Новости законодательства

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

09.08.2012

Новые документы для бухгалтера

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Введен штраф за непредставление сведений об открытии или закрытии счета (вклада) в иностранном банке

2. "Входной" НДС принимается к вычету после принятия основного средства к учету на счете 08

3. Налогоплательщик может быть ознакомлен с решением о назначении выездной проверки лично под подпись или иным способом

4. При смене в течение года места регистрации налогоплательщика с одного субъекта РФ на другой налог при УСН исчисляется по ставке, действующей на последний день налогового периода

5. Утверждены новые формы извещений об уплате авансового платежа акциза по алкогольной (спиртосодержащей) продукции и об освобождении от его уплаты

 

Комментарии

1. Освобождается ли от уплаты НДФЛ возмещение процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья, выплачиваемое работникам организацией, применяющей УСН с объектом "доходы"?

2. Необходимо ли представлять в инспекцию сведения о среднесписочной численности работников в случае их отсутствия?

 

Судебное решение недели

Плательщик страховых взносов вправе получить отсрочку, несмотря на отсутствие нормативного акта, регулирующего ее предоставление

 
 
 

 

Новости

 

 

1. Введен штраф за непредставление сведений об открытии или закрытии счета (вклада) в иностранном банке

Федеральный закон от 28.07.2012 N 140-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, которые расположены на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Перечни этих государств приведены в Письме ФНС России от 08.08.2006 N ШТ-6-09/777@. В ч. 2 ст. 12 указанного Закона установлена обязанность уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) таких счетов (вкладов) и об изменении их реквизитов не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов. При этом данные сведения должны представляться по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@.

Действующая редакция ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках. Такая формулировка нормы не позволяет государству осуществлять полноценный контроль за соблюдением резидентами валютного законодательства РФ. Поэтому Федеральным законом от 28.07.2012 N 140-ФЗ (далее - Закон N 140-ФЗ) в ст. 15.25 КоАП РФ внесены изменения.

Так, введена ответственность за непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии или закрытии счета (вклада), а также об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами России. В данном случае для граждан штраф составляет от 4000 до 5000 руб., для должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., для юридических лиц - от 800 000 до 1 млн руб. (новая ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Кроме того, в новой редакции ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение срока подачи уведомления об открытии или закрытии счета (вклада) или об изменении его реквизитов в иностранном банке либо за представление уведомления не по установленной форме. Штраф для граждан составляет от 1000 до 1500 руб., для должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб., а для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Закон N 140-ФЗ опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 июля 2012 г. и вступает в силу по истечении 90 дней после опубликования. Следовательно, применяться новые штрафы будут с 29 октября 2012 г.

 

2. "Входной" НДС принимается к вычету после принятия основного средства к учету на счете 08

Письмо Минфина России от 16.07.2012 N 03-07-11/185

 

Налогоплательщик приобрел объекты недвижимости с целью их дальнейшей реконструкции и использования в деятельности, облагаемой НДС. Встает вопрос, в какой момент он вправе принять к вычету "входной" НДС. По мнению Минфина России, такое право возникает с момента принятия имущества к учету на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Напомним, что согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычет НДС по приобретенным основным средствам производится в полном объеме после принятия данных объектов на учет.

Вопрос о том, с какого момента они считаются принятыми на учет, длительное время оставался спорным. Ранее финансовое ведомство неоднократно отмечало, что право на вычет возникает только после принятия имущества к учету в качестве основных средств, то есть на счет 01 (Письма Минфина России от 28.10.2011 N 03-07-11/290, от 02.08.2010 N 03-07-11/330, от 21.09.2007 N 03-07-10/20). Большинство же арбитражных судов сходятся во мнении, что вычет НДС возможен в момент отражения имущества в бухгалтерском учете. При этом не имеет значения, на каком счете такое имущество оприходовано (см., в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 16.02.2012 N А35-4036/2011, ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 N А56-10457/2011). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Таким образом, Минфин России изменил свою позицию в пользу налогоплательщиков.

 

3. Налогоплательщик может быть ознакомлен с решением о назначении выездной проверки лично под подпись или иным способом

Письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/62

 

Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная проверка в отношении налогоплательщика проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. Форма такого решения утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Она предусматривает, что руководитель организации, физлицо или их представитель указывает свою должность, фамилию, имя, отчество, а также ставит подпись и дату ознакомления с решением.

