Новости законодательства

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

18.10.2012

Новые документы для бухгалтера

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Утверждены формы бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства

2. Минфин России рассмотрел вопросы применения ответственности за несвоевременное представление декларации

3. Если основное средство было безвозмездно передано третьему лицу до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию, амортизационную премию восстанавливать не нужно

4. Компенсация причиненного физлицу вреда, выплачиваемая организацией по решению суда, не облагается НДФЛ

 

Комментарии

1. Как исчисляется срок представления в налоговый орган бухгалтерской отчетности?

2. Облагается ли НДС компенсация за недвижимое имущество, находившееся на изъятом земельном участке?

 
 
 

Новости

 

1. Утверждены формы бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства

Приказ Минфина России от 17.08.2012 N 113н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н"

 

Приказом Минфина России от 17.08.2012 N 113н в Приказ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н) внесены изменения, которые касаются представления бухгалтерской отчетности, содержащей укрупненные показатели.

Прежде всего следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" планами счетов бухгалтерского учета, другими нормативными актами и методическими указаниями должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Согласно п. 3 ст. 20, п. 10 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который вступит в силу с 1 января 2013 г., для указанных субъектов также должен быть определен упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 6 Приказа N 66н организации - субъекты малого предпринимательства в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включают показатели только по группам статей (без детализации по статьям), а в приложениях к балансу и отчету приводят только наиболее важную информацию - такую, при отсутствии которой невозможно оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности. В Письме Минфина России от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80 уточняется, что данные юрлица не обязаны прилагать к бухотчетности, представляемой в налоговый орган, пояснительную записку, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств. Исключение составляют случаи, когда такие документы содержат наиболее важную информацию.

Приказ N 66н дополнен Приложением N 5, содержащим формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, в которых намного меньше показателей по сравнению с применяемыми в настоящее время формами. В примечаниях к формам приведены разъяснения в отношении внесения отдельных укрупненных показателей. Так, например, показатель "материальные внеоборотные активы" включает основные средства и незавершенные капитальные вложения в них, а "финансовые и другие оборотные активы" - дебиторскую задолженность. При этом п. 5 Приказа N 66н предусматривается следующее: если при заполнении бухгалтерской отчетности показатели не детализируются, то код строки указывается в соответствии с данными, которые в составе укрупненного показателя имеют наибольший удельный вес.

Напомним, что критерии отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Упрощенные формы бухгалтерской отчетности такие организации могут использовать на добровольной основе. Этот вывод следует из п. 6 Приказа N 66н, которым устанавливается, что указанные лица вправе формировать бухгалтерскую отчетность в соответствии с п. п. 1 - 4 данного Приказа, то есть в общем порядке.

Приказ Минфина России от 17.08.2012 N 113н вступит в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (на момент подготовки материала опубликован не был).

 

2. Минфин России рассмотрел вопросы применения ответственности за несвоевременное представление декларации

Письмо Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-08/86

 

Минфин России разъяснил порядок применения ст. 119 НК РФ, которая посвящена привлечению к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации. Финансовое ведомство дало следующие пояснения.

1. К установленному ст. 119 НК РФ минимальному размеру штрафа за налоговое правонарушение могут быть применены положения п. 3 ст. 114 НК РФ о смягчающих обстоятельствах. Таким образом, при наличии соответствующих обстоятельств размер штрафа, в том числе минимальный, может быть уменьшен не менее чем в два раза.

Ранее Минфин России уже неоднократно занимал подобную позицию (см., например, Письма от 16.05.2012 N 03-02-08/47, от 30.01.2012 N 03-02-08/7). Аналогичной точки зрения придерживаются и арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2012 N А26-10442/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2012 N А74-6147/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 16.05.2012 N А79-8470/2011 (Определением ВАС РФ от 13.09.2012 N ВАС-11421/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ)). Однако, по мнению ФНС России, высказанному в Письме от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@, минимальная сумма штрафа, установленная ст. 119 НК РФ, не может быть уменьшена в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Напомним, что помимо ст. 119 НК РФ минимальный размер штрафной санкции установлен также п. 2 ст. 116 НК РФ (за ведение деятельности без постановки на учет в инспекции), п. 3 ст. 120 НК РФ (за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения с занижением налоговой базы) и п. 1 ст. 129.3 НК РФ (за неуплату или неполную уплату налога в результате применения нерыночных цен в контролируемых сделках).

2. Положения ст. 119 НК РФ неприменимы к порядку представления в инспекцию расчета авансового платежа.

