Новости законодательства

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

22.03.2012

Новые документы для бухгалтера


КонсультантПлюсНовые документы для бухгалтера
Выпуск от 22.03.2012

 

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Новости

 

1. В мае 2012 г. будет перенесено два выходных дня

Постановление Правительства РФ от 15.03.2012 N 201 "О внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 581"

 

Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 581 "О переносе выходных дней в 2012 году" предусматривает перенос выходного дня с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля.

Кроме того, в целях рационального использования выходных и нерабочих дней в соответствии со ст. 112 ТК РФ Правительство РФ приняло решение о дополнительном переносе следующих выходных дней в 2012 г.:

- с субботы 5 мая на понедельник 7 мая;

- с субботы 12 мая на вторник 8 мая.

Таким образом, в 2012 г. на Праздник Весны и Труда нерабочими будут дни с воскресенья 29 апреля по вторник 1 мая включительно, а на День Победы - с воскресенья 6 мая по среду 9 мая включительно.

 

2. Утверждена новая форма декларации по ЕНВД

Приказ ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@ "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, поряд! ка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронном виде";

Приказ Минфина России от 27.01.2012 N 14н "О признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации"

 

ФНС России Приказом от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@ (далее - Приказ) утвердила новую форму декларации по ЕНВД. Декларация по-прежнему состоит из титульного листа и трех разделов: в первом указывается сумма налога, во втором и третьем приводится расчет в целом по видам и месту осуществления деятельности, переведенной на ЕНВД, и за налоговый период. В новом бланке (на титульном листе) появились таблицы, в которых при реорганизации или ликвидации указываются коды форм реорганизации и ликвидации компании (или филиала), а также ИНН и КПП реорганизованной компании. Раздел 2 "Расчет суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" дополнен строками для указания кодов оказываемых услуг по ОКУН.

Декларация за истекший квартал представляется по месту постановки налогоплательщика на учет не позднее 20 числа п! ервого месяца следующего налогового периода (квартала). Если срок ее подачи выпадает на выходной или праздничный (нерабочий) день, он переносится на ближайший рабочий (п. 2.6 Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденного Приказом, далее - Порядок).

В Порядок также внесены изменения и уточнения. Например, в п. 2.7 указано, что возможно представление декларации на бумажном носителе с приложением съемного носителя, содержащего данные! в электронном виде установленного формата, или на бумажном носителе с использованием двумерного штрих-кода. Также отмечено, что при получении декларации по телекоммуникационным канал! ам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме в электронном виде (п. 2.8 Поря! дка).

Применять новую форму декларации налогоплательщики будут обязаны после оф! ициального опубликования документа. На данный момент он только прошел регистрацию в Минюсте России. Приказ Минфина России от 27.01.2012 N 14н, которым признана утратившей силу предыдущая форма декларации, также не прошел официального опубликования.

 

3. Правительство РФ установило порядок подачи консолидированной финансовой отчетности

Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 179 "О представлении годовой консолидированной финансовой отчетности"

 

Правительство РФ Постановлением от 03.03.2012 N 179 утвердило правила представления годовой консолидированной финансовой отчетности (далее - Правила), ведение которой регламентируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Помимо порядка представления указанной отчетности, Правила также предусматривают особенности ее подачи и публикации. Данные требования обязаны соблюдать страховые и иные организации (за исключением кредитных), ценные бумаги к! оторых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и других организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Согласно п. 3 Правил такие организации должны подавать указанную отчетность в Федеральную службу по финансовым рынкам в течение 120 дней после окончания года, по итогам которого она составлена. Отчетность направляется посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через Интернет в форме электронного документа, заверенного неквалифицированной электронной подписью. При ее составлении необходи! мо использовать программу, размещенную на официальном сайте ФСФР России (п. 4 Правил).

Организации, которые выполняют государственный оборонный заказ и отчетность которых содержит сведения, составляющие государственную тайну, представляют данную информацию на электронном носителе с помощью фельдъегерской связи. При этом в п. 5 Правил указано, что такие сведения заносятся на электронный носитель способом, не допускающим внесения в них изменений. В этом случае публикации подлежат только дан! ные, не составляющие государственную тайну. Остальная информация не публикуется.

Постановление вступает в силу 22 марта текущего года.

Напомним, что с 2011 г. в России применяются международные стандарты финансовой отчетности. Разъяснения к ним были введены Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н, который вступил в силу 20 декабря 2011 г.

 

4. Затраты на сертификацию покупных товаров можно учесть в расходах

Письмо Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-06/1/111

 

Организация заказала сторонней компании изготовление товаров. Произведенная продукция подлежит обязательной сертификации. Вправе ли заказчик учесть затраты на обязательную сертификацию данных товаров, если именно он является заявителем в органах сертификации?

В рассматриваемом Письме Минфин России указал, что обязательная сертификация - это одна из форм обязательного подтверждения соответствия продукции техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров! (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ). Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории России (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ).

Рассматриваемые затраты заявителя на обязательное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям учитываются в целях налога на прибыль, если расходы на сертификацию покупных товаров являются экономически оправданными (подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, в данном Письме финансовое ведомство разрешило учитывать затраты на сертификацию покупных товаров (продукции, изготовление которой заказано третьему лицу). Необходимо также обратить внимание на следующе! е. В Поста! новлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 N 09АП-2349/2009-АК (оставлено без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 11.06.2009 N КА-А40/5274-09) указано, что Налоговый кодекс РФ не разграничивает расходы на сертификацию:

- продукции, произведенной сторонними организациями;

- продукции, произведенной самим налогоплательщиком;

- продукции, приобретенной налогоплательщиком для реализации.

Следует отметить, что ранее Минфин России запрещал включать в расходы затраты на сертификацию товаров, произведенных сторонними организациями (см. Письмо от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96).

 

5. Единовременная выплата к отпуску учитывается в расходах

Письмо Минфина России от 29.02.2012 N 03-03-06/4/13

 

При предоставлении работнику ежегодного отпуска организация производит ему единовременную выплату. Данная выплата предусматривается коллективным договором и называется материальной помощью. Согласно п. 23 ст. 270 НК РФ расходы в виде материальной помощи работникам в целях налога на прибыль не учитываются. Подпадает ли рассматриваемая выплата под указанную норму?

Минфин России разъяснил, что к расходам на оплату труда относятся любые расходы, произведенные в пользу работника (кроме перечисленных в ст. 270 НК РФ), если они предусмотрены трудовым или коллективным договором. По мнению финансового ведомства, единовременная выплата работнику при предоставлении ему ежегодного отпуска является элементом системы оплаты труда и материальной помощью не признается в том случае, если она ! предусматривается коллективным договором, а также зависит от размера заработной платы и соблюдения трудовой дисциплины (то есть связана с выполнением физлицом его трудовой функции). При таких условиях она учитывается на основании п. 25 ст. 255 НК РФ как иные расходы в пользу работника, предусмотренные трудовым или коллективным договором. В данной ситуации не имеет значения тот факт, что в указанных документах единовременное поощрение называется материально! й помощью.

Следует отметить, что согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N ВАС-4350/10 материальная помощь к отпуску включается в расходы, если она предусмотрена коллективным договором и связана с исполнением трудовых функций. До принятия указанного Постановления Минфин России разъяснял, что такая выплата в расходах не учитывается (см. Письмо от 27.08.2009 N 03-03-06/1/549). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на! прибыль.

 
 
 

Комментарии

 

1. В какой момент у физлица - участника акционерного общества возникает доход при увеличении уставного капитала АО за счет нераспределенной прибыли прошлых лет?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 27.02.2012 N 03-04-05/3-227

 

Комментарий:

Акционерное общество вправе увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций АО или размещения дополнительных акций за счет своего имущества, в том числе за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (п. п. 1 и 5 ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), пп. "в" п. 4.3.2, п. 5.3.2 Приказа ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг").

Как считает Минфин России, дополнительно полученные акционером - физическим лицом акции образуют доход, облагаемый НДФЛ. Датой получения такого дохода признается дата внесения соответствующих сведений в реестр акционеров. Данный вывод сделан на основании следующих норм.

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды учитываются при определении базы по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 38, п. 1 ст. 211 НК РФ, ст. 128 ГК РФ к доходам в натуральной форме относится, в частности, полученное от организаций имущество (в том числе ценные бумаги). В соответствии с п. 19 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ только доходы участников, полученные от акционерных обществ при переоценке основных фондов (средств). Данное освобождение, по мнению Минфина ! России, не распространяется на случаи получения налогоплательщиками доходов при увеличении уставного капитала акционерного общества. В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на Определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2009 N 81-О-О (далее - Определение N 81-О-О).

Аналогичный подход был изложен в Письме Минфина России от 27.10.2011 N 03-04-06/4-287.