Вместе с тем ни Налоговый кодекс РФ, ни данный Приказ ФНС России не предписывают, каким образом лицо должно быть ознакомлено с решением о проведении в отношении его выездной проверки. Минфин России отметил, что налогоплательщик может быть ознакомлен с соответствующим решением под подпись или иным способом. Например, решение может быть отправлено ему по почте заказным письмом с уведомлением.

Напомним, что в соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения проверки исчисляется со дня, когда вынесено решение о ее назначении. Таким образом, данный срок не зависит от даты ознакомления налогоплательщика с этим решением. Однако отметим: если инспекторы не предъявят решение о проведении проверки для ознакомления и служебные удостоверения, налогоплательщик вправе не пускать их на свою территорию (п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 91, подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Заблаговременно сообщать лицу о том, что в его отношении назначена выездная проверка, налоговые органы не обязаны, так как это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).

 

4. При смене в течение года места регистрации налогоплательщика с одного субъекта РФ на другой налог при УСН исчисляется по ставке, действующей на последний день налогового периода

Письмо Минфина России от 18.07.2012 N 03-11-06/2/88;

Письмо Минфина России от 09.07.2012 N 03-11-06/2/86.

 

Ставка налога, уплачиваемого при применении УСН с объектом "доходы минус расходы", составляет 15 процентов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков эта ставка может быть снижена до 5 процентов.

В рассматриваемых письмах Минфин России разъяснил следующую ситуацию. Организация, применяющая УСН, в течение календарного года изменяет свое местонахождение, в связи с чем снимается с налогового учета в одном субъекте РФ и регистрируется в другом. В данных субъектах установлены разные налоговые ставки. Финансовое ведомство отметило, что в этом случае применяется ставка, действующая на последний день налогового периода, за который в инспекцию подается декларация, в субъекте РФ по новому месту регистрации налогоплательщика.

Свою позицию ведомство аргументировало тем, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает применение одним налогоплательщиком в течение одного налогового периода нескольких ставок по единому налогу, уплачиваемому на УСН.

Минфин России отметил также, что ранее исчисленные и уплаченные в бюджет суммы авансовых платежей учитываются при расчете налога по итогам календарного года. Декларацию налогоплательщик подает по своему новому местонахождению.

 

5. Утверждены новые формы извещений об уплате авансового платежа акциза по алкогольной (спиртосодержащей) продукции и об освобождении от его уплаты

Приказ ФНС России от 14.06.2012 N ММВ-7-3/405@ "Об утверждении форм извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции и извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции и форматов их представления в электронном виде"

 

Производители алкогольной или спиртосодержащей продукции до закупки этилового спирта-сырца или до передачи этилового спирта-сырца структурному подразделению внутри организации обязаны уплачивать авансовый платеж акциза (п. 8 ст. 194 НК РФ). Извещение об уплате в четырех экземплярах (вместе с другими документами) необходимо подать в налоговый орган (п. 7 ст. 204 НК РФ). Производители алкогольной или спиртосодержащей продукции могут не уплачивать авансовый платеж, если представят в инспекцию банковскую гарантию и извещение об освобождении от его уплаты (п. 11 ст. 204 НК РФ). Напомним, что при наличии указанных извещений поставщики реализуют спирт по нулевой ставке, а производители алкогольной или спиртосодержащей продукции могут применить вычет при исчислении акциза (п. 4 ст. 193, п. 16 ст. 200 НК РФ).

ФНС России утверждены новые формы извещений об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции и об освобождении от его уплаты, а также форматы представления данных извещений. Это вызвано тем, что с 1 июля 2012 г. появилась возможность аннулировать и заменять данные извещения (п. 20 ст. 204 НК РФ), в связи с чем в формы введены дополнительные поля.

Так, в новых формах извещений теперь указываются налоговые периоды, в которых они действуют. Добавлены отдельные поля для порядкового номера замены извещения и регистрационного номера аннулированного, которые вносятся при представлении нового извещения об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза. При подаче первичных извещений в поле "порядковый номер замены извещения" вносится "000", а поле "регистрационный номер аннулированного извещения" заполнять не нужно.

Кроме того, внесено уточнение, согласно которому подписывающий извещение руководитель (уполномоченное лицо) организации-покупателя указывает отчество только при его наличии.

В новой форме извещения об освобождении от уплаты авансового платежа предусмотрены отдельные столбцы для даты выдачи банковской гарантии и даты начала ее действия (ранее эти сведения вносились в один столбец).

