения пункта 1.2 статьи 269 НК РФ следует применять ключевую ставку, действующую на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с главой 25 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 апреля 2017 г. N 03-03-06/1/22445

Вопрос:

О применении ставки 0% по налогу на прибыль при реализации доли в уставном капитале организации, полученной при реорганизации в форме разделения.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 284.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

При этом с учетом требования, предусмотренного пунктом 1 статьи 284.2 НК РФ, указанная налоговая ставка 0 процентов применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций, при соблюдении одного из перечисленных в пункте 2 статьи 284.2 НК РФ условий.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения абзаца первого пункта 4.1 статьи 284 и статьи 284.2 НК РФ применяются в отношении ценных бумаг (долей в уставном капитале), приобретенных налогоплательщиками начиная с 01.01.2011.

Таким образом, если право на долю в уставном капитале общества возникло после 01.01.2011, в том числе в результате реорганизации в форме разделения, то в отношении налоговой базы по доходам от реализации указанной доли может применяться налоговая ставка 0 процентов при соблюдении условий абзаца первого пункта 4.1 статьи 284 и статьи 284.2 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 апреля 2017 г. N 03-03-06/1/21630

Вопрос:

О принятии комитентом к вычету НДС, уплаченного комиссионером при ввозе товаров в РФ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычету в случае использования ввезенных товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Согласно подпункту "е" пункта 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, при отражении в книге покупок, предназначенной для определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету, суммы налога, уплаченной при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в графе 3 "Номер и дата счета-фактуры продавца" указывается номер таможенной декларации на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации.

Таким образом, документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, является таможенная декларация на товары, ввозимые в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Учитывая изложенное, в случае уплаты таможенным органам налога на добавленную стоимость комиссионером, приобретающим технологическое оборудование по поручению комитента, налог принимается к вычету у комитента после принятия на учет приобретенных товаров на основании документов, подтверждающих уплату налога агентом, а также таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары, полученной от комиссионера.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 апреля 2017 г. N 03-07-08/21708

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: