Новости законодательства

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

12.04.2012

Новые документы для бухгалтера

КонсультантПлюсНовые документы для бухгалтера
Выпуск от 12.04.2012

Новости

 

1. Утверждена новая форма декларации по транспортному налогу

Приказ ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения"

Приказ Минфина России от 22.02.2012 N 29н "О признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2006 г. N 65н и от 19 декабря 2006 г. N 180н"

 

ФНС России издала Приказ от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@ (далее - Приказ), которым установлена новая форма декларации по транспортному налогу. Это обусловлено тем, что с 1 января 2011 г. вступила в силу редакция ст. 363.1 НК РФ с изменениями, внесенными Федеральны! м законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ. В соответствии с новой редакцией статьи с 1 января 2011 г. организациям - плательщикам транспортного налога не нужно подавать в налоговые органы расчеты авансовых платежей. Однако обязанность уплачивать ежеквартальные авансовые платежи у налогоплательщиков сохраняется (п. 2.1 ст. ! 362, п. 2 ст. 363 НК РФ). Кроме того, этим Законом в ст. 80 НК РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России.

Внесенные в бланк документа изменения носят в основном технический характер. Например, на титульном листе декларации теперь необходимо указывать соответствующий код в случае, если организация была ликвидирована или реорганизована.

В разд. 1 новой формы декларации отражается не только сумма налога, исчисленного к уплате или уменьшению, но и авансовые платежи за I, II и III кварталы (ранее вносились сведения о платежах за весь налоговый период).

Изменения внесены также в разд. 2 (расчет суммы налога по каждому транспортному средству): теперь все налогоплательщики должны указывать, в частности, экологический класс транспортного средства, количество лет, прошедших с года его выпуска, а в случаях установления дифференцированных нало! говых ставок с учетом срока полезного использования транспортных средств - количество полных месяцев владения транспортным средством в отчетном году (вместо срока использования, который проставлялся ранее). В этом разделе также указываются количество полных месяцев использования льготы и два коэффициента: Кв и Кл. Коэффициент ! Кв определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. Коэффициент Кл определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых предоставляется налоговая льгота, к числу месяцев в периоде. Значения обоих коэффициентов указываются в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.

Кроме того, утвержден новый формат представления декларации в электронном виде.

В соответствии с п. 2 Приказа декларацию по новой форме нужно подавать начиная с отчетности за 2012 г.

 

2. ФНС России разъяснила порядок заполнения и подачи заявления о регистрации ККТ

Письмо ФНС России от 21.03.2012 N АС-4-2/4767 "О рассмотрении обращения";

Письмо ФНС России от 03.04.2012 N АС-4-2/5537@ "О заполнении Заявления о регистрации контрольно-кассовой техники"

 

ФНС России рассмотрела наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся новой формы заявления о регистрации контрольно-кассовой техники (утв. Приказом ФНС России от 21.11.2011 N М! МВ-7-2/891@). Ведомство дало свои разъяснения как по общим вопросам заполнения и подачи заявления, так и по порядку заполнения его отдельных строк, выпустив два Письма: от 21.03.2012 N АС-4-2/4767 и от 03.04.2012 N АС-4-2/5537@.

В частности, ФНС России ответила на вопрос, нужно ли перерегистрировать контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) в налоговом органе в случае замены электронной контрольной ленты защищенной (далее - ЭКЛЗ). Форма заявления в редакции Приказа ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-2/891@ содержит сведения о регистрационном и заводском номерах ЭКЛЗ. Поэтому в данной ситуации пользователь обязан представить в налоговую инспекцию заявление о перерегистрации ККТ.

Если основанием для подачи заявления о перерегистрации ККТ являются несколько причин одновременно, следует подавать одно заявление с указанием всех этих причин.

Если же в процессе использования ККТ произошла замена марки-пломбы с одним номером на марку-пломбу с другим, но в результате регистрационные данные кассового аппарата не изменились, представлять заявление не требуется. Новая марка-пломба наклеивается, в частности, в паспорт ККТ. Однако при замене всего блока ЭКЛЗ заявление подавать нужно. В таком случае в поле "Регистрационный номер ЭКЛЗ" сотрудник налогового органа проставляет регистрационный номер устанавливаемого блока ЭКЛЗ.

