Новости законодательства

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

30.01.2013

Новые документы для бухгалтера

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Минфин России утвердил новые коды бюджетной классификации

2. Движимое лизинговое имущество, учтенное в качестве основных средств с 1 января 2013 г., не облагается налогом на имущество организаций независимо от того, учтено оно на балансе лизингодателя или лизингополучателя

3. Если первичный документ о согласии покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров продавец получил по почте, то он обязан выставить корректировочный счет-фактуру не позже пяти дней с даты получения указанного первичного документа

4. При оказании юрлицам услуг, перечисленных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, можно применять патентную систему

 

Комментарии

1. Разъяснены некоторые вопросы, связанные с проведением налоговых проверок

2. Вправе ли организация, применяющая ЕНВД в отношении розничной торговли, перейти на УСН после начала календарного года, если площадь торгового зала превысила 150 кв. м в 2013 г.?

 
 
 

Новости

 

1. Минфин России утвердил новые коды бюджетной классификации

Приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

 

Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. В данном документе содержатся коды бюджетной классификации, которые необходимо использовать при заполнении платежных поручений на перечисление налогов, страховых взносов и иных платежей. Новые коды введены, в частности, для пенсионных взносов, налога, перечисляемого при применении патентной системы, акцизов на топливо печное бытовое, государственной пошлины, УСН на основе патента, отмененной с 2013 г.

С 1 января 2013 г. введена патентная система налогообложения. Для налога, уплачиваемого в рамках данного спецрежима в 2013 г., установлены следующие КБК:

- 182 1 05 04010 02 1000 110 - налог, зачисляемый в бюджеты городских округов;

- 182 1 05 04020 02 1000 110 - налог, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов.

Кроме того, КБК предусмотрены для страховых взносов, перечисляемых с 1 января 2013 г. в ПФР по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, которые заняты на вредных производствах:

- 392 1 02 02131 06 1000 160 - взносы за застрахованных лиц, занятых на работах, которые указаны в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ";

- 392 1 02 02132 06 1000 160 - взносы за застрахованных лиц, занятых на работах, которые указаны в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 данного Закона.

Предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие самозанятые лица при перечислении в 2013 г. пенсионных взносов в фиксированном размере должны будут использовать следующие КБК:

- 392 1 02 02140 06 1000 160 - в отношении взносов на выплату страховой части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02150 06 1000 160 - в отношении взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Также установлены КБК для перечисления в 2013 г. недоимки по обязательным пенсионным взносам за расчетные периоды 2002 - 2009 гг.:

- 392 1 02 02031 06 1000 160 - в отношении недоимки по взносам на выплату страховой части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02032 06 1000 160 - в отношении недоимки по взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Необходимо обратить внимание, что 14 - 17 разряды КБК отражают код подвида доходов бюджетов и имеют различные значения в зависимости от вида платежа:

- 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в том числе отмененному);

- 2000 - пени и проценты;

- 3000 - штрафы.

 

2. Движимое лизинговое имущество, учтенное в качестве основных средств с 1 января 2013 г., не облагается налогом на имущество организаций независимо от того, учтено оно на балансе лизингодателя или лизингополучателя

Письмо Минфина России от 10.01.2013 N 03-05-05-01/01

 

Согласно подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., не облагается налогом на имущество организаций.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что данная норма применяется и в отношении лизингового имущества. При этом не имеет значения, у кого именно (у лизингодателя или лизингополучателя) такое имущество учтено в качестве основных средств. Напомним, что основные средства, переданные лизингополучателю по договору лизинга, учитываются на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению сторон на счетах бухгалтерского учета 01 "Основные средства" или 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Таким образом, если движимое имущество было учтено на балансе указанных лиц в качестве основных средств начиная с 1 января 2013 г., то налогом на имущество оно не облагается.

Аналогичные выводы содержатся в Письме Минфина России от 24.12.2012 N 03-05-05-01/79.

 

3. Если первичный документ о согласии покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров продавец получил по почте, то он обязан выставить корректировочный счет-фактуру не позже пяти дней с даты получения указанного первичного документа

Письмо Минфина России от 29.12.2012 N 03-07-09/168

 

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 168 НК РФ корректировочный счет-фактура выставляется не позднее пяти календарных дней со дня составления, в частности, первичного документа, который подтверждает согласие покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (в связи с изменением их цены или количества) или его уведомление о таком изменении. Возникает вопрос: когда продавец должен выставить корректировочный счет-фактуру, если указанный первичный документ он получил по почте?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что в такой ситуации корректировочный счет-фактура выставляется не позднее пяти календарных дней со дня получения первичного документа. Дату получения можно подтвердить конвертом, на котором проставлен штемпель почтового отделения.

 

4. При оказании юрлицам услуг, перечисленных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, можно применять патентную систему

Письмо Минфина России от 28.12.2012 N 03-11-11/398

 

С 1 января 2013 г. законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ введена в действие патентная система налогообложения. Данный спецрежим вправе применять индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, указанные в п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Согласно разъяснениям Минфина России предприниматели могут приобрести патент в отношении таких видов деятельности независимо от того, кто является заказчиком при оказании услуг или выполнении работ: физические или юридические лица.

