Новости законодательства

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

11.10.2012

Новые документы для бухгалтера

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Рекомендации ФСС РФ по сдаче отчетности по страховым взносам за 9 месяцев 2012 г.

2. Выплаты по гражданско-правовым договорам, заключенным со штатными сотрудниками, учитываются в базе по налогу на прибыль

3. Минфин России разъяснил, как рассчитать выручку налогоплательщику, который уплачивает только квартальные платежи по налогу на прибыль

 

Комментарии

1. В Налоговый кодекс РФ вносятся поправки, предусматривающие льготы для сельхозтоваропроизводителей

2. ФНС России дала разъяснения по вопросам периодичности и сроков проведения проверок кассовой дисциплины

3. Необходимо ли восстанавливать НДС в случае внесения имущества в паевой инвестиционный фонд?

 
 
 

Новости

 

1. Рекомендации ФСС РФ по сдаче отчетности по страховым взносам за 9 месяцев 2012 г.

Письмо ФСС РФ от 02.10.2012 N 15-03-11/07-12612,

Информация ФСС РФ от 02.10.2012

 

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетный период 9 месяцев страхователи должны сдать в ФСС РФ не позднее 15 октября (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Как ФСС РФ сообщил в Информации от 02.10.2012, отчетность следует представлять по действующей форме-4 ФСС, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 216н.

Напомним, что вплоть до начала сдачи отчетности за III квартал текущего года было неясно, по какой форме подавать расчет в ФСС РФ, поскольку на согласовании в Минюсте России находился приказ Минтруда России о внесении изменений в действующую форму-4 ФСС. Данные изменения должны были применяться начиная с представления расчета за отчетный период 9 месяцев 2012 г. Однако этот приказ так и не был зарегистрирован Минюстом.

Поправки в форму-4 ФСС необходимы в связи с тем, что работодатели обязаны сообщать страховщику сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медосмотрах работников (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ в редакции Федерального закона от 06.11.2011 N 300-ФЗ). С учетом этих сведений для страхователя устанавливается скидка или надбавка к страховому тарифу на следующий год. Работодатель, претендующий на скидку, не позднее 1 ноября текущего года должен обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС РФ. Об этом сказано в п. 7 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила).

Как сообщил ФСС РФ, сейчас в Минюсте России согласовывается приказ Минтруда России, которым утверждена новая форма расчета по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. Новая форма-4 ФСС включает таблицу 10 "Сведения по аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам". Данную таблицу, которая содержится в приложении к Письму от 02.10.2012 N 15-03-11/07-12612, ФСС РФ рекомендует страхователям прилагать к расчету за 9 месяцев текущего года, подаваемому по действующей форме. Также ФСС РФ обращает внимание страхователей, что сведения о результатах аттестации рабочих мест и проведенных обязательных медосмотрах следует вносить по состоянию на 1 января текущего календарного года (п. 5 Правил), то есть по состоянию на 1 января 2012 г.

 

2. Выплаты по гражданско-правовым договорам, заключенным со штатными сотрудниками, учитываются в базе по налогу на прибыль

Письмо Минфина России от 21.09.2012 N 03-03-06/1/495

 

Согласно п. 21 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда организация вправе отнести вознаграждение физлицам, не состоящим в штате, за выполнение работ по гражданско-правовым договорам, если только указанные лица не являются индивидуальными предпринимателями. При этом Налоговый кодекс РФ не содержит прямых указаний на возможность учесть в базе по налогу на прибыль вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, перечисленное штатным сотрудникам.

Минфин России разъяснил, что организация вправе включить такого рода выплаты штатным работникам в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данные затраты должны отвечать требованиям ст. 252 НК РФ, то есть быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Ранее финансовое ведомство уже высказывало такую точку зрения (см., например, Письма от 19.08.2008 N 03-03-06/2/107, от 27.03.2008 N 03-03-06/3/7). К аналогичному выводу приходят и суды (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 05.12.2008 N А55-869/08). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 

3. Минфин России разъяснил, как рассчитать выручку налогоплательщику, который уплачивает только квартальные платежи по налогу на прибыль

Письмо Минфина России от 21.09.2012 N 03-03-06/1/493

 

Право уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль предоставлено, в частности, организациям, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). Данные доходы налогоплательщик определяет в соответствии со ст. 249 НК РФ. Если указанное условие выполняется, то начиная с квартала, следующего за отчетным (налоговым) периодом, организация может не уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Минфин России пояснил, какие именно четыре квартала налогоплательщику следует учитывать для применения права уплаты только квартальных платежей по налогу на прибыль. Как считает финансовое ведомство, организации необходимо учитывать четыре квартала, идущие последовательно. Квартал, за который подается декларация, в данный период не входит.