Обратим внимание, что в отношении налога на прибыль декларация представляется по окончании как налогового, так и отчетного периода (в последнем случае - по упрощенной форме). В рассматриваемом Письме Минфин России привел позицию ВАС РФ, согласно которой обязанность налогоплательщика представлять декларации за отчетные периоды установлена гл. 25 НК РФ. В связи с этим при нарушении сроков представления такой декларации, определенных в п. 3 ст. 289 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ (Постановление ВАС РФ от 12.10.2010 N 3299/10). Согласно позиции ВАС РФ, налоговая декларация за отчетный период не может рассматриваться как расчет авансового платежа по налогу. Подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Напомним, что сейчас налогоплательщики обязаны представлять в инспекцию расчеты авансовых платежей только по налогу на имущество организаций. Срок представления документов четко регламентирован п. 2 ст. 386 НК РФ - не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Если исходить из позиции Минфина России, то при нарушении указанного срока организация не может быть привлечена к ответственности по ст. 119 НК РФ. Однако в данном случае организация может быть оштрафована за непредставление документов в налоговый орган на сумму 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

 

3. Если основное средство было безвозмездно передано третьему лицу до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию, амортизационную премию восстанавливать не нужно

Письмо Минфина России от 28.09.2012 N 03-03-06/1/510

 

Организация должна восстановить амортизационную премию, если основное средство, по которому она была применена, реализуется до истечения пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ). Применяется ли данное правило, если до истечения указанного срока основное средство передается третьему лицу безвозмездно?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что в указанной ситуации амортизационную премию восстанавливать не нужно. Данный вывод обоснован тем, что по общему правилу реализацией признается передача права собственности на возмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ). Что касается передачи права собственности на безвозмездной основе, то она признается реализацией только в случае, если это предусмотрено отдельными главами Налогового кодекса РФ. Глава 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" таких положений не содержит. Кроме того, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ безвозмездно полученное имущество относится не к доходам от реализации, а к внереализационным доходам. Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина России от 20.03.2009 N 03-03-06/1/169, от 16.03.2009 N 03-03-05/37, ФНС России от 27.03.2009 N ШС-22-3/232@.

 

4. Компенсация причиненного физлицу вреда, выплачиваемая организацией по решению суда, не облагается НДФЛ

Письмо Минфина России от 25.09.2012 N 03-04-06/9-288

 

Минфин России разъяснил, что компенсация причиненного вреда, которую на основании решения суда организация выплачивает физлицу, не облагается НДФЛ. Свою позицию финансовое ведомство аргументировало следующим образом.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, должен быть возмещен в полном объеме лицом, причинившим его. Обязанность возмещения морального вреда и его размер определяются судом (ст. ст. 151 и 1101 ГК РФ). Из приведенных положений следует, что возмещение по решению суда причиненного физлицу вреда, в том числе морального, является законодательно установленной компенсационной выплатой. Таким образом, указанное возмещение не облагается НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ. И следовательно, организация, компенсирующая причиненный вред, не несет обязанностей налогового агента в отношении этих выплат.

Следует отметить, что по вопросу возмещения морального вреда Минфин России уже высказывал такую позицию ранее (Письмо от 28.08.2012 N 03-04-05/6-1009). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

 
 
 

Комментарии

 

1. Как исчисляется срок представления в налоговый орган бухгалтерской отчетности?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 28.09.2012 N 03-02-07/1-233

 

Комментарий:

Организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года. Об этом сказано в п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете). Однако в данном Законе не говорится, как исчисляются сроки подачи отчетности.

Минфин России разъяснил, что сроки представления бухгалтерской отчетности следует исчислять в календарных днях. Это объясняется тем, что особенности исчисления сроков, установленные ст. 6.1 НК РФ, не применяются при расчете сроков, определенных Законом о бухучете, поскольку этот Закон не входит в состав законодательства о налогах и сборах. Отдельные арбитражные суды разделяют точку зрения финансового ведомства (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2012 N А10-3546/2010 (Определением ВАС РФ от 14.05.2012 N ВАС-2658/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2012 N А75-7953/2011).

Вопрос о том, в рабочих или календарных днях исчислять срок подачи бухгалтерской отчетности, важен в связи с тем, что за нарушение этого срока установлена налоговая ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ (штраф 200 руб. за каждый непредставленный документ). Некоторые арбитражные суды признают, что данный срок можно исчислять в рабочих днях.