В комментируемом Письме финансовое ведомство также отметило, что согласно ст. 41 НК РФ доход - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме. В результате дополнительной эмиссии акций при увеличении уставного капитала АО за счет собственного имущества каждому акционеру бесплатно распределяются акции пропорционально количеству принадлежащих ему акций (п. 4 ст. 28 Закона N 208-ФЗ). Несмотря на то что доля участия каждого акционера в уставном капитале при этом не изменяется, соответственно полученным акциям увеличивается совокупный объем принадлежащих акционеру имущественных прав, закрепленных в ценных бумагах (например, права на получение дивидендов), а также стоимость имущества налогоплательщика в виде принадлежащих ему акций.

Следует отметить, что при увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций датой получения акционером - физическим лицом дохода в виде разницы между первоначальной и новой стоимостью долей в уставном капитале, по мнению Минфина России, признается день регистрации увеличения уставного капитала организации (Письмо от 26.05.2006 N 03-05-01-05/87).

Вместе с тем, если говорить о моменте возникновения дохода у акционера - физического лица при увеличении уставного капитала акционерного общества, то этот вопрос не был предметом рассмотрения в Определении N 81-О-О. Конституционный Суд РФ только признал, что акционеры должны уплачиват! ь НДФЛ в случае получения ими дополнительных акций в связи с увеличением уставного капитала акционерного общества за счет нераспределенной прибыли.

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК РФ). Участник общества не имеет права собственности на имущество созданной организации, но имеет по отношению к ней обязательственные права, удостоверяемые долей (п. 2 ст. 48 ГК РФ). При увеличении уставного капитала общества объем прав акционеров (владельцев обыкновенных акций) не изменяется. На основании п. 2 ст. 31 Закона N 208-ФЗ они могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, получать дивиден! ды, а в случае ликвидации общества - часть имущества общества. Доход владелец акций получает лишь при реализации своих прав. Следовательно, в момент регистрации увеличения уставного капитала общества у акционера не возникает экономической выгоды (ст. 41 НК РФ).

Некоторые арбитражные суды признавали, что такой вывод согласуется с положениями ст. 223 НК РФ, согласно которой дата фактического получения дохода, то есть дата появления объекта налогообложения, определяется, в частности, как день: выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме; передачи доходов в! натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме. См., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.03.2008 N А66-5098/2007. Подробнее см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

Что касается замечания Минфина России по поводу изменения объема прав акционера на получение дивидендов, то это никак не влияет на дату возникновения дохода при увеличении номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Дело в том, что дивиденды сами по себе признаются объектом обложения НДФЛ (подп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Таким образом, вопрос о моменте определения базы по НДФЛ в отношении доходов при увеличении уставного капитала АО за счет нераспределенной прибыли прошлых лет является спорным. Если следовать точке зрения Минфина России и при дополнительном размещении акций признавать такой доход на дату внесения соответствующих сведений в реестр акционеров, то акционерное общество будет являться налоговым агентом по НДФЛ. Удержать налог необходимо за счет любых денежных средств, выплачиваемых акционеру - физическому лицу (п. 4 ст. 226 НК РФ). При невозможности удержать налог налоговый агент должен письменно сообщить об этом налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета в течение одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства (п. 5 ст. 226 НК РФ). Если акционерное общество не исполнит обязанности налогового агента, то ! велика вероятность привлечения его к налоговой ответственности и тогда правомерность неудержания НДФЛ придется доказывать в суде.

 

2. Включается ли в целях налога на прибыль в лизинговый платеж выкупная стоимость имущества?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-06/1/71

 

Комментарий:

Минфин России рассмотрел вопрос о порядке учета в расходах лизинговых платежей в ситуации, когда графиком платежей предусмотрено перечисление:

- авансового платежа в размере 30 процентов первоначальной стоимости имущества;

- равномерных авансовых платежей;

- выкупного платежа.

Согласно договору имущество учитывается на балансе лизингодателя.

Финансовое ведомство разъяснило, что лизинговые платежи учитываются на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. Они признаются либо на дату расчетов в соответствии с договором, либо на дату предъявления лизингополучателю документов, служащих основанием для расчетов, либо на последнее число отчетного или налогового периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Минфин России пояснил, что 30-процентный авансовый платеж учитывается в том отчетном периоде, в котором он возник исходя из условий договора лизинга. А оставшиеся авансовые платежи признаются равномерно в течение срока их уплаты в соответствии с установленным графиком.

