Новости законодательства
Новое в федеральном законодательстве
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ЖИЛИЩЕ
- ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
- ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
- БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
- ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
- ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
- ОБОРОНА
- БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
- ПРАВОСУДИЕ
- ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Единым днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления определено второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов этих органов
Ранее единым днем голосования было определено второе воскресенье марта и в некоторых случаях (повторные выборы, выборы во вновь образованные органы власти) также и второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий предыдущих составов этих органов.
Если сроки полномочий органов государственной власти субъектов РФ или местного самоуправления истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ, то выборы в региональные и местные органы власти проводятся в день голосования на указанных выборах, как это было установлено и ранее.
• ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Меры административной ответственности за нарушение правил оборота прекурсоров различных категорий будут дифференцироваться в зависимости от степени общественной опасности их использования
Изменения, внесенные в статьи 6.16 и 19.7 КоАП РФ, направлены на уточнение положений, касающихся мер административной ответственности соответственно за нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за непредставление в государственный орган необходимой информации о деятельности, связанной с их оборотом.
В действующей редакции статьи 6.16 КоАП РФ устанавливались одинаковые меры ответственности за правонарушения, связанные с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, без учета того, что прекурсоры разделены на четыре категории в зависимости от общественной опасности их использования в незаконном обороте.
Статьей 19.7 КоАП РФ предусматривается ответственность за непредставление соответствующих сведений в государственный орган, при этом также не учитывается принцип дифференциации мер контроля в отношении прекурсоров различных категорий.
Общий объем финансирования Федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)" увеличен с 132632,2 до 146970,9 млн. рублей
Кроме того, обновлен перечень целевых показателей и индикаторов эффективности реализации программы.
Расширен перечень полномочий, осуществляемых Минэнерго России в сфере создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса
Установлено, что Министерство в пределах своей компетенции, в числе прочих документов, принимает формы представления в обязательном порядке информации в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса и требования к заполнению этих форм, а также требования к технологиям информационного взаимодействия в интеграционном сегменте государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, в том числе к форматам представления информации в рамках этого сегмента.
Кроме того, на Министерство возложены полномочия по контролю за соблюдением порядка и условий представления в обязательном порядке субъектами государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса информации для включения в эту систему.
Федеральные органы власти будут принимать более активное участие в подготовке схемы территориального планирования
Президенту РФ предоставлено право принимать решения о подготовке проекта схемы территориального планирования (т.е. планирования размещения тех или иных объектов), в отличие от общего порядка, не ко всей территории Российской Федерации, а к какой-либо ее части. Ранее таким полномочием было наделено только Правительство РФ.
Кроме Минрегиона России и Минэкономразвития России в процедурах рассмотрения и согласования проекта схемы территориального планирования будут участвовать Минприроды России и Минкультуры России.
Рассмотрение разногласий федеральных органов исполнительной власти по проекту схемы будет осуществляться на заседаниях Правительственной комиссии по территориальному планированию в Российской Федерации. По решению председателя этой комиссии (им является один из заместителей Председателя Правительства РФ) указанные разногласия могут быть рассмотрены в порядке, который действует и в настоящее время, т.е. в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства РФ для подготовки и рассмотрения проектов актов.
Правительственная комиссия по территориальному планированию в Российской Федерации будет также рассматривать разногласия по проекту схемы, выявленные в процессе ее согласования с органами исполнительной власти субъектов РФ (которые, в свою очередь, должны учитывать мнение органов местного самоуправления) и не устраненные в согласительной комиссии, создаваемой, что было установлено и ранее, федеральным органом исполнительной власти, являющимся инициатором подготовки схемы территориального планирования.
Для подготовки и согласования схемы территориального планирования должна использоваться специальная информационная система территориального планирования.
Указанные изменения установлены "Положением о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.03.2008 N 198 и изложенным в новой редакции. В это "Положение" включена также оговорка, что оно не распространяется на процедуры подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства.
Роспотребнадзор уполномочен осуществлять государственный контроль за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции"
Указанный контроль осуществляется в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей.
Определен порядок лицензирования эксплуатации химически опасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
В утвержденном Положении приводится, в частности, перечень лицензионных требований, перечень документов, необходимых для получения лицензии, устанавливается порядок переоформления лицензии. В приложении приводится перечень работ, выполняемых на химически опасных производственных объектах.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 14 июля 2006 года N 429, которым был утвержден ранее применявшийся порядок лицензирования эксплуатации химически опасных производственных объектов.
Регламентирован порядок предоставления ФСИН России государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения их обращений
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ФСИН России при предоставлении данной государственной услуги, а также требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме.
В приложении к документу приведена контактная информация территориальных органов ФСИН России.
При оценке возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения антимонопольным органам следует учитывать характер совершенного административного правонарушения и конкретные обстоятельства его совершения, а также отсутствие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений
В целях формирования единой правоприменительной практики антимонопольных органов при применении статьи 2.9 "Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения" КоАП РФ ФАС России полагает целесообразным исходить, в частности, из следующего:
нарушение порядка и сроков представления в антимонопольный орган ходатайств представляет угрозу общественным отношениям в сфере антимонопольного контроля. Такая угроза заключается в затруднении возможности осуществления антимонопольного контроля, независимо от степени влияния на конкуренцию сделок и действий, подлежащих антимонопольному контролю.