Обоснование судами такой позиции сводится к следующему. Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за нарушение сроков в рамках налоговых правоотношений. Соответственно, привлекая лицо к ответственности за правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом РФ, налоговый орган должен применять порядок определения срока исполнения требования, вытекающего из налогового законодательства. В целях налогообложения термин или понятие могут использоваться в значении, установленном другими отраслями законодательства, только при условии, что Налоговым кодексом РФ их значение не установлено (п. 1 ст. 11 НК РФ). Срок представления бухгалтерской отчетности в Законе о бухучете указан в днях без конкретизации (рабочих или календарных). В то же время в ст. 6.1 НК РФ установлен порядок исчисления сроков в целях применения законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 6 указанной статьи срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных. Такой подход отражен в Постановлениях ФАС Центрального округа от 29.02.2012 N А68-4627/11, ФАС Северо-Западного округа от 03.11.2011 N А56-7885/2011.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 06.06.2012 N А56-7883/2011 также признал, что при исчислении сроков, нарушение которых вменяется лицу в рамках налоговых правоотношений, применяется порядок, установленный ст. 6.1 НК РФ. Как указал суд, этот вывод соответствует п. 1 ст. 15 Закона о бухучете. В данном пункте, в частности, сказано, что бухгалтерская отчетность представляется другим органам исполнительной власти (в том числе и налоговым органам) в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, такая отчетность подается в инспекцию в соответствии с положениями именно налогового законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) и в целях осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ).

Таким образом, на сегодняшний день вопрос о том, в каких днях (рабочих или календарных) исчисляется срок подачи бухгалтерской отчетности, остается спорным. Однако с 2013 г. эта проблема будет решена, поскольку Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ внесены изменения в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Во-первых, организации будут обязаны сдавать в инспекцию только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. А во-вторых, непосредственно в указанной норме прописан срок подачи отчетности, который определен не в днях, а в месяцах. Годовую отчетность нужно будет представлять не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта. При этом необходимо учитывать, что если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Следует отметить, что аналогичный срок сдачи годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен и новым законом о бухучете (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ), который также вступает в силу с 1 января 2013 г.

 

2. Облагается ли НДС компенсация за недвижимое имущество, находившееся на изъятом земельном участке?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 11.09.2012 N 03-07-11/369

 

Комментарий:

Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных нужд за плату. В выкупную цену включается рыночная стоимость участка, стоимость находящегося на нем недвижимого имущества, а также убытки, включая упущенную выгоду (п. 2 ст. 281 ГК РФ).

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что при изъятии у организации недвижимого имущества для федеральных нужд у такой организации возникает объект обложения НДС. Данная точка зрения обоснована тем, что в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров облагается НДС. При этом реализацией признается, в частности, передача на возмездной основе права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ). А товар - это любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество (п. 3 ст. 38 НК РФ). То есть, по мнению финансового ведомства, изъятие недвижимого имущества является возмездной реализацией, а значит, с суммы полученной компенсации необходимо уплатить НДС. К сожалению, в комментируемом Письме Минфин России не разъяснил, включается ли в налоговую базу вся сумма полученной компенсации или только какая-то ее часть. Как указывалось выше, выкупная цена включает в себя:

- стоимость земельного участка;

- стоимость недвижимого имущества, находящегося на земельном участке;

- компенсацию упущенной выгоды.

Между тем ФНС России в Письме от 19.03.2010 N 3-1-11/192@ разъясняла, что при решении вопроса об исчислении НДС с денежных сумм, полученных при изъятии недвижимости, необходимо исходить из следующего:

- компенсация за изъятый земельный участок не облагается НДС, поскольку операции по реализации земельных участков не признаются объектом обложения НДС (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);

- компенсация стоимости недвижимости, расположенной на изымаемом участке, облагается НДС, если в результате изъятия происходит переход права собственности на данное имущество. При этом налоговая база определяется исходя из всей суммы компенсации за такое имущество, включая упущенную выгоду. Если перехода права собственности не происходит (например, в случае сноса здания самим налогоплательщиком), то налог исчислять не нужно.

Однако при решении вопроса об уплате НДС в указанной ситуации необходимо обратить внимание и на судебную практику. Так, встречаются решения, в которых сделан вывод о том, что компенсация, полученная за недвижимость, находившуюся на изъятом участке, не облагается НДС. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 15.07.2011 N А41-30204/10 указал, что полученные организацией суммы предназначены для компенсации убытков, возникших в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд. Данные операции нельзя рассматривать в качестве реализации товаров. В результате суд признал правомерным неисчисление НДС со всей полученной налогоплательщиком суммы компенсации, которая включала компенсацию стоимости участка, находящегося на нем здания и компенсацию упущенной выгоды.

Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Таким образом, ответ на вопрос об обложении НДС сумм компенсации стоимости недвижимого имущества, находившегося на изъятом участке, зависит от того, как именно документально оформлено изъятие. Иными словами, если происходит переход права собственности, то необходимо уплатить НДС. Однако следует отметить, что даже в такой ситуации суд, возможно, признает правомерным неисчисление указанного налога, поскольку компенсация получена в связи с осуществлением операции, не облагаемой НДС, - изъятием земельного участка.

 

Возврат к списку