Налоговое ведомство разъяснило, что пользователем ККТ может являться и организация, и индивидуальный предприниматель. Поэтому на странице 1 заявления в качестве пользователя не! нужно отражать данные сотрудника компании, непосредственно работающего на кассе: можно указать лицо, от имени которого подается документ. При этом в поле "наименование, Ф.И.О. пользователя" указывается полное наиме! нование организации, соответствующее наименованию в учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается), а в случае подачи заявления индивидуальным предпринимателем - его фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, согласно документу, удостоверяющему личность). Если заявление подписано руководителем организации, поле "Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя" на странице 1 заявления не заполняется.

В строке 050 разд. 1 заявления проставляется идентификационный знак кассового аппарата. ФНС России ответила на вопрос, могут ли налоговые органы отказать в регистрации на новог! о налогоплательщика ККТ, изготовленной до 2008 г. (т.е. до выхода Приказа Минпромэнерго России от 05.09.2007 N 352) и не имеющей идентификационного знака. Служба отметила, что ККТ, зарегистрированная в налоговом органе до вступления в силу этого Приказа, может не иметь идентификационного знака. Соответственно, в заявлении о перерегистрации или снятии с регистрации такой техники указывать серию и учетный номер идентификационного знака не требуется. Вместе с тем кассовая техника, представляемая на регистрацию в налоговом органе в настоящее время, должна соответствовать всем установленным требованиям, поэтому инспекция вправе отказать в регистрации ККТ в случае отсутствия идентификационного знака.

Идентификационный знак контрольно-кассовой техники в соответствии с упомянутым Приказом N 352 содержит, в частности, буквенное обозначение серии (не менее двух букв) и учетный номер (не менее пяти цифр). При вводе в автоматизированную систему налоговых органов реквизитов из заявления о регистрации ККТ предусмотрено указание от 7 до 20 разрядов в серии и учетном номере идентификационного знака ККТ. ФНС России сделала вывод, что инспекция не вправе отказать в регистрации ККТ на том ! основании, что идентификационный знак содержит более 12 знаков, а в бланке есть место только для 12 символов. К аналогичным выводам ведомство пришло относительно заполнения строки 070 (заводской номер ЭКЛЗ).

В строке 060 указывается номер паспорта кассового аппарата. ФНС России отметила, что до момента утверждения образца такого паспорта в заявлении отражается номер действующего па! спорта ККТ, а в случае отсутствия номера в графе "номер паспорта" проставляется прочерк.

 

3. При применении УСН материальные расходы можно учесть на дату подписания договора о переводе долга

Письмо Минфина России от 23.03.2012 N 03-11-06/2/45

 

При применении УСН расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При этом оплатой признается прекращение того обязательства приобретателя товаров, работ, услуг перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

В Минфин России обратилась применяющая УСН организация-генподрядчик, которая заключила договор перевода долга по оплате принятых субподрядных работ. Новый должник исполнил принятое на себя обязательство в следующем отчетном периоде. В связи с этим у организации возник вопрос: может ли она учесть в расходах стоимость приобретенных работ в том отчетном периоде, в котором был подписан договор перевода долга?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что затраты на приобретение работ производственного характера относятся к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). В целях исчисления налога, уплачиваемого в рамках УСН, материальные расходы признаются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 313 ГК РФ должник может возложить исполнение обязательства на третье лицо. Перевод долга возможен лишь с согласия кредитора (п. 1 ст. 391 ГК РФ). В случае заключения договора о переводе долга обязательство первоначального должника прекращается. Другими словами, в целях исчисления налога, уплачиваемого в рамках УСН, заключение данного договора следует рассматривать как иной способ погашения задолженности по оплате. Следовательно, стоимость принятых субподрядных работ можно учесть в расходах на дату подписания договора о переводе долга. При этом момент исполнения обязательств новым должником не имеет значения.

 

4. Для подтверждения основного вида деятельности документы в электронном виде страхователь сможет представлять в ФСС РФ только после 1 июля 2012 г.

Информация ФСС РФ "О представлении документов для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя в электронном виде"

 

В конце марта 2012 г. вступили в силу изменения, внесенные в Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (подробнее см. выпуск обзора от 07.03.2012). В частности, п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности (далее - Порядок) дополнен указанием на то, что документы для подтверждения основного вида деятельности страхователь может подавать не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.

В связи с этим ФСС РФ сообщил страхователям, что представление заявлений и иных документов в электронном виде осуществляется по правилам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 N 553. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.12.2011 N 2415-р обеспечить заявителю возможность подачи документов в электронном виде с использованием информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" федеральные органы исполнительной власти обязаны до 1 июля 2012 г. Следовательно, только после указанной даты страхователи по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве смогут подавать в ФСС РФ документы в электронном виде. Напомним, что в соответствии с п. 3 Порядка подтверждать основной вид деятельности работодатели обязаны ежегодно не позднее 15 апреля, поэтому в текущем году заявление и необходимые документы следует подавать на бумажных носителях.

