Новости законодательства

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

20.12.2012

Новые документы для бухгалтера

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Проиндексирована предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды

2. Вышестоящий налоговый орган вправе принять новое решение о привлечении к ответственности, если устранит существенные нарушения, допущенные инспекцией при рассмотрении материалов проверки

3. Штраф за непредставленную бухгалтерскую отчетность рассчитывается исходя из перечня ее документов, установленных законодательно для конкретной организации

4. Разработаны рекомендательная форма заявления на получение патента и форма патента на право применения патентной системы налогообложения

5. Налогоплательщик не обязан подавать уточненные декларации, если в решении по итогам проверки содержится предложение о внесении исправления в документы налогового учета

 

Комментарии

1. Учитываются ли при определении суммы выручки в целях применения освобождения от НДС доходы от операций, не облагаемых НДС?

2. Можно ли признать безнадежным долгом и включить во внереализационные расходы задолженность недействующего юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке?

 
 
 

Новости

 

1. Проиндексирована предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды

Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г."

 

Предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы во внебюджетные фонды, ежегодно индексируется (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Размер указанной предельной величины определяется Правительством РФ.

С 1 января 2013 г. предельная величина, которая в 2012 г. равнялась 512 000 руб., индексируется в 1,11 раза. При этом сумма 500 руб. и более округляется до тысячи, а менее 500 руб. отбрасывается. Соответственно, база для начисления взносов с выплат в пользу каждого физлица в 2013 г. не должна будет превышать 568 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

 

2. Вышестоящий налоговый орган вправе принять новое решение о привлечении к ответственности, если устранит существенные нарушения, допущенные инспекцией при рассмотрении материалов проверки

Информационное сообщение ФНС России "Некоторые вопросы, связанные с принятием решения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика"

 

Решение налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности отменяется вышестоящим налоговым органом или судом, если были нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Существенными являются следующие условия:

- обеспечение возможности налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки;

- обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

ФНС России разъяснила, что вышестоящий налоговый орган, установив при рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика указанные существенные нарушения, вправе исправить их и, отменив решение инспекции, вынести новое решение о привлечении к ответственности. Для этого он должен рассмотреть материалы проверки, соблюдая права проверяемого налогоплательщика. Соответствующие полномочия предоставлены вышестоящему налоговому органу п. 2 ст. 140 НК РФ. ФНС России отмечает, что такой подход правомерен, поскольку согласно правовой позиции ВАС РФ, выраженной в Определении от 20.01.2011 N ВАС-11805/10, апелляционный порядок обжалования предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрение материалов проверки по существу. А Конституционный Суд РФ в Определении от 24.02.2011 N 194-О-О подтвердил, что вышестоящий налоговый орган вправе вынести по итогам рассмотрения апелляционной жалобы решение, которым отменяется решение инспекции и принимается по делу новое решение.

Также следует отметить: правомерность вынесения вышестоящим налоговым органом нового решения в случае, если были исправлены существенные нарушения, допущенные инспекцией при рассмотрении материалов проверки, подтверждается также Постановлением Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15129/11.

 

3. Штраф за непредставленную бухгалтерскую отчетность рассчитывается исходя из перечня ее документов, установленных законодательно для конкретной организации

Письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19575@,

Письмо ФНС России от 16.11.2012 N АС-4-2/19309

 

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики, которые не освобождены от ведения бухучета, обязаны подавать в налоговые органы бухгалтерскую отчетность. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в инспекцию документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ или иными актами о налогах и сборах, является правонарушением, за которое установлена ответственность в виде штрафа размером 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

В рассматриваемых письмах ФНС России разъяснила, как определяется общий размер штрафа за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности. В частности, контролирующий орган указал, что расчет производится исходя из полного перечня документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности для конкретной организации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (далее - Приказ N 33н).

По общему правилу, установленному в п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:

- бухгалтерский баланс;

- отчеты о прибылях и убытках, приложения к ним;

- аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (если организация подлежит обязательному аудиту или ревизии);

- пояснительная записка.

Вместе с тем, как того требует Закон N 129-ФЗ, существуют специальные перечни документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности для государственных и муниципальных учреждений, а также для общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих оборотов по реализации товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества. Так, для государственных и муниципальных учреждений состав бухгалтерской отчетности зафиксирован п. 12 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. Приказом N 33н). Для указанных общественных организаций предусмотрен сокращенный перечень, в который входят лишь бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о целевом использовании полученных средств (п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Следует отметить, что с 1 января 2013 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Помимо прочего он предусматривает изменения и в перечне документов, составляющих бухгалтерскую отчетность. В частности, по общему правилу в состав годовой бухгалтерской отчетности будут входить только бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ). Общественные организации должны будут представлять бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании полученных средств и приложения к ним (ч. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ). Что касается состава бухгалтерской отчетности для организаций государственного сектора, то он будет устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 14 Закона N 402-ФЗ). Подробнее об этом см. "КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск. Комментарий к Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

 

4. Разработаны рекомендательная форма заявления на получение патента и форма патента на право применения патентной системы налогообложения

Письмо ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20217@,

Письмо ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20218@

 

С 1 января 2013 г. порядок осуществления индивидуальными предпринимателями деятельности с применением патента регулируется новой гл. 26.5 НК РФ "Патентная система налогообложения", которая заменит действующую в настоящее время статью, устанавливающую правила применения УСН на основе патента (ст. 346.25.1 НК РФ). Подробнее об этом см. "Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года".

