Новости законодательства
Новые документы для бухгалтера
КонсультантПлюс | Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 15.03.2012 |
Приказ Минфина России от 22.12.2011 N 184н "Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес"
Что касается самой формы заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, то помимо включения в нее полей для вновь введенных объектов несколько изменилась и ее структура. Так, появился титульный лист, на котором отражаются данные о налогоплательщике. Для указания сведений об игровых столах и игровых автоматах отведены отдельные листы (А и Б соответственно), а в лист В вносятся сведения о процессинговых центрах и пунктах приема ставок тотализаторов (букмекерских контор).
Рассматриваемый Приказ вступит в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на игорный бизнес (на момент подготовки материала опубликован не был). До официального утверждения Минфином России форм заявления о регистрации и свидетельства о постановке на учет ФНС России для регистрации вновь введенных объектов налогообложения нал! огом на