 
 
 

Комментарии

 

1. Должен ли предприниматель, применяющий УСН, для освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц представлять в инспекцию документы, подтверждающие использование имущества в предпринимательской деятельности?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-11-11/67

 

Комментарий:

При применении УСН индивидуальными предпринимателями предусматривается освобождение их от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности (абз. 1 п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Как считает Минфин России, предприниматели должны документально подтверждать указанное право на освобождение. Вместе с тем финансовое ведомство отмечает, что законодательством РФ не установлен перечень документов, необходимых для подтверждения предпринимателями данного права. Поэтому основанием для освоб! ождения от уплаты налога на имущество физлиц могут являться документы, подтверждающие фактическое использование имущества в деятельности, в отношении которой в течение налогового периода применяется УСН.

Комплект таких документов зависит от характера использования имущества. Ими могут быть, например, договор с арендатором либо документы с указанием адреса конкретного помещения, в котором происходит прием-отпуск товаров или выполнение трудовых функций работников налогоплательщика. Подавать подтверждающие документы в инспекцию Минфин России рекомендует в такие сроки, чтобы налоговый орган успел своевременно исчислить сумму налога на имущество физических лиц и направить соответствующее уведомление налогоплательщику.

Подобную точку зрения уже высказывали и Минфин России (Письма от 04.05.2011 N 03-05-06-01/46, от 01.02.2010 N 03-05-04-01/06), и ФНС России (Письмо от 04.08.2010 N ШС-17-3/847).

Однако, как справедливо отметило финансовое ведомство, в гл. 26.2 НК РФ нет положений, предусматривающих обязанность индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, документально подтверждать право на освобождение от уплаты налога на имущество физлиц. О необходимости представления данными лицами в инспекцию каких-либо документов не сказано и в Законе РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". В соответствии с п. 1 ст. 5 и ст. 4 указанного закона льготные категории граждан самостоятельно представляют в налоговые органы необходимые документы. Однако в числе льготников не указаны предприниматели, применяющие УСН. Следовательно, требования налоговых органов о подтверждении такими предпринимателями права на освобождение от уплаты налога на имущество физлиц незаконно.

Арбитражные суды при решении рассматриваемого вопроса занимают позицию налогоплательщиков (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.04.2010 N А32-1886/2009-19/98, ФАС Центрального округа от 31.08.2009 N А64-6950/08).

Таким образом, предприниматели, применяющие УСН, не обязаны подтверждать право на освобождение от уплаты налога на имущество физлиц в отношении имущества, задействованного в предпринимательской деятельности. Однако в данном случае вряд ли удастся избежать возникновения спорной ситуации. Поэтому предпринимателю целесообразно уточнить в инспекции перечень необходимых документов и подать их в налоговый орган в срок, рекомендованный Минфином России, то есть с учетом времени, достаточного для исчисления налога на имущество физлиц и направления налогоплательщику соответствующего уведомления. Напомним, что уплатить данный налог нужно не позднее 1 ноября года, следующего за тем, за который исчислен налог, а уведомление о его уплате инспекция должна направить налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ, п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1).

 

2. Ограничивается ли размер вычета НДС по рекламным расходам, нормируемым для целей налога на прибыль?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 13.03.2012 N 03-07-11/68

 

Комментарий:

В Письме от 13.03.2012 N 03-07-11/68 Минфин России затронул вопрос о применении вычетов НДС по товарам и услугам, расходы на приобретение которых нормируются в целях налога на прибыль. Так, в указанном Письме рассмотрена проблема применения вычета НДС в отношении расходов на рекламу. Финансовое ведомство по-прежнему считает, что по любым нормируемым расходам НДС принимается к вычету в пределах установленных норм (см., например, Письма от 17.02.2011 N 03-07-11/35, от 06.11.2009 N 03-07-11/285).

Напомним, что указанная проблема возникла в 2002 г. из-за неоднозначности толкования п. 7 ст. 171 НК РФ. Абзац 1 данного пункта преду! сматривает вычет НДС по представительским и командировочным расходам. При этом в абз. 2 указано, что если в целях налога на прибыль расходы нормируются, то НДС по таким расходам подлежит вычету в размере, соответствующем установленным нормативам. Остается неясным, о каких именно затратах идет речь - о перечисленных в абз. 1 или обо всех нормируемых расходах (например, о расходах на рекламу).