Документом, дающим право на применение указанного спецрежима, является патент. Чтобы его получить, предпринимателю необходимо не позднее чем за 10 рабочих дней до даты начала применения патентной системы налогообложения подать в налоговый орган соответствующее заявление (п. 2 ст. 346.45 НК РФ). Отметим, что предприниматель, который хочет получить патент с 1 января 2013 г., должен подать в инспекцию заявление не позднее 20 декабря 2012 г. (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).

ФНС России отметила, что гл. 26.5 НК РФ не предусмотрено утверждение формы заявления на получение патента, поэтому предприниматели вправе подать его в произвольной форме. В заявлении нужно указать все показатели ведения предпринимательской деятельности, предусмотренные законом субъекта РФ, для определения размера потенциально возможного к получению годового дохода по виду деятельности, в отношении которого планируется применять патентную систему.

В целях оказания предпринимателям помощи в заполнении необходимых параметров (средняя численность наемных работников, количество транспортных средств, количество обособленных объектов (площадей)) Письмом от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20217@ ФНС России направила рекомендуемую форму заявления на получение патента (форма N 26.5-1). В ней содержится максимальный перечень показателей ведения предпринимательской деятельности, от которых может зависеть размер потенциально возможного к получению годового дохода. Предпринимателю остается заполнить лишь те показатели, которые необходимы в соответствии с законом субъекта РФ. Если в соответствии с таким законом используются суммарные значения показателей, то они определяются совокупностью конкретных данных, указанных в заявлении.

Субъектам РФ предоставлено право дифференцировать указанные в п. 2 ст. 346.43 НК РФ виды деятельности, в отношении которых применяется патентная система, если это возможно согласно ОКУН или ОКВЭД (подп. 1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Например, такой вид деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений, законом субъекта РФ может быть дифференцирован в зависимости от количества (площадей) объектов (Письмо Минфина России от 26.09.2012 N 03-11-10/44). Поэтому, как отмечает ФНС России, в заявлении на выдачу патента необходимо указывать наименование вида предпринимательской деятельности, установленное законом субъекта РФ. В рекомендованной форме также предусмотрено поле для внесения соответствующего кода вида деятельности. Однако оно не заполняется до разработки и опубликования управлением ФНС России по субъекту РФ классификатора кодов по тем видам, в отношении которых законом субъекта РФ предусмотрено применение патентной системы.

Кроме того, Письмом ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20217@ направлена форма уведомления об отказе в выдаче патента (форма N 26.5-2), а Письмом ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20218@ - разработанная форма патента на право применения патентной системы (форма N 26.5-П).

 

5. Налогоплательщик не обязан подавать уточненные декларации, если в решении по итогам проверки содержится предложение о внесении исправления в документы налогового учета

Письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576 "О некоторых вопросах, связанных с учетом уточненных налоговых деклараций при принятии решения по результатам налоговой проверки"

 

В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ уточненная декларация представляется в случае обнаружения в поданной отчетности ошибок самим налогоплательщиком. Необходимо ли представить уточненную декларацию, если ошибки выявлены налоговой инспекцией в ходе налоговой проверки?

В рассматриваемом Письме ФНС России разъяснила, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает представления уточненной декларации по тем ошибкам, которые выявила инспекция при проверке. При этом предложение о внесении исправлений в документы налогового учета, которое содержится в принятом по итогам проверки решении, не обязывает налогоплательщика представить корректирующую отчетность. ФНС России объясняет это тем, что налоговые декларации не являются документами налогового учета.

Кроме того, налоговое ведомство также пояснило особенности проведения проверок в случае представления уточненных деклараций.

 
 
 

Комментарии

 

1. Учитываются ли при определении суммы выручки в целях применения освобождения от НДС доходы от операций, не облагаемых НДС?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 15.10.2012 N 03-07-07/107

 

Комментарий:

Организации и предприниматели вправе применять освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, если, в частности, за три предшествующих календарных месяца выручка от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС) не превышает 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ). На практике у налогоплательщиков нередко возникает следующий вопрос: учитываются ли при определении указанной суммы выручки доходы от операций, не облагаемых НДС? В частности, в комментируемом Письме налогоплательщик спрашивал о включении в выручку сумм, полученных от реализации земельного участка.