Вместе с тем финансовое ведомство обратило внимание на предоставленное субъектам РФ право устанавливать дополнительный перечень видов деятельности, в отношении которых на соответствующей территории может применяться патентная система (подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Однако в этом случае заказчиками должны выступать только физлица. Свою позицию Минфин России аргументировал тем, что согласно указанному подпункту дополнительно предусмотренные услуги должны относиться к бытовым в соответствии с ОКУН. Такие услуги оказываются в рамках договора бытового подряда, заказчиком по которому в силу п. 1 ст. 730 ГК РФ выступает гражданин. Таким образом, в отношении оказания юрлицам услуг, перечень которых дополнительно устанавливается законом субъекта РФ, должны применяться иные режимы налогообложения.

 
 
 

Комментарии

 

1. Разъяснены некоторые вопросы, связанные с проведением налоговых проверок

 

Название документа:

">Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690

 

Комментарий:

ФНС России в направленном налогоплательщикам и нижестоящим налоговым органам ">Письме разъяснила отдельные аспекты проведения камеральных и выездных проверок. Рассмотрим некоторые из них.

 

1.1. Осмотр территорий и помещений в рамках камеральной

проверки не проводится

 

ФНС России разъяснила, что в рамках камеральной проверки инспекция вправе проводить осмотр документов и предметов. При этом осматривать территории проверяющие не могут. Свою позицию контролирующий орган аргументировал следующим образом.

В целях осуществления налогового контроля инспекция вправе в порядке ст. 92 НК РФ производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые связаны с содержанием объектов налогообложения (п. 3.1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в РФ", подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе осматривать территории, помещения, документы и предметы налогоплательщика в период проведения в отношении него выездной проверки. Однако п. 2 ст. 92 НК РФ устанавливает исключения из данного правила, в соответствии с которыми осмотр документов и предметов может быть произведен и вне рамок выездной проверки, то есть, как частный случай, при проведении камеральной проверки. Для этого документы и предметы должны быть либо получены проверяющим в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля, либо осмотрены с согласия их владельца.

Вместе с тем, как отмечает ФНС России, проведение осмотра территории в рамках камеральной проверки не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Напомним, что ранее Минфин России уже указывал на возможность проведения такого осмотра только в рамках выездной проверки (Письмо от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411). Однако судебная практика по данному вопросу противоречива. Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

1.2. Инспекция вправе запросить у налогового

агента документы, подтверждающие нулевую ставку

налога на прибыль

 

Налоговый агент определяет базу по налогу на прибыль в отношении российских организаций при получении последними дохода от долевого участия в других компаниях (п. 2 ст. 275 НК РФ). Подпункт 1 п. 3 ст. 284 НК РФ устанавливает условия применения нулевой ставки при налогообложении указанных доходов. Это владение на протяжении более 365 календарных дней не менее чем 50-процентной долей (вкладом) в уставном капитале (фонде) выплачивающей доход организации или депозитарными расписками, которые дают право на получение не менее чем 50 процентов общей суммы выплачиваемых дивидендов.

Для подтверждения права на применение нулевой ставки налогоплательщик обязан предоставить в инспекцию соответствующие документы (п. 3 ст. 284 НК РФ). Такие документы должны содержать сведения о дате приобретения или получения права собственности на указанные долю (вклад) или депозитарные расписки.

ФНС России отметила, что к обязанностям налогового агента относится, в частности, ведение учета начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных сумм налога по каждому налогоплательщику (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ). Кроме того, агенты должны представлять в инспекцию по месту своего учета документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ). На этом основании ведомство делает вывод о том, что инспекция вправе истребовать у налогового агента предусмотренные п. 3 ст. 284 НК РФ документы, подтверждающие право применения нулевой ставки по налогу на прибыль, при проведении камеральной проверки.

 

1.3. Повторную выездную проверку при изменении

места регистрации налогоплательщика проводит Управление

ФНС России в субъекте РФ по прежнему месту учета

 

Контролирующий орган рассмотрел ситуацию, когда после проведения выездной проверки налогоплательщик в связи с изменением адреса регистрации перешел на учет в инспекцию другого субъекта РФ. В таком случае повторную проверку в отношении него должно проводить Управление ФНС России по тому субъекту РФ, в котором лицо состояло на учете до переезда. Свою позицию ведомство аргументировало тем, что в соответствии с подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ целью проведения повторной выездной проверки является контроль за деятельностью инспекции. А вышестоящим органом для инспекции, проводившей первоначальную проверку, является Управление ФНС России по субъекту РФ по прежнему месту учета налогоплательщика.

