Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.
Вопрос:
О транспортном налоге при перерегистрации транспортных средств на обособленные подразделения, находящиеся в разных субъектах РФ.
Ответ:
В соответствии с пунктом 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Аналогичный порядок должен применяться при перерегистрации транспортных средств на обособленные подразделения организации, находящиеся в различных субъектах Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 августа 2016 г. N 03-05-05-04/47037
Вопрос:
О применении вычета по НДС при компенсации расходов на проезд и наем жилья работникам организации с разъездным характером работы.
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам при использовании этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 7 статьи 171 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки, в том числе расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, принимаются к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет. При этом в соответствии с пунктом 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок, предназначенной для определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету, регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость по расходам на проезд и наем жилья сотрудниками организации с разъездным характером работы принимается к вычету в вышеуказанном порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 августа 2016 г. N 03-07-11/47114
Вопрос:
Об учете платы за негативное воздействие на окружающую среду для целей налога на прибыль.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса установлено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
В то же время при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые с превышением нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления с превышением установленных лимитов на их размещение (пункт 4 статьи 270 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.
Необходимо отметить, что пунктом 2 статьи 272 Кодекса не определена дата осуществления материальных расходов в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Федерального закона плата, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года) в порядке, установленном статьей 16.3 Федерального закона, с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
При этом лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Следовательно, обязательство по уплате указанной платы и соответствующих квартальных авансовых платежей возникает у налогоплательщика по факту деятельности за определенные периоды (первый квартал, второй квартал, третий квартал, календарный год). При этом обязанность по уплате квартальных авансовых платежей возникает в силу Федерального закона и не ставится в зависимость от представления в уполномоченный орган соответствующего расчета (декларации) по итогам таких периодов.
Таким образом материальные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (квартальных авансовых платежей) признаются для целей исчисления налога на прибыль организаций на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 августа 2016 г. N 03-03-06/1/46432
Вопрос:
Об уплате (взыскании) налога в случае приостановления операций по счетам организации.
Ответ:
Согласно пункту 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации банки не вправе открывать этой организации счета, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума.
В соответствии со статьей 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В случае невозможности налогоплательщику-организации самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в том числе по причине отсутствия счета в банке, указанная обязанность может быть исполнена принудительно в порядке, предусмотренном статьей 47 Кодекса, то есть путем обращения взыскания на имущество этой организации, в том числе на наличные денежные средства.
Согласно пункту 1 статьи 47 Кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2016 г. N 03-02-08/46094
Вопрос:
О налоге на прибыль при прекращении договора простого товарищества.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 278 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей исчисления налога на прибыль организаций не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача налогоплательщиками имущества, в том числе имущественных прав, в качестве вкладов участников простых товариществ.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.
Следовательно, доход, полученный в виде имущества при прекращении договора простого товарищества, в пределах вклада в совместную деятельность стоимости, внесенного ранее в виде имущественного права, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом необходимо отметить, что при прекращении действия договора простого товарищества и возврате имущества участникам этого договора отрицательная разница между оценкой возвращаемого имущества и оценкой, по которой это имущество ранее было передано по договору простого товарищества, не признается убытком для целей налогообложения (пункт 6 статьи 278 Кодекса).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2016 г. N 03-03-06/1/46080
Вопрос:
О налоге на прибыль при реализации ОС, используемых в деятельности, связанной с объектами обслуживающих производств и хозяйств.
Ответ:
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, как разница между полученными доходами и произведенными расходами в порядке, установленном НК РФ.
Согласно статье 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Таким образом, в случае реализации объектов основных средств, используемых в деятельности, связанной с объектами обслуживающих производств и хозяйств такие операции должны учитываться в налоговой базе по налогу на прибыль организаций, определяемой для объектов обслуживающих производств и хозяйств в соответствии с положениями статьи 275.1 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2016 г. N 03-03-06/1/46106
Вопрос:
О налоге при УСН в случае реализации ОС со сроком полезного использования свыше 15 лет, приобретенных до перехода на УСН.
Ответ:
Пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что в случае реализации (передачи) приобретенных основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов в соответствии с главой 26.2 Кодекса (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Положения вышеуказанного пункта статьи 346.16 Кодекса о пересчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, распространяются на основные средства, приобретенные до перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, при реализации основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения, в случае если прошло более 10 лет с момента их приобретения, вышеуказанный пересчет налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не производится.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июля 2016 г. N 03-11-06/2/44660
Вопрос:
Производственное предприятие заключило с контрагентом агентский договор, в котором производственное предприятие является Принципалом, а контрагент - Агентом. В соответствии с условиями договора Агент по поручению Принципала обязуется совершить от своего имени, но за счет Принципала, либо от имени и за счет Принципала юридические и иные действия, связанные с заключением договоров с выбранными в установленном порядке Поставщиками (Исполнителями) на закупку (поставку) и монтаж технологического оборудования.