Относительно выкупного платежа Минфин России отметил следующее. Данные затраты являются расходами на приобретение амортизируемого имущества. Они учитываются посредством начисления амортизации после перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (ст. ст. 256 - 259.3 НК РФ).

Следует подчеркнуть, что подобную точку зрения о порядке учета выкупной цены предмета лизинга финансовое ведомство высказывает даже относительно случаев, если данная цена не выделена в договоре лизинга отдельно (см., например, Письма от 02.06.2010 N 03-03-06/1/368, от 04.03.2008 N 03-03-06/1/138). В названных Письмах министерство указывает на необходимость заключения дополнительного соглашения о размере выкупной цены и ведения раздельного учета платы за пользование предметом лизинга и выкупной цены.

По этому вопросу имеется судебная практика, которая заключается в следующем. Если в договоре лизинга выкупная цена не выделена, то лизингополучатель вправе включить в расходы лизинговые платежи в полном объеме на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. Объясняется это тем, что под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору за весь срок его действия, в том числе платежи за пользование имуществом! , а также его выкупная цена (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ). Поэтому выделять данную цену не обязательно. См., например, Постановления ФАС Московского округа от 26.11.2010 N КА-А40/15260-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.11.2010 N А53-7759/2010, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2011 N А42-3870/2011, Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 N А41-26359/10. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, лизингополучатель вправе включить в расходы лизинговые платежи в полном объеме на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, если в договоре выкупная цена имущества не выделена. В таком случае вероятность положительного исхода судебного спора с налоговыми органами достаточно велика.

 
 
 

Судебное решение недели

 

При определении размера процентов, учитываемых в расходах, сопоставимыми считаются условия обязательств, выданных кредитором

(65-6806/2011 Требование: О признании недействительным решения налогового органа о доначислении налогов, начислении пени и штрафов. Обстоятельства: Налоговый орган ссылается на: 1) Применение налогового вычета по НДС по эпизоду приобретения земельного участка, не являющегося объектом обложения НДС, и помещения; 2) Невключение приобретенных объектов недвижимости в состав основных средств при исчислении налога на имущество. Решение:! 0;Требование удовлетворено, поскольку: 1) Реальность сделок и расходы подтверждены, НДС уплачен в связи с его выделением продавцом; 2) Стоимость объектов основных средств в спорный период не была окончательно сформирована. Дополнительно: В решении также рассмотрен вопрос доначисления налога на прибыль." href="http://inok.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=3f4447&url=http%3A%2F%2Fmy.consultant.ru%2Fcabinet%2F%3Fmode%3Dstat%3Bclick%3Bd%3D2012-03-22%3Br%3Ddb%3Bs%3Dconsultant%3Bdst%3Dhttp%253A%252F%252Fwww.consultant.ru%252Fdocument%252Fcons_doc_APV_97876%252F&msgid=13323604020000000398" target=_blank>Постановление ФАС Поволжского округа от 07.02.2012 N А65-6806/2011)

 

Инспекция отказала компании в признании расходов по налогу на прибыль в виде процентов, уплаченных по банковским кредитам. По мнению налогового органа, их размер не соответствовал средней величине процентов по обязательствам компании. Компания оспорила данное решение через арбитражный суд.

Суды всех трех инстанций встали на сторону налогоплательщика, отметив следующее. В соответствии с положениями ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. Последние предполагают совпадение сроко! в и валюты обязательств, сходные объемы, аналогичные обеспечения. Содержание данной нормы не позволяет сделать однозначный вывод о том, что средний уровень процентов необходимо определять по кредитным обязательствам, полученным самим налогоплательщиком. Из письма банка, выдавшего кредит, следует, что уплаченные по нему проценты не превышают средний уровень процентной ставки по кредитным линиям, предоставляемым юридическим лицам на тех же условиях. Суды признали спорные долговые обязательства компании сопоставимыми с обязательствами других клиентов банка, а отказ в учете расходов - неправомерным.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.04.2011 N А65-5376/2010 и др. Однако существуют и противоположные решения (Постановления ФАС Уральского округа от 24.06.2011 N Ф09-3337/11-С2, от 16.07.2009 N Ф09-4885/09-С3), с которыми солидарен Минфин России (Письма от 19.06.2009 N 03-03-06/1/414, от 10.06.2009 N 03-03-06/1/393).

 

Возврат к списку