Указанные нарушения, как правило, не должны быть квалифицированы в качестве малозначительных, а, следовательно, лица, совершившие такие нарушения, не должны быть освобождены от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ;
представление вместе с ходатайством или уведомлением в антимонопольный орган недостоверных сведений о группе лиц создает угрозу общественным отношениям в сфере антимонопольного контроля экономической концентрации. Учитывая, что сообщение недостоверных сведений о группе лиц, направленное в антимонопольный орган, может привести к принятию необоснованного решения, такое правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного, а, следовательно, лицо, совершившее такое нарушение, не может быть освобождено от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП;
непредставление сведений по запросу антимонопольного органа не может быть признано малозначительным.
при решении вопроса об административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, следует учитывать, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом, в случае освобождения юридического лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП следует решить вопрос об освобождении от административной ответственности за данное правонарушение и физического лица.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Решение Президиума ФАС России от 05.09.2012 N 8-26/4
Предоставление кредита при условии обязательного заключения заемщиком договора личного страхования не соответствует требованиям Закона РФ "О защите прав потребителей"
Соответственно, как разъяснил Президиум ФАС России, обращения с жалобами на получившее распространение навязывание подключения к программе коллективного страхования заемщиков при выдаче кредита подлежат направлению на рассмотрение в Роспотребнадзор.
В Решении Президиума ФАС России по этому вопросу приводится перечень обстоятельств и фактов, которые могут служить доказательствами нарушения кредитной организацией законодательства о защите прав потребителей и антимонопольного законодательства, выражающегося в отказе либо уклонении от заключения кредитного договора без согласия заемщика быть застрахованным по договору коллективного страхования заемщиков, а также в согласии выдать кредит при условии оплаты услуг по подключению к программе коллективного страхования заемщиков исключительно за счет кредитных средств (в частности включение в документы указания на согласие заемщика быть застрахованным по договору коллективного страхования без указания на возможность не давать такого согласия, переписка между сотрудниками кредитной организации, задокументированные устные разъяснения, отказ снизить процентную ставку до уровня, на который заемщик мог бы рассчитывать при подключении к программам коллективного страхования и т.д.). В то же время не могут быть единственным доказательством указанных действий, в частности, наличие различных бонусных программ кредитной или страховой организации, стимулирующих сотрудников кредитной организации к получению согласия заемщиков на подключение к программам коллективного страхования, а также и некоторые другие обстоятельства и факты.
Кроме этого в Решении содержится указание на необходимость выявления факта договоренности между кредитной организацией и страховой организацией о навязывании программ коллективного страхования заемщиков, но при этом указываются обстоятельства, которые не могут быть прямым доказательством такой договоренности.
С 1 января 2013 года вводятся новые формы билетов на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом
Утверждены Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, которые будут применяться при осуществлении перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте на транспортных, туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутах, а также при осуществлении перевозок пассажиров по договору фрахтования судна.
Правила являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, и пассажиров внутреннего водного транспорта.
• ЖИЛИЩЕ
Уточнено определение статуса жильцов бывших ведомственных общежитий
Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" было установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Эта правовая норма дополнена уточнением - она применяется вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях.
• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установить повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Сообщается, что до реализации Министерством труда и социальной защиты РФ поручения, указанного в пункте 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870, работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
• ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Федеральный закон от 02.10.2012 N 151-ФЗ
"Об исполнении федерального бюджета за 2011 год"
Федеральный бюджет в 2011 году исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 442 035,2 млн. рублей
Фактическое поступление доходов в федеральный бюджет в 2011 году превысило первоначально утвержденный объем доходов на 2,2 процента. В 2011 году в доходную часть федерального бюджета поступило 11 367 652,6 млн. рублей, что на 246 294,0 млн. рублей больше прогнозируемого объема. При этом нефтегазовые доходы составили 5 641 769,5 млн. рублей (10,3% к ВВП), ненефтегазовые доходы - 5 725 883,1 млн. рублей (10,5% к ВВП).
Расходы федерального бюджета составили 10 925 617,4 млн. рублей (98,2% к законодательно утвержденным бюджетным ассигнованиям на 2011 год и к уточненной росписи).
Относительно расходов следует отметить, что в 2011 году (как и в предыдущие периоды) наибольший удельный вес в структуре расходов занимают трансферты бюджетам - 37,6%. Однако данная цифра по сравнению с 2010 годом снизилась на 7,5%.
В 2011 году значительно возросли расходы на обслуживание государственного долга (по сравнению с 2010 годом увеличение составило 27,0%), что обусловлено увеличением объемов государственных внутренних заимствований Российской Федерации в период экономического кризиса в 2009 - 2010 годах.
Утвержден отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2011 год
Общий объем доходов бюджета Фонда за 2011 год составил 5 255,6 млрд. руб. (в 2010 году - 4 610,1 млрд. рублей), из них 4 837,5 млрд. руб., в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Расходы бюджета Фонда за 2011 год составили 4 922,1 млрд. руб. (в 2010 году - 4 249,2 млрд. рублей). Из общего объема расходов на исполнение публичных нормативных обязательств было направлено 4 595,3 млрд. руб.