Кроме того, ФНС России сослалась на Письмо Минфина России от 29.03.2012 N 03-02-08/32. В нем финансовое ведомство отметило, что Налоговым кодексом РФ не установлено ограничений по проведению вышестоящим налоговым органом повторной выездной проверки в случае изменения места жительства физлица.

 

1.4. Дата вручения справки о проведенной проверке

не влияет на исчисление сроков оформления ее результатов

 

Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной проверки составляется справка, которая должна быть вручена налогоплательщику или его представителю лично. Если названные лица уклоняются от получения этой справки, она отправляется по почте заказным письмом. В таком случае датой получения справки считается дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма адресату. ФНС России отметила, что дата окончания проверки совпадает с датой составления справки, с которой и начинают исчисляться сроки оформления результатов налоговой проверки. Таким образом, дата вручения данной справки не влечет для налогоплательщика каких-либо последствий и не влияет на дальнейшее исчисление сроков, установленных Налоговым кодексом РФ для оформления результатов проведенной проверки.

 

1.5. Инспекция направляет материалы в следственный

орган, даже если сумма недоимки уплачена частично

 

Если решение о привлечении налогоплательщика к ответственности вступило в силу и при этом лицо в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) не уплатило указанную в нем сумму недоимки, размер которой позволяет предполагать, что налоговое правонарушение содержит признаки уголовного преступления, то инспекция направляет соответствующие материалы в следственные органы (п. 3 ст. 32 НК РФ). ФНС России разъяснила, что основанием для таких действий налогового органа является факт неуплаты налогоплательщиком сумм недоимки в полном объеме. Следовательно, инспекция обязана направить материалы, даже если задолженность по налогам и сборам частично погашена.

 

2. Вправе ли организация, применяющая ЕНВД в отношении розничной торговли, перейти на УСН после начала календарного года, если площадь торгового зала превысила 150 кв. м в 2013 г.?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 28.12.2012 N 03-11-06/2/150

 

Комментарий:

Организация, уплачивающая в 2013 г. ЕНВД в отношении розничной торговли, утратила право на применение данного спецрежима, поскольку площадь торгового зала магазина превысила 150 кв. м. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ лица, которые перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. Вправе ли указанная выше организация воспользоваться данной нормой и перейти на УСН с начала квартала, в котором физический показатель превысил предельное значение?

В комментируемом Письме Минфин России отрицательно отвечает на данный вопрос. По мнению ведомства, абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ распространяется только на тех налогоплательщиков, которые в течение календарного года прекратили вести предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, и начали осуществлять иной вид деятельности. В рассматриваемом же случае организация должна исчислить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения начиная с 1-го числа квартала, в котором площадь торгового зала превысила 150 кв. м. А на УСН налогоплательщик сможет перейти только с 1 января следующего года, если уведомит об этом инспекцию не позднее 31 декабря года, в котором физический показатель превысил пороговое значение, то есть в общем порядке (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123).

Однако возможен и иной подход к рассматриваемому вопросу. Он основан на буквальном толковании абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ. Правилом данного абзаца можно воспользоваться, если организация перестала быть плательщиком ЕНВД. Перестать быть плательщиком единого налога можно как в случае прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД, так и в случае нарушения условий применения данного спецрежима, например превышения площади торгового зала 150 кв. м. В Налоговом кодексе РФ не указано, что данная норма применяется только в первом из перечисленных случаев. А все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Следует отметить, что редакция абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ в процитированном виде действует с 1 января 2013 г. Ранее в данной норме было указано на возможность перехода на УСН организаций и предпринимателей, которые перестали быть плательщиками ЕНВД в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Минфин России разъяснял, что этим правилом могут воспользоваться только налогоплательщики тех муниципальных образований, на территориях которых ЕНВД был отменен после начала календарного года (см. Письма Минфина России от 30.04.2009 N 03-11-09/157, от 20.04.2009 N 03-11-09/144, от 10.05.2006 N 03-11-04/2/100). Однако даже при такой формулировке нормы суды допускали возможность перехода на УСН с месяца, в котором была прекращена обязанность по уплате ЕНВД, в случае нарушения условий применения данного спецрежима, например при превышении максимального значения площади торгового зала или зала обслуживания (см. Постановления ФАС Центрального округа от 19.03.2009 N А48-2029/08-8 (Определением ВАС РФ от 21.08.2009 N ВАС-8660/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Кавказского округа от 13.02.2009 N А32-22122/2006-51/313-2008-25/8-19/164, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 N 07АП-488/12). Однако есть примеры и судебных решений с противоположными выводами, подтверждающими позицию финансового ведомства (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 16.03.2012 N А41-36987/10, ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 N А21-6882/2007 (Определением ВАС РФ от 13.11.2008 N 11349/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Таким образом, организация, у которой площадь торгового зала в 2013 г. превысила или превысит 150 кв. м, может перейти на УСН с начала квартала, в котором произошло такое изменение физического показателя. Однако в этом случае вероятны споры с налоговыми органами. Правомерность своих действий налогоплательщику придется отстаивать в суде.

 
 

Возврат к списку