До 2010 г. существовала противоречивая судебная практика по данному вопросу. Одни суды указывали, что НДС принимается к вычету по всем нормируемым расходам исходя из соответствующих норм (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2005 N А56-11749/04, ФАС Московского округа от 27.05.2005, 26.05.2005 N КА-А40/4502-05). Другие суды приходили к выводу, что абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ относится лишь к расходам, перечисленным в абз. 1 данного пункта (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.11.2005 N КА-А! 40/10907-05). В 2010 г. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 06.07.2010 N 2604/10 указал, что исходя из системного толкования п. 7 ст. 171 НК РФ в его взаимосвязи с положениями гл. 25 НК РФ в абз. 2 данного пункта речь идет о нормировании вычетов сумм НДС только по расходам на командировки и представительским расходам (напомним, что командировочные расходы нормировались до 2009 г.). Необходимо отметить, что такое толкование является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Это подтверждается сложившейся на данный момент судебной практикой (см., например, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 N 09АП-11881/2011-АК (Постановлением ФАС Московского округа от 13.09.2011 N А40-146018/10-118-860 оставлено без изменения), Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 N 18АП-9408/2010, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2011 N А60-38084/2011).

Таким образом, организация вправе принять к вычету НДС без учета норм, установленных в целях налога на прибыль, за исключением представительских расходов. Принимая во внимание позицию контролирующих органов, можно предположить, что данную точку зрения придется отстаивать в суде. При этом высоки шансы на положительный исход дела.

 
 
 

Судебное решение недели

 

Решение о привлечении к налоговой ответственности не может быть признано недействительным только на основании того, что акт проверки подписан лицом, не проводившим ее

(Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 N 12181/11)

 

Инспекция провела выездную проверку, по результатам которой приняла решение о привлечении организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Справку о проведенной проверке подписал инспектор, указанный в решении о проведении проверки. Впоследствии он уволился, и акт был составлен и подписан другим инспектором, причем соответствующие изменения в решение о проведении проверки внесены не были. Организация оспорила результаты проверки в суде, не ссылаясь, однако, на нарушение порядка их оформления.

Суд первой инстанции оставил требования организации без удовлетворения. Апелляционный суд отменил это решение, сославшись на нарушение процессуальных норм проведения проверки. Суд кассационной инстанции оставил решение апелляционного суда в силе, указав также на возможность суда проверять порядок соблюдения инспекцией процедуры проверки независимо от доводов сторон (п. 4 ст. 200 АПК РФ). Президиум ВАС РФ решения судов апелляционной и кассационной инс! танции отменил, оставив в силе решение суда первой инстанции, и обосновал свою позицию следующим образом. Основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Сам факт подписания акта проверки лицом, не проводившим ее, может указывать на нарушение требований внутреннего регламента, но не на нарушение существенных прав и законных интересов налогоплательщика. Организация ни в письменных возражениях на акт проверки, ни при оспаривании р! ешения не указывала на нарушение инспекцией процедуры рассмотрения материалов проверки и нарушение при этом своих прав. Президиум ВАС РФ обратил внимание и на то, что сроки проведения проверки, исчисляемые со дня вынесения решения о ее назначении до дня составления справки о ее проведении, не были нарушены (п. 8 ст. 89 НК РФ). Указанную справку подписал инспектор, который проводил проверку. Другой инспектор составил и подписал акт не в период проведения проверки, а значит, по существу порядок нарушен не был. Более того, право принять решение о привлечении к налоговой ответственности принадлежит не лицу, подписавшему акт проверки, а руководител! ю (заместителю руководителя) налогового органа (ст. 101 НК РФ).

Федеральные арбитражные суды уже приходили к подобным выводам. Они указывали, что сам факт подписания акта проверки не лицом, указанным в решении о ее проведении, а, в частности, руководителем отдела выездных проверок, не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов (Постановления ФАС Московского округа от 22.11.2011 N А41-34683/09, ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2010 N А66-5153/2006). Однако в судебной практике встречается и противоположная точка зрения, согласно которой объективные выводы об исполнении налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах может сделать только то должностное лицо, которое проводило проверку. Поэтому подписание акта другим лицом нарушает право организации на проведение и оформление результатов налоговой проверки в установленном законом порядке (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2010 N А58-7038/09, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 N А06-125/2011).


Возврат к списку