 
 
 

Комментарии

 

1. В Налоговый кодекс РФ вносятся поправки, предусматривающие льготы для сельхозтоваропроизводителей

 

Название документа:

Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

 

Комментарий:

Федеральным законом от 02.10.2012 N 161-ФЗ (далее - Закон N 161-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ вносятся изменения. Рассмотрим их подробнее.

 

1.1. Реализация племенного скота будет облагаться

НДС по ставке 10 процентов

 

Пункт 2 ст. 164 НК РФ дополнен подп. 5, в соответствии с которым реализация племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов таких животных, а также племенных яиц облагается НДС по ставке 10 процентов. Данная норма вступает в силу с 1 января 2013 г. и действует по 31 декабря 2017 г. включительно (п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

Напомним, что в настоящее время льгота по НДС в отношении племенного скота применяется только при его передаче в лизинг с правом выкупа (ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"). Однако есть судебные решения, в которых указано, что реализация племенного скота облагается НДС по ставке 10 процентов на основании абз. 2 подп. 1 ст. 164 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.2007 N А03-2233/07-31 (Определением ВАС РФ от 24.03.2008 N 952/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

 

1.2. Субсидии и гранты, предоставляемые главам

крестьянских хозяйств из госбюджета, не облагаются НДФЛ

 

Перечень не облагаемых НДФЛ доходов, установленный ст. 217 НК РФ, дополнен п. п. 14.1 и 14.2, согласно которым освобождаются от налогообложения субсидии и гранты, полученные из государственного бюджета главами крестьянских (фермерских) хозяйств после 1 января 2012 г. (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона N 161-ФЗ). Под льготу подпадают гранты, предоставленные на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера.

Следует отметить, что ранее по этому вопросу позиции ведомств не совпадали. Так, Минфин России разъяснял, что субсидии, полученные из бюджета субъекта РФ в рамках национального проекта, не облагаются НДФЛ, поскольку подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ (Письмо от 14.07.2006 N 03-05-01-03/81). Однако ФНС России указывала, что перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, является закрытым и субсидии, предоставляемые главам крестьянских хозяйств, в него не включены (Письмо от 19.04.2006 N 04-2-02/313@).

 

1.3. Нулевая ставка налога на прибыль применяется сельхозтоваропроизводителями на постоянной основе

 

Согласно изменениям, внесенным в ст. 284 НК РФ, с 1 января 2013 г. нулевую ставку налога на прибыль вправе применять на постоянной основе сельскохозяйственные товаропроизводители и рыбохозяйственные организации, которые отвечают критериям, предусмотренным п. 2 и подп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ соответственно, и деятельность которых не облагается ЕСХН (п. 3 ст. 1 Закона N 161-ФЗ). Указанная льгота установлена для деятельности, связанной с реализацией произведенной (переработанной) сельхозпродукции.

Напомним, что в соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" нулевую ставку налога на прибыль такие налогоплательщики могут применять до конца 2012 г. Впоследствии планировалось применение ставки в размере 18 процентов. Однако с 1 января 2013 г. данная норма утрачивает силу (п. п. 1 - 5, 7, 9 ст. 2, п. 1 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

 

1.4. Для целей ЕНВД организации потребительской

кооперации не будут применять ограничение по

численности работников до 2018 г.

 

Еще одно изменение, вносимое Законом N 161-ФЗ, касается применения ЕНВД организациями потребительской кооперации.

Согласно подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять указанный спецрежим, если среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек. В соответствии с рассматриваемыми поправками до 31 декабря 2017 г. это ограничение не распространяется на организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются такие организации (п. 4 ст. 1, п. 4 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которым указанное исключение установлено до конца 2012 г., с 1 января 2013 г. утрачивает силу (п. п. 6, 8, 10 ст. 2 Закона N 161-ФЗ).

 

2. ФНС России дала разъяснения по вопросам периодичности и сроков проведения проверок кассовой дисциплины

 

Название документа:

Письмо ФНС России от 12.09.2012 N АС-4-2/15195

 

Комментарий:

С текущего года действует новое Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение). Напомним, что данный порядок распространяется как на юрлиц, так и на индивидуальных предпринимателей. Пояснения, касающиеся соблюдения Положения предпринимателями, ФНС России давала ранее в Письме от 21.12.2011 N АС-4-2/21794@ (подробнее см. выпуск обзора от 12.01.2012). В комментируемом Письме рассмотрены вопросы длительности и периодичности проверки кассовой дисциплины, а также ведения кассовой книги обособленными подразделениями.

 

2.1. Периодичность и сроки проведения проверок

кассовой дисциплины

 

Контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей осуществляют налоговые инспекции (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Длительность такой проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления организации (предпринимателю) поручения руководителя налогового органа (его заместителя) на проведение проверки (п. п. 19, 23 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее - Регламент)).