Следует также отметить, что утвержденный объем доходов составил 101,5 процентов от прогнозируемых объемов, а объем расходов составил 98,7 процентов к уточненной сводной росписи.
Таким образом, общий профицит бюджета Фонда за 2011 год составил 333,5 млрд. руб. (в 2010 году бюджет Фонда был исполнен с профицитом в сумме 360,9 млрд. рублей).
Бюджет Фонда социального страхования исполнен по доходам в сумме 558 594 654,3 тыс. рублей, или 121,7 процента к прогнозируемым показателям
Утвержден отчет об исполнении бюджета ФСС РФ.
В 2011 году бюджет Фонда исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 61 025 637,4 тыс. рублей.
Расходы бюджета за 2011 год составили 497 569 016,9 тыс. рублей (98,4 процента к сводной бюджетной росписи).
Среди основных направлений расходования средств бюджета:
- расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (350 757 432,4 тыс. рублей);
- расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (59 985 037,4 тыс. рублей).
Бюджет ФФОМС за 2011 год исполнен с профицитом в общей сумме 38 009 031,7 тыс. рублей
За 2011 год доходы бюджета Фонда составили 348 437 079,3 тыс. рублей, расходы фонда исполнены в сумме 310 428 047,6 тыс. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, составил 21 140 700,0 тыс. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету ФСС РФ, составил 17 999 983,7 тыс. рублей.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлены налоговые льготы
Принят Закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которым, в частности:
- налогообложение НДС операций по реализации отдельных видов племенного скота, а также их семенного материала и эмбрионов должно осуществляться по льготной ставке - 10 процентов;
- от налогообложения НДФЛ освобождаются суммы грантов, предоставляемых на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства и семейной животноводческой фермы, а также субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств;
- продлевается срок действия нулевой ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- организациям потребительской кооперации численностью более 100 человек предоставляется право применять ЕСХН.
Отдельным категориям налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного страхования, предоставлены льготы по налогу на прибыль
К целевым поступлениям, не подлежащим налогообложению на основании статьи 251 НК РФ, отнесены средства, полученные объединениями страховщиков, созданными в соответствии с ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования...", предназначенные для формирования фонда компенсационных выплат. За счет средств данного фонда осуществляются выплаты в счет возмещения ущерба, нанесенного сельхозтоваропроизводителю вследствие гибели урожая, посадок многолетних насаждений или сельскохозяйственных животных, в случае, если соответствующее страховое возмещение не может быть выплачено страховщиком, заключившим договор страхования (например, вследствие его банкротства).
Кроме того, суммы отчислений в фонд компенсационных выплат отнесены в перечень расходов страховых организаций, предусмотренный статьей 294 НК РФ.
В связи с новыми требованиями, предъявляемыми к отчетности страховщиков, доводятся контрольные соотношения показателей промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за девять месяцев 2012 года, а также форматы ее представления в электронном виде
Новые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков, подлежащие применению начиная с отчетности за 9 месяцев 2012 года, а также требования к их составлению, утверждены приказом Минфина России от 27 июля 2012 г. N 109н. В соответствии с указанными формами отчетности утверждены требования к форматам файлов, применяемых при подготовке отчетности в электронном виде, а также приведены контрольные соотношения показателей промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 9 месяцев 2012 года.
Кроме того, сообщено, что при представлении формы статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховщика" за девять месяцев 2012 года страховщики должны руководствоваться информационным письмом ФСФР России от 17 июля 2012 г. N 12-ДП-12/31665 с учетом внесенных в него изменений.
ФНС России разъяснила порядок переноса на предшествующие налоговые периоды остатка имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры
С 1 января 2012 года налогоплательщикам, получающим пенсии, в случае отсутствия у них дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13 процентов, предоставлена возможность перенести остаток имущественного вычета на предшествующие налоговые периоды, но не более трех.
Сообщается, в частности, что трехгодичный срок для возврата излишне уплаченного налога отсчитывается начиная с налогового периода, непосредственно предшествующего налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественного налогового вычета.
При этом указано, что в случае, если за переносом остатка имущественного налогового вычета налогоплательщик обращается не сразу, а в последующие налоговые периоды (например, через год), то количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен вышеуказанный остаток, соответственно уменьшается.
<Письмо> ФСС РФ от 02.10.2012 N 15-03-11/07-12612
ФСС РФ рекомендует к отчету за 9 месяцев 2012 года по форме 4-ФСС прилагать сведения по аттестации рабочих мест по условиям труда
Форма представления сведений по аттестации рабочих по условиям труда и проведенным обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам содержится в Приказе Минтруда России от 31.08.2012 N 152н, который в настоящее время находится на согласовании в Минюсте России.
Указанные сведения необходимо представить в ФСС РФ в целях установления скидки к страховому тарифу на 2013 год (соответствующее заявление страхователей принимается до 1 ноября текущего года). ФСС РФ напоминает также, что размер скидки (или надбавки) к страховому тарифу устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая в т.ч. результаты аттестации рабочих мест) и расходов на обеспечение по страхованию.