Новые формы и форматы извещений об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции и об освобождении от уплаты указанного платежа применяются с 12 августа 2012 г.

 
 
 

Комментарии

 

1. Освобождается ли от уплаты НДФЛ возмещение процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья, выплачиваемое работникам организацией, применяющей УСН с объектом "доходы"?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 02.07.2012 N 03-04-05/6-821;

Письмо Минфина России от 02.07.2012 N 03-04-06/9-190.

 

Комментарий:

Суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, не облагаются НДФЛ. При этом в п. 40 ст. 217 НК РФ есть условие применения данного освобождения: такие выплаты должны быть включены в расходы по налогу на прибыль.

Вместе с тем многие организации (предприниматели) применяют специальные налоговые режимы, в связи с чем не признаются плательщиками, в частности, налога на прибыль.

Минфин России рассмотрел ситуацию, когда компенсации процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья работникам выплачивает организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы", и пришел к выводу, что такие организации не могут применять п. 40 ст. 217 НК РФ к указанным суммам, поэтому данные выплаты облагаются НДФЛ. Исходит Минфин России из следующего. В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате, в частности, налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с отдельных доходов). При определении налоговой базы организации, применяющие УСН с объектом "доходы", не вправе учитывать какие-либо расходы. Аналогичные разъяснения были даны и ранее (Письмо Минфина России от 07.10.2010 N 03-04-06/6-246).

Исходя из логики финансового ведомства, порядок обложения НДФЛ сумм возмещения работникам процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья зависит от налогового режима, применяемого работодателем. Однако с таким толкованием норм Налогового кодекса РФ можно не согласиться.

В п. 1 ст. 3 НК РФ установлен принцип всеобщности и равенства налогообложения. Организация, применяющая УСН, является налоговым агентом по НДФЛ, также как и организация, находящаяся на общем режиме налогообложения (п. 1 ст. 226, п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Освобождение сумм рассматриваемых компенсаций работнику от уплаты НДФЛ предусмотрено именно в отношении доходов физлиц (ст. 217 НК РФ) и не должно зависеть от режима налогообложения работодателя. В противном случае физлица, которые работают в организациях, применяющих УСН, ставятся в неравное положение с лицами, которые трудятся в организациях, применяющих общий режим налогообложения.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26.04.2005 N 14324/04 рассматривал схожую ситуацию: освобождение от обложения НДФЛ сумм оплаты организацией, применяющей УСН, санаторно-курортных путевок работникам за счет чистого дохода. Дело в том, что п. 9 ст. 217 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г.) предусматривал освобождение от налогообложения компенсации стоимости путевок, выплачиваемой сотрудникам за счет средств, оставшихся в распоряжении работодателя после уплаты налога на прибыль. В этой связи существовал спор о том, вправе ли не удерживать НДФЛ с указанных сумм возмещения организации, которые находятся на спецрежимах (в том числе на УСН). Президиум ВАС РФ встал на сторону налогоплательщиков, подчеркнув, что в ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей.

Следует отметить, что позиция ВАС РФ была учтена на законодательном уровне. С 1 января 2008 г. новая редакция п. 9 ст. 217 НК РФ предусматривает применение освобождения в отношении компенсаций приобретаемых путевок для работников организаций, применяющих спецрежимы.

Кроме того, до отмены ЕСН в соответствии с подп. 17 п. 1 ст. 238 НК РФ данным налогом не облагались суммы возмещения работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилого помещения, включаемые в расходы по налогу на прибыль. База для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование совпадала с базой по ЕСН (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.). Основываясь на подп. 17 п. 1 ст. 238 НК РФ, Минфин России пришел к выводу, что организация, применяющая УСН, начислять пенсионные взносы на суммы указанных компенсаций не должна (Письмо от 05.05.2009 N 03-11-06/3/123). Отметим, что в данном случае финансовым ведомством рассматривался запрос организации, применявшей УСН с объектом "доходы минус расходы".

Таким образом, применение п. 40 ст. 217 НК РФ к суммам возмещения работникам процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья организацией, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы", вызовет претензии у контролирующих органов. Работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ. Кроме того, с налогового агента могут взыскать пени (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды). Правомерность неудержания НДФЛ с указанных сумм, скорее всего, придется отстаивать в суде. Учитывая позицию Президиума ВАС РФ, шансы на победу есть.