Минфин России разъяснил, что выручка от реализации земельного участка учитывается в целях применения ст. 145 НК РФ, несмотря на то что такая операция не является объектом налогообложения согласно подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ. Аналогичная точка зрения уже высказывалась финансовым ведомством (Письмо от 20.09.2012 N 03-07-07/94).

Следует отметить, что данный вопрос является спорным. Разрешая споры о том, включаются ли в выручку суммы, полученные от не облагаемых НДС операций, суды разделяют операции, которые не признаются объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ), и операции, освобождаемые от НДС (ст. 149 НК РФ). Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 01.11.2012 N А60-56382/11 указал, что в целях применения освобождения от НДС при определении размера выручки учитываются все доходы налогоплательщика - как облагаемые НДС, так и освобожденные от НДС (то есть полученные от операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ). При этом исключение составляют доходы от операций:

- не признаваемых в целях налогообложения реализацией товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 39 НК РФ);

- являющихся реализацией, но не признаваемых объектом обложения НДС (подп. 2 - 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

К аналогичным выводам о том, что в выручку включаются доходы от операций, освобождаемых от НДС, пришли также ФАС Поволжского округа в Постановлении от 10.11.2011 N А06-1875/2011 (Определением ВАС РФ от 21.02.2012 N ВАС-810/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 21.03.2012 N А06-1868/2011.

Однако есть и противоположные выводы (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.2012 N А45-11287/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2011 N А19-9447/10, ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 N А12-398/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.2011 N А01-1343/2010). При этом суды исходят из того, что в целях применения освобождения от НДС в выручку должны включаться только доходы от тех операций, которые учитываются при определении налоговой базы по НДС, то есть являются основой для исчисления и уплаты данного налога. А операции, освобождаемые от налогообложения, не учитываются при формировании налоговой базы.

На неоднозначную судебную практику по этому вопросу указал и ВАС РФ (см. Определение от 21.09.2012 N ВАС-10252/12 по делу N А06-1871/2011). Данным Определением были переданы в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебные акты, которые признали правомерным включение в выручку сумм, полученных от операций, не подлежащих налогообложению (ст. 149 НК РФ). Президиум ВАС РФ отменил эти судебные акты (на момент написания выпуска обзора текст Постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12 еще не был опубликован).

Таким образом, налогоплательщик при определении суммы выручки в целях применения освобождения от НДС может не учитывать доходы от операций, не облагаемых НДС (перечисленных как в п. 2 ст. 146 НК РФ, так и в ст. 149 НК РФ). Но следует иметь в виду, что в этом случае необходимо быть готовым к судебным спорам с проверяющими органами.

 

2. Можно ли признать безнадежным долгом и включить во внереализационные расходы задолженность недействующего юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 08.11.2012 N 03-03-06/1/577

 

Комментарий:

Одним из оснований признания долга безнадежным является ликвидация организации-должника (п. 2 ст. 266 НК РФ). В соответствии с гражданским законодательством ликвидация организации - это прекращение ее деятельности как юридического лица без перехода прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по решению суда в установленных случаях. Ликвидация считается завершенной после внесения в государственный реестр записи о прекращении существования юридического лица (п. 8 ст. 63 ГК РФ). При этом ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрена упрощенная процедура ликвидации недействующих юридических лиц. Так, если организация в течение последних 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не осуществляла операций ни по одному банковскому счету, то она исключается из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Как считает финансовое ведомство, исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке ликвидацией не является. Значит, задолженность данной организации кредитор не может признать безнадежным долгом и включить в состав внереализационных расходов. Это связано с тем, что такого основания для отнесения долга к безнадежным, как исключение организации из ЕГРЮЛ, в п. 2 ст. 266 НК РФ не предусмотрено. Аналогичные выводы содержатся в Письме Минфина России от 07.07.2008 N 03-03-06/1/309. При этом в Письме от 27.07.2005 N 03-01-10/6-347 Минфин России отмечал, что не позднее трех месяцев после публикации регистрирующим органом решения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ кредитор может обжаловать такое решение. В данном случае решение об исключении не принимается и в отношении этой организация начинается процедура банкротства (п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Однако позиция финансового ведомства не столь однозначна. Ведь независимо от того, в общем или упрощенном порядке проводится ликвидация должника, результат одинаков: в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении деятельности организации. При исключении юридического лица из реестра его обязательства перед другими лицами прекращаются. Некоторые арбитражные суды признают правомерным отнесение на расходы безнадежной задолженности юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке, в том периоде, когда налогоплательщик узнал об исключении (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2011 N А56-14027/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2012 по делу N А19-8821/2011).

Таким образом, вопрос об учете во внереализационных расходах безнадежной задолженности недействующей организации, исключенной из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке, является спорным.


Возврат к списку