<Информация> ФСС РФ от 02.10.2012
Форма отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам в ФСС РФ за 9 месяцев 2012 года (форма 4-ФСС) не изменилась
Фонд социального страхования напоминает, что в период с 1 по 15 октября 2012 года отчетность за 9 месяцев 2012 года принимается по форме расчета, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 216н.
Изменения, которые планировалось внести в указанную форму отчетности, еще не приняты (в настоящий момент Приказ Минтруда России от 31.08.2012 N 152н, предусматривающий внесение изменений в форму отчетности, находится на государственной регистрации в Минюсте России).
Предположительно новая форма 4-ФСС начнет применяться с отчетности за 2012 год.
• БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Ценные бумаги могут быть включены в Ломбардный список Банка России только при их соответствии определенным условиям
Установлено, что в Ломбардный список включаются следующие ценные бумаги: облигации, выпущенные от имени Российской Федерации; облигации Банка России; облигации ипотечных агентств; облигации субъектов РФ и муниципальных образований; облигации юридических лиц - резидентов РФ, в том числе биржевые облигации; акции юридических лиц - резидентов РФ, не являющихся кредитными организациями; облигации с ипотечным покрытием, а также облигации ОАО "Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов"; облигации международных финансовых организаций, выпущенные в соответствии с законодательством РФ; долговые эмиссионные ценные бумаги, выпущенные юридическими лицами - нерезидентами РФ за пределами Российской Федерации.
В зависимости от вида ценных бумаг решение об их включении в Ломбардный список Банка России будет приниматься Советом директоров Банка России, в частности, с учетом:
рейтинга по международной шкале как минимум одного из рейтинговых агентств ("Fitch Ratings", "Standard & Poor's", "Moody's Investors Service");
допуска к обращению на фондовой бирже, действующей на территории РФ, на которой Банк России выступает участником торгов;
включения в котировальный лист по крайней мере одной биржи, действующей на территории страны из числа стран, имеющих страновые оценки по классификации Экспортных Кредитных Агентств, участвующих в соглашении стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) "Об основных принципах предоставления и использования экспортных кредитов, имеющих официальную поддержку", "0" или "1";
других существенных обстоятельств (объема выпуска, его ликвидности и тому подобное).
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Внесены уточнения в Правила распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства
Установлено, что Правила определяют порядок распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (за исключением анадромных видов рыб) для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах РФ, территориальном море РФ, в определенных Правительством РФ районах континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации.
Кроме того, на Росрыболовство возложены полномочия по определению долей квот добычи (вылова) в отношении не только катадромных и трансграничных видов рыб, но и в отношении водных биоресурсов континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ.
Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.
Заявка на осуществление работ по прокладке подводных кабелей и трубопроводов может быть подана как в письменной, так и в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"
Изменениями, внесенными в "Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов...", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26 января 2000 года N 68, скорректирован перечень сведений, включаемых в заявку на осуществление работ по прокладке подводных кабелей и трубопроводов.
В частности, заявителю теперь нет необходимости, в числе прочих документов, представлять в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования положительное заключение государственной экологической экспертизы, сведения о рыбохозяйственной ценности используемого участка водного объекта, согласованные меры по компенсации ущерба рыбным запасам и другим биоресурсам, копии решений о предоставлении водных объектов в пользование, а также копии лицензий на осуществление видов планируемой деятельности, поскольку при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на выполнение работ по прокладке подводных кабелей и трубопроводов необходимые сведения будут запрашиваться Росприроднадзором в соответствующих государственных органах, в том числе с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Регламентирован порядок осуществления Минздравом России государственной регистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц Минздрава России при выполнении данной функции, а также требования к порядку их выполнения.
Установлено, что максимальный срок принятия решения о государственной регистрации предельной отпускной цены составляет 60 рабочих дней.
Регламентирован порядок осуществления ФСБ России лицензирования деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с их использованием, а также деятельности по выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных средств
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ФСБ России при выполнении данной функции, а также требования к порядку их выполнения.
Регламентирован порядок предоставления Минэнерго России информации, содержащейся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц Минэнерго России при выполнении данной функции, а также требования к порядку их выполнения.
Заявителями в рамках предоставления услуги являются юридические и физические лица, владеющие на праве собственности или ином основании объектом топливно-энергетического комплекса, которому присвоена категория по степени потенциальной опасности объекта.
Срок предоставления услуги не может превышать 1 месяц с момента регистрации заявления о предоставлении информации.
После ввода предприятия, сооружения или иного объекта в эксплуатацию расчетные границы санитарно-защитной зоны должны быть подтверждены результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух
Роспотребнадзором подготовлены разъяснения по отдельным положениям санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74.
Сообщается, в частности, что в случае сокращения размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) по сравнению с размерами, приведенными в классификации главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 или с ранее установленными, согласно требованиям пункта 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при:
- объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;
- подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;
- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;
- внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
При составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно.
Письмо ФАС России от 11.09.2012 N АК/29576
"О социальной рекламе"
По мнению ФАС России, распространение звуковой социальной рекламы в салонах общественного транспорта не противоречит Федеральному закону "О рекламе"
Законодательство РФ предусматривает разные виды информации, адресованной для неопределенного круга лиц, - рекламу и социальную рекламу.
Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.
Социальной рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются положения статьи 20 Федерального закона "О рекламе".
ФАС России дает разъяснения по вопросам размещения рекламы алкогольной продукции в связи со вступлением с 23 июля 2012 года изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Определено, в частности, что сайт производителя или продавца алкогольной продукции или его страница в социальной сети, на которых в том числе будет приведен ассортимент производимых или реализуемых им товаров, не подпадает под понятие рекламы. В отдельных случаях, когда размещаемая на сайте или странице в социальной сети информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.
Не относятся к рекламе видеоролики, размещенные на видеохостингах, например, www.youtube.com.
Мобильные приложения или программное обеспечение, а также их оформление не являются рекламой, если на них при их оформлении не размещается информация, не относящаяся к иному товару.
Спонсорская реклама производителя алкогольной продукции в сети "Интернет" не допускается.
Если реклама безалкогольного пива или вина распространяется с использованием товарных знаков, используемых для обозначения, в том числе пива или вина с содержанием этилового спирта более 0,5 процента, и из рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво или вино, то такая реклама должна соответствовать требованиям Федерального закона "О рекламе".
Датой нарушения законодательства о рекламе является дата опубликования ненадлежащей рекламы (дата выхода в свет соответствующего номера газеты, журнала, в котором размещалась реклама, нарушающая закон).
Не является нарушением размещение рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции в журнале или газете, если номер такого журнала или газеты начал реализовываться (опубликован и вышел в свет) до 31.12.2012, независимо от того, находился ли данный номер журнала или газеты в продаже в 2013 году.
Не являются рекламой алкогольной продукции носящие информационный, новостной характер журналистские материалы о культуре потребления алкогольных напитков, например, о традициях потребления вина в различных странах, интервью с представителем организации, производящей или реализующей алкогольную продукцию, рецепты приготовления блюд или коктейлей с указанием ингредиентов алкогольных напитков, но без приведения наименований конкретных алкогольных напитков.
Реклама алкогольной продукции не допускается на территории вокзалов, аэропортов, за исключением рекламы, размещаемой внутри тех территорий, на которых допускается реализация алкогольной продукции в соответствии с выданной лицензией (в том числе в "дьюти-фри"). Однако такая реклама должна быть размещена таким образом, чтобы быть направленной на потребителей, находящихся внутри данных территорий.
<Информация> Росалкогольрегулирования
Разъяснен порядок представления деклараций в отношении перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Росалкогольрегулирование сообщает, в частности, следующее:
- Декларация об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 8 к Постановлению Правительства РФ от 09.08.2012 N 815) представляется организациями, поименованными в пункте 10 указанного Постановления, начиная с III квартала 2012 года, в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (за IV квартал - не позднее 20 числа);
- Декларация о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции (приложение N 9 к Постановлению Правительства РФ от 09.08.2012 N 815) заполняется организациями - перевозчиками этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции крепостью более 25 процентов, имеющими соответствующие лицензии (при этом обращено внимание на то, что организации, осуществляющие перевозку указанной продукции автомобильным транспортом, представляют данную декларацию независимо от наличия у них лицензии на соответствующий вид деятельности). Декларация представляется за I, II, III и IV кварталы 2012 года.
• ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Уточнен порядок представления в электронной форме документов в ФСКН России и Росздравнадзор для получения разрешения и сертификата на право ввоза/вывоза наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров
Определено, что в случае подачи заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме заявление и каждый прилагаемый к нему документ подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Тарифная квота, установленная на 2012 год в отношении некоторых видов молочной сыворотки, должна быть распределена между участниками внешнеэкономической деятельности до 10 октября 2012 года
Тарифная квота, установленная Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 года N 142, будет распределяться Минэкономразвития России между участниками внешнеэкономической деятельности, осуществлявшими ввоз на территорию РФ молочной сыворотки с 1 мая 2009 года по 30 июня 2010 года включительно в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления и с 1 июля 2010 года по 31 мая 2012 года включительно - в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления пропорционально объемам молочной сыворотки, ввезенным с 1 мая 2009 года по 30 июня 2010 года включительно в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления и с 1 июля 2010 года по 31 мая 2012 года включительно - в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, за исключением молочной сыворотки, происходящей и ввезенной из государств - участников СНГ.
По 31 декабря 2012 года включительно Минпромторг России будет осуществлять выдачу лицензий участникам внешнеэкономической деятельности на ввоз товаров в пределах общих объемов тарифной квоты, распределенной в соответствии с указанным порядком.