На основании вышеизложенного Агент заключает договор поставки оборудования для Принципала, где Поставщиком является иностранное юридическое лицо, а Покупателем - Агент. Вместе с поставкой оборудования Поставщик (иностранное юридическое лицо) осуществляет обучение персонала и пусконаладочные работы оборудования на территории Принципала. По условиям договора поставки НДС в размере 18% от стоимости обучения персонала и пусконаладочных работ удерживается и перечисляется в бюджет РФ Покупателем как налоговым агентом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По факту уплаты НДС Агент представил Принципалу платежное поручение об оплате данного НДС и счет-фактуру с указанием наименования Продавца - иностранного юридического лица с пометкой "за иностранное лицо".
Принципал со своей стороны перечислил денежные средства в адрес Агента в размере НДС 18% от стоимости обучения персонала и пусконаладочных работ.
Имеет ли право Принципал, приобретающий таким образом оборудование и услуги, принять к вычету НДС, уплаченный в бюджет Агентом, при условии наличия указанных первичных документов?
В случае возможности принятия к вычету данного НДС распространяется ли в данной ситуации на Принципала право о заявлении налоговых вычетов в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), если оборудование принято на учет в июле 2015 г., обучение персонала и пусконаладочные работы проведены в январе 2016 г., НДС со стороны Агента в бюджет перечислен в январе 2016 г., счет-фактура от Агента поступил в адрес Принципала в январе 2016 г. и Принципал возместил агенту НДС в январе 2016 г.?
При этом налоговая декларация по НДС за I квартал 2016 г. уже представлена в налоговый орган без принятия к вычету данного НДС. Необходимо ли в случае принятия к вычету данного НДС представлять корректировочную налоговую декларацию или возможно принять данный НДС в рамках текущего отчетного периода по НДС?
Ответ:
В соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.
Согласно пункту 4 статьи 174 Кодекса в случае реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога на добавленную стоимость производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
В случае заключения российской организацией, являющейся агентом по агентскому договору с российским принципалом, от своего лица, но за счет и по поручению принципала договора с иностранными лицами на оказание указанных услуг обязанности налогового агента по уплате налога на добавленную стоимость возлагаются на агента, перечисляющего оплату за услуги иностранным лицам.
Что касается вычета налога на добавленную стоимость по вышеуказанным услугам, то на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, подлежат вычету у покупателей в случае использования товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса.
В связи с тем что при приобретении услуг на основании агентского договора, предусматривающего приобретение услуг от имени агента, но за счет и по поручению принципала, фактическим покупателем услуг является принципал, суммы налога, уплаченные агентом при исполнении им обязанностей налогового агента, принимаются к вычету у принципала в случае использования им этих услуг для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, на основании документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога, удержанного налоговым агентом, и перечисление этих сумм налога принципалом агенту в составе средств на исполнение агентского договора.
По вопросу осуществления налогоплательщиком вычета налога на добавленную стоимость в налоговых периодах, следующих за налоговым периодом, в котором возникло право на такой налоговый вычет: в таком случае налогоплательщик должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за налоговый период, в котором возникло право на применение налогового вычета. При этом на основании положений пункта 2 статьи 173 Кодекса такую декларацию налогоплательщик может представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло указанное право.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 июля 2016 г. N 03-07-08/39963
Вопрос:
Правомерно ли организация произвела вычет НДС по поставленному сырью, если оплата товара и НДС на таможне были поручены агенту? Агент при этом закупал товар для нескольких организаций и представил весь пакет документов о товаре, ГТД и копию платежного документа.
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычету в случае использования ввезенных товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 172 Кодекса при ввозе товаров на территорию Российской Федерации вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, является таможенная декларация на товары, ввозимые в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Учитывая изложенное, в случае уплаты таможенным органам налога на добавленную стоимость агентом, в том числе приобретающим товары по поручению нескольких организаций, налог принимается к вычету у принципала после принятия на учет приобретенных товаров, на основании документов, свидетельствующих об уплате налога агентом, таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары, полученной от агента, а также при наличии документов, подтверждающих сумму налога, относящуюся к товарам, ввозимым для указанного принципала.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 июля 2016 г. N 03-07-08/39774
Вопрос:
В марте 2014 г. ООО был приобретен актив, получены все необходимые документы от поставщика, в том числе и счет-фактура. ООО учитывало актив на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" до 2016 г., так как он требовал монтажа и не был способен приносить ООО экономическую выгоду. В 2016 г. актив был смонтирован и учтен в качестве ОС на счете 01 "Основные средства".
В какой момент у ООО возникает право на принятие НДС к вычету: в марте 2014 г. или в 2016 г.?
Если ООО не приняло НДС к вычету в марте 2014 г., может ли оно заявить вычет в течение трех лет с момента получения счета-фактуры, датированного мартом 2014 г.?
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 171 и абзацам первому и второму пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. В связи с этим вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику при приобретении указанного актива, производится после принятия на учет на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 июля 2016 г. N 03-07-11/38824