 

2. Необходимо ли представлять в инспекцию сведения о среднесписочной численности работников в случае их отсутствия?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 17.07.2012 N 03-02-07/1-178

 

Комментарий:

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ). Такие сведения подаются не позднее 20 января текущего года по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@, а рекомендации по ее заполнению приведены в Приложении к Письму ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@ (далее - рекомендации). Напомним, что за непредставление сведений в установленный срок взыскивается штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Финансовое ведомство указало, что исключений данная норма не предусматривает. Поэтому представлять такие сведения должны все налогоплательщики - даже те, у которых наемные работники отсутствуют.

Ранее Минфин России давал подобные разъяснения в отношении индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников (Письма от 03.02.2012 N 03-02-08/9, от 20.11.2008 N 03-02-08/24). Отметим, что отдельные арбитражные суды придерживаются такого же подхода. Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.05.2012 N А12-16770/2011 указал, что среднесписочная численность работников, подтвержденная соответствующей справкой, отнесена к показателям, влияющим на порядок исчисления налогов и применение различных режимов налогообложения. Сведения об отсутствии у предпринимателя работников относятся к информации, используемой налоговым органом в целях налогового контроля.

В то же время есть примеры судебных решений, в которых сделан противоположный вывод. Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 16.04.2012 N А09-6084/2011, проанализировав в совокупности абз. 2 и 3 п. 3 ст. 80 НК РФ, признал, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщиков, которые не являются работодателями (не имеют наемных работников), представлять в инспекцию сведения о среднесписочной численности несуществующих работников.

Как видно, рассматриваемый вопрос на практике вызывает споры. Во избежание претензий налоговых органов организациям и индивидуальным предпринимателям сведения о среднесписочной численности работников целесообразнее представлять в установленный срок - даже при отсутствии наемных работников.

В заключение отметим: по сообщению Минфина России (Письма от 20.03.2012 N 03-02-08/23, N 03-02-08/24), в настоящее время готовится проект приказа о внесении изменений в Приказ ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@, которым утверждена форма сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. И вопрос о том, могут ли предприниматели, не имеющие наемных работников, указанную форму не представлять, находится на рассмотрении. Это найдет отражение в рекомендациях по порядку заполнения указанной формы.

 
 
 

Судебное решение недели

 

Плательщик страховых взносов вправе получить отсрочку, несмотря на отсутствие нормативного акта, регулирующего ее предоставление

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2012 N А21-8311/2011

 

Предприниматель обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о предоставлении отсрочки уплаты страховых взносов сроком на шесть месяцев. Плательщик сослался на временную нетрудоспособность в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком. Учреждение ПФР отказало предпринимателю на том основании, что соответствующая процедура законодательно не урегулирована. Не согласившись с данным решением, плательщик страховых взносов обратился в суд.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию предпринимателя, аргументировав ее следующим образом. Согласно подп. 11 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные органы обязательного медицинского страхования" органы ПФР и ФСС РФ имеют право предоставлять отсрочку погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Таким образом, плательщик взносов вправе ходатайствовать о предоставлении отсрочки и доказывать необходимость удовлетворения этого ходатайства. Согласно указанному подпункту случаи и порядок предоставления отсрочки или рассрочки устанавливаются федеральным законом. До настоящего времени соответствующий нормативный акт не принят.

Однако, по мнению суда, это не может служить препятствием в реализации плательщиком гарантированного законом права. То есть сам по себе пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия органов государственной власти, не может быть основанием для отказа в предоставлении отсрочки уплаты страховых взносов. Более того, отсутствие нормативного акта, регулирующего предоставление отсрочки, не лишает соответствующий орган ПФР или ФСС РФ правомочия по принятию необходимых мер для ее предоставления. Следовательно, Фонд обязан был всесторонне рассмотреть заявление предпринимателя, а также оценить те обстоятельства, из-за которых он не может погасить задолженность по страховым взносам в срок.

Следует отметить, что суды и ранее приходили к аналогичным выводам (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 02.12.2011 N А68-1982/11 и ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2011 N А46-4289/2011). В частности, в Постановлении от 12.12.2011 N А46-1483/2011 ФАС Западно-Сибирского округа указал на то, что в такой ситуации территориальный орган ПФР может руководствоваться принципом аналогии закона и применять положения Налогового кодекса РФ в части предоставления отсрочки на уплату налогов и сборов.


Возврат к списку