Качество работы таможенных органов будет оцениваться с учетом основных показателей, показателей работы региональных таможенных управлений, а также показателей работы таможен и таможенных постов, определяемых ФТС России
Утверждено Положение, определяющее систему показателей работы таможенных органов РФ, порядок и методику их мониторинга, а также порядок участия в таком мониторинге общероссийских некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
В приложении приводится перечень основных показателей работы таможенных органов РФ, которые будут использоваться в целях:
определения скорости совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации, а также сокращения издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
определения своевременности и полноты поступления таможенных платежей;
определения эффективности противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
По 7 сентября 2014 года включительно установлена специальная пошлина в размере 0,45 доллара США за 1 килограмм в отношении ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза углей активированных, классифицируемых кодом 3802 10 000 0 ТН ВЭД ТС
Действие специальной пошлины не распространяется на ввоз:
- углей активированных, происходящих из развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, за исключением Китайской Народной Республики и Республики Индии;
- углей активированных (вне зависимости от страны происхождения), обладающих одновременно следующими свойствами:
массовая доля общей золы менее 5 процентов;
прочность при истирании более 90 процентов (за исключением порошкообразных углей активированных);
насыпная плотность 380 г/дм3 и более.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Ставка ввозной таможенной пошлины в отношении бульдозеров с неповоротным и поворотным отвалом, гусеничных, мощностью более 250 л.с. (код 8429 11 001 0 ТН ВЭД ТС) увеличена с 0 до 10% от таможенной стоимости
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Утверждены Перечни стандартов, необходимых для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе" (ТР ТС 028/2012)
До 15 февраля 2016 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными законодательством Стороны, при наличии документов о соответствии продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента. Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
До 1 января 2015 года допускается производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу Технического регламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно законодательству Стороны, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке).
Решение вступает в силу по истечении тридцати календарных дней с даты его официального опубликования.
Утверждены Перечни стандартов, необходимых для соблюдения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012)
Предусмотрено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза и Единого экономического пространства или законодательством государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования, до дня вступления в силу указанного Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 сентября 2015 года, за исключением таких документов, выданных или принятых до дня официального опубликования данного Решения, и действительных до окончания срока их действия.
До 1 сентября 2015 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза и Единого экономического пространства или законодательством сторон, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.
До 1 сентября 2014 года допускается производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу Технического регламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно нормативным правовым актам Таможенного союза и Единого экономического пространства или законодательству Стороны, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке).
Решение вступает в силу по истечении тридцати календарных дней с даты его официального опубликования.
Документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 марта 2017 года
Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза и Единого экономического пространства или законодательством государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства, не допускается.
До 15 марта 2017 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с ранее установленными обязательными требованиями, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.
До 1 октября 2015 года допускается производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу Технического регламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно нормативным правовым актам Таможенного союза и Единого экономического пространства или законодательству государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке).
Решение вступает в силу по истечении тридцати календарных дней с даты его официального опубликования.
• ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Регламентированы технические процедуры регистрации на официальном сайте организаций, выступающих в качестве заказчиков в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
К таким юридическим лицам относятся госкорпорации и госкомпании, субъекты естественных монополий, ГУПы, МУПы, поставщики ресурсов в сфере ЖКХ, автономные учреждения, хозяйственные общества с преобладающей государственной или муниципальной долей участия в уставном капитале.
Установлено, что для регистрации указанных лиц на официальном сайте должна использоваться федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", созданная Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 N 977.
Установлены также полномочия совершающих технологические операции на сайте представителей регистрируемой организации, имеющих различный статус ("Администратор организации", "Дополнительный администратор организации", "Уполномоченный специалист"), и содержание размещаемой на сайте, в т.ч. указанными представителями, информации (реквизиты организаций, контактная информация и ряд документов).
• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Утвержден перечень специальностей, при подготовке диссертаций по которым аспирантам и докторантам выплачиваются стипендии в размере 6000 рублей и 10000 рублей соответственно
Перечень содержит специальности научных работников технических и естественных отраслей наук, по которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2010 N 991 с 1 сентября 2012 года установлены стипендии.
<Письмо> Рособрнадзора от 04.10.2012 N 05-3902
В случае открытия филиала образовательного учреждения в другом субъекте РФ уведомление лицензирующего органа данного субъекта РФ не требуется
По мнению Рособрнадзора, требование пункта 3 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", согласно которому при намерении осуществлять деятельность, лицензия на которую предоставлена лицензирующим органом одного субъекта РФ, на территориях других субъектов РФ, необходимо предварительное письменное уведомление лицензиатом лицензирующих органов субъектов РФ, на территории которых он намерен осуществлять такую деятельность, не должно распространяться на лицензирование образовательной деятельности.
Рособрнадзор считает, что в данном отношении следует применять нормы, установленные Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности".
<Письмо> Рособрнадзора от 04.10.2012 N 05-3903
Рособрнадзором даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся проведения государственной аккредитации образовательных учреждений
В частности, сообщается, что:
уполномоченные органы субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия РФ в области образования, не имеют правовых оснований для применения Приказа Рособрнадзора от 25 октября 2011 года N 2267 "Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования" при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования. Уполномоченному органу надлежит самостоятельно установить критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, на основании Приказа Минобрнауки России от 2 сентября 2011 года N 2253 "Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса";
образовательное учреждение вправе представить в уполномоченный орган заявление о переоформлении свидетельства с целью установления иного государственного статуса на любом этапе срока действия свидетельства.
• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Приказ Минспорта России от 02.10.2012 N 267
"Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил"
Регламентирован порядок осуществления допинг-контроля в России
Утвержденные антидопинговые правила соответствуют положениям Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, Всемирному антидопинговому кодексу и Международным стандартам ВАДА.