ФНС России указала, что проверка кассовой дисциплины не относится к выездным проверкам, поэтому положения налогового законодательства в данном случае не применяются.

Так, действующими нормативными правовыми актами не ограничена периодичность проведения проверок полноты учета выручки. Соответственно, инспекция может проводить такие ревизии несколько раз в год.

Следует отметить, что налоговые органы в ходе проверки кассовой дисциплины вправе затребовать распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег, кассовую книгу, авансовые отчеты и другие документы (п. 29 Регламента). Если в рамках налоговой проверки затребованные инспекцией документы в срок не представлены, то налогоплательщика могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ. Однако поскольку, как указала ФНС России, нормы Налогового кодекса РФ не применяются при проверке кассовой дисциплины, то привлечь к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление каких-либо документов в ходе такой проверки инспекция не вправе.

Кроме того, из комментируемого Письма следует, что законодательством не определен период, который может быть охвачен проверкой кассовой дисциплины. Для налоговых проверок такой период не может превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ), но, как разъяснила ФНС России, это требование на проверки полноты учета выручки не распространяется. А значит, инспекторы могут проверить любой период. Однако привлечь к ответственности за нарушения, выявленные при такой проверке, не всегда получится в связи со следующим.

Как напомнила ФНС России, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций является административным правонарушением. Так, согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. для юрлиц и от 4 000 до 5 000 руб. для предпринимателей (в силу ст. 2.4 КоАП РФ они приравниваются к должностным лицам) установлен, в частности, за накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. В ст. 4.5 КоАП РФ определены сроки давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения. Несоблюдение кассовой дисциплины не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Соответственно, если инспекторы при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств установят превышение лимита остатка, допущенное более двух месяцев назад, то в силу п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ за такие правонарушения штраф по ст. 15.1 КоАП РФ на организацию или предпринимателя не может быть наложен. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 N 09-10/039388@.

 

2.2. Ведение кассовой книги обособленными

подразделениями организации

 

ФНС России со ссылкой на Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 указала, что содержащееся в Положении требование о ведении кассовой книги 0310004 должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции. При этом неважно, открыт ли подразделению банковский счет для совершения указанных операций.

Напомним, что при получении или выдаче наличных денег кассир осуществляет записи в кассовой книге 0310004 по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 или расходному кассовому ордеру 0310002 (п. 5.2 Положения). В соответствии с п. 5.6 Положения для контроля соблюдения лимита остатка кассы обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает юрлицу лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня. Такие листы подбираются и брошюруются организацией по каждому обособленному подразделению (п. 2.5 Положения).

Следует отметить, что организации (предприниматели) определяют лимит остатка наличных денег самостоятельно в соответствии с формулой, приведенной в приложении к Положению. Если у обособленных подразделений нет собственных расчетных счетов, то организация определяет такой лимит с учетом наличных денег, хранящихся в подразделениях (п. 1.3 Положения). Обособленные подразделения, имеющие банковские счета, для совершения кассовых операций отдельно устанавливают размер предельного остатка денег в кассе (п. п. 1.2, 1.3 Положения).

 

3. Необходимо ли восстанавливать НДС в случае внесения имущества в паевой инвестиционный фонд?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-07-11/376

 

Комментарий:

Паевой инвестиционный фонд - это имущественный комплекс, который состоит, в частности, из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления. Это имущество становится общим для владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности (п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"). При внесении имущества в указанный фонд налогоплательщики сталкиваются с вопросом: необходимо ли им восстанавливать НДС?

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что в данном случае ранее принятый к вычету НДС следует восстановить. Финансовое ведомство ссылается на подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которому это должно быть сделано в случае использования приобретенных товаров, работ, услуг для осуществления операций, перечисленных в п. 2 ст. 170 НК РФ. Среди них названы операции по реализации товаров, работ, услуг, не признаваемые таковыми в силу п. 2 ст. 146 НК РФ. К ним, в частности, относится передача имущества в инвестиционных целях (подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). О том, что в указанной ситуации необходимо восстанавливать НДС, Минфин России уже говорил (см. Письмо от 03.09.2008 N 03-07-11/86).

Однако судебная практика свидетельствует о том, что существует иная точка зрения: при передаче имущества в паевой инвестиционный фонд НДС восстанавливать не нужно. К такому выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 29.12.2010 N А76-9532/2010-39-347. Суд исходил из того, что п. 3 ст. 170 НК РФ содержит закрытый перечень случаев восстановления НДС и в него не входит передача имущества в паевой инвестиционный фонд.

Таким образом, при передаче имущества в паевой инвестиционный фонд налогоплательщик может не восстанавливать НДС. Однако в этом случае неизбежен спор с налоговыми органами. При этом предсказать положительный исход судебного дела затруднительно.

 

Возврат к списку