Ответственность за разработку и обеспечение соблюдения правил несет общероссийская антидопинговая организация - некоммерческое партнерство Российское антидопинговое агентство "РУСАДА".
Правилами регламентированы, в частности, порядок доказательства факта нарушения правил, формирования списка запрещенных препаратов и методов, осуществления тестирования и автоматического аннулирования индивидуальных результатов, а также санкции за нарушение антидопинговых правил в индивидуальных видах спорта и последствия для спортивных команд. Установлены порядок апелляции, срок давности и ответственность за нарушения правил.
Документ также содержит стандарт тестирования для целей допинг-контроля.
Приказ Минспорттуризма России от 13.04.2011 N 307, которым были утверждены ранее применявшиеся Общероссийские антидопинговые правила, признан утратившим силу.
• ОБОРОНА
С 1 октября по 31 декабря 2012 года на военную службу будут призваны 140 140 граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет
Призыву подлежат граждане, не пребывающие в запасе и подлежащие призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы по призыву которых истек, подлежат увольнению с военной службы.
Военнослужащие-контрактники в период учебного отпуска не будут пользоваться правом бесплатного проезда к месту нахождения государственного или муниципального образовательного учреждения и обратно
Признан утратившим силу пункт 10 "Правил обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту...", утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 N 78 (указанные "Правила..." не распространяются на офицеров), которым было установлено, что при обучении военнослужащих в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, находящихся вне места прохождения ими военной службы, они имеют право на проезд на безвозмездной основе один раз в период учебного отпуска железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту нахождения государственного и муниципального образовательного учреждения и обратно в порядке, установленном для проезда военнослужащих в отпуск и обратно.
Установлено, что постановление, отменившее эту льготу, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, а в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, военнослужащих-спасателей МЧС России, военнослужащих СВР, ФСБ, ФСО, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки, федеральной противопожарной службы, военной прокуратуры и военных следственных органов - с 1 января 2013 года.
• БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Уточнен порядок финансирования лиц, работающих в равноценных по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях независимо от их организационно-правовой формы
Изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", установлено, что финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме бюджетных и автономных учреждений, производится не только за счет средств бюджета соответствующего уровня, но и средств, поступающих от реализации договоров с обслуживаемыми организациями и иных источников, не противоречащих законодательству РФ, при осуществлении профессиональной деятельности сверх государственного (муниципального) задания;
финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в иных организационно-правовых формах, осуществляется на договорной основе за счет осуществления уставной деятельности и иных источников, не противоречащих законодательству РФ;
финансовое обеспечение деятельности нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств организаций и общественных объединений, создавших указанные формирования, а также за счет иных источников финансирования, не противоречащих законодательству РФ.
Кроме того, к полномочиям, осуществляемым Правительством РФ, отнесено утверждение перечня должностей работников, постоянно работающих спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При защите от общественно опасного посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, обороняющееся лицо вправе причинить любой по характеру и объему вред посягающему лицу
С учетом значимости положений статей 37 "Необходимая оборона" и 38 "Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление" УК РФ, а также в целях формирования единообразной судебной практики Пленум Верховного Суда РФ постановляет, в частности, следующее:
в случае совершения предусмотренных Особенной частью УК РФ деяний, в которых юридические и фактические моменты окончания посягательства не совпадают, право на необходимую оборону сохраняется до момента фактического окончания посягательства. Необходимая оборона может быть признана правомерной независимо от того, привлечено ли посягавшее лицо к уголовной ответственности, в том числе в случае защиты от посягательства лица в состоянии невменяемости или лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
состояние необходимой обороны может иметь место в том числе в случаях, когда:
защита последовала непосредственно за актом хотя и оконченного посягательства, но исходя из обстоятельств для оборонявшегося лица не был ясен момент его окончания и лицо ошибочно полагало, что посягательство продолжается;
общественно опасное посягательство не прекращалось, а с очевидностью для оборонявшегося лица лишь приостанавливалось посягавшим лицом с целью создания наиболее благоприятной обстановки для продолжения посягательства или по иным причинам.
Переход оружия или других предметов, использованных в качестве оружия при посягательстве, от посягавшего лица к оборонявшемуся лицу сам по себе не может свидетельствовать об окончании посягательства, если с учетом интенсивности нападения, числа посягавших лиц, их возраста, пола, физического развития и других обстоятельств сохранялась реальная угроза продолжения такого посягательства;
уголовная ответственность за причинение вреда наступает для оборонявшегося лишь в случае превышения пределов необходимой обороны, то есть когда по делу будет установлено, что оборонявшийся прибегнул к защите от посягательства, указанного в части 2 статьи 37 УК РФ, такими способами и средствами, применение которых явно не вызывалось характером и опасностью посягательства, и без необходимости умышленно причинил посягавшему тяжкий вред здоровью или смерть. При этом ответственность за превышение пределов необходимой обороны наступает только в случае, когда по делу будет установлено, что оборонявшийся осознавал, что причиняет вред, который не был необходим для предотвращения или пресечения конкретного общественно опасного посягательства.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, повлекшее по неосторожности смерть посягавшего лица, надлежит квалифицировать только по части 1 статьи 114 УК РФ.
Не влечет уголовную ответственность умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это явилось следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно опасного посягательства;
при посягательстве нескольких лиц обороняющееся лицо вправе применить к любому из посягающих такие меры защиты, которые определяются характером и опасностью действий всей группы;
сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и иные лица, которым законодательством разрешено применение оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы для исполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей, не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы.
Не может признаваться преступлением причинение вреда таким лицом, применившим оружие, специальные средства, боевую и специальную технику или физическую силу с нарушением установленного действующим законодательством порядка их применения, если исходя из конкретной обстановки промедление в применении указанных предметов создавало непосредственную опасность для жизни людей или могло повлечь за собой иные тяжкие последствия (экологическую катастрофу, совершение диверсии и т.п.).
Уточнен состав ежегодной отчетности, представляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, производящими, реализующими либо использующими прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ
Помимо сведений о количестве произведенных, реализованных и использованных прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, указанные лица должны будут представлять в территориальные органы ФСКН России также сведения об остатках прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ на конец отчетного года.
• ПРАВОСУДИЕ
Количество мировых судей в Пензенской области увеличено до 76 человек
Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации".
Уточнен порядок назначения (избрания) на должность мировых судей
Определено, что в СМИ об открытии вакансии мирового судьи объявляется не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи (а в случае досрочного прекращения его полномочий - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи), с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
Срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.
Определено также, что днем прекращения полномочий мирового судьи является:
- последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;
- последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;
- следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.
Установлен срок для обжалования решений квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков
Решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков могут быть обжалованы в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом в течение двух месяцев.
Председатель Верховного Суда РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ могут обжаловать в Дисциплинарное судебное присутствие отказ Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационных коллегий судей субъектов РФ в удовлетворении представлений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков также в течение двух месяцев со дня оглашения соответствующего решения.
• ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Федеральной нотариальной палатой будет создана "Единая информационная система нотариата"
Единая информационная система нотариата будет включать в себя реестры:
удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний;
удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей;
открытых наследственных дел;
удостоверенных брачных договоров;
уведомлений о залоге движимого имущества.
Сведения о фактах удостоверения, изменения или отмены завещаний и более подробные сведения о залоге движимого имущества должны предоставляться всем заинтересованным лицам, в частности, через Интернет.
Кроме того, регламентирован порядок регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, установлен порядок использования нотариусом электронной подписи и уточнено понятие тайны завещания.
Закон должен вступить в силу с 10 января 2014 года, за исключением вступающих в силу в более поздние сроки отдельных положений, касающихся некоторых аспектов функционирования Единой информационной системы нотариата и правовых последствий регистрации уведомления о залоге движимого имущества.
• МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Ратифицирована Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал между Россией и Аргентиной, подписанная 10 октября 2001 года в Буэнос-Айресе
Конвенция применяется к налогам на доходы и капитал лиц, имеющих место жительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации в РФ или Аргентине, и гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
Согласно Конвенции, доходы от недвижимого имущества могут облагаться налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства производится в другом договаривающемся государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через расположенное в нем постоянное представительство.
Ратифицировано Соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал между Россией и Латвией, подписанное 20 декабря 2010 года в Москве
Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих договаривающихся государств. Целью Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода и капитала в своем государстве и государстве-партнере. Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал между Россией и Швейцарией, подписанный 24 сентября 2011 года в Вашингтоне
Целью Протокола является дополнение Соглашения статьей 25a "Обмен информацией", положения которой соответствуют рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и обеспечивают обмен информацией между налоговыми органами России и Швейцарии, в том числе находящейся в распоряжении банков, кредитных организаций, номинальных держателей, агентов или доверительных управляющих.
Определено, в частности, что дивиденды освобождаются от налогообложения, если они выплачиваются пенсионным фондам, правительствам и центральным банкам России и Швейцарии.
Обеспечена возможность налогообложения на территории России доходов, выплачиваемых по паям инвестиционных фондов, включая фонды недвижимости, а также доходов от отчуждения акций компаний, капитал которых на 50% и более представлен недвижимым имуществом (с некоторыми принятыми в мировой практике исключениями).
Согласовано также, что доходы резидентов России и Швейцарии в виде процентов не будут облагаться у источника выплаты.
Соглашение также дополняется положениями, препятствующими его использованию в целях неправомерной минимизации налогообложения.
Компетентные органы России и Швейцарии согласились не требовать апостилирования любых документов, необходимых для применения Соглашения.
Россия и Макао договорились о взаимном безвизовом режиме для граждан обоих государств, с максимальным сроком пребывания на территории сторон в 30 дней
Безвизовый режим действует для граждан обоих государств, не имеющих намерения осуществлять трудовую деятельность, учиться или проживать на территории другой договаривающейся Стороны.
Компетентные органы Сторон сохраняют за собой право отказать во въезде или сократить срок пребывания на своей территории граждан другой Стороны, присутствие которых они сочтут нежелательным.
Каждая из Сторон в случае необходимости обеспечения общественного порядка, охраны государственной безопасности или здоровья населения может полностью или частично приостановить применение Соглашения. Другая Сторона уведомляется о таком решении в письменном виде не позднее чем за 72 часа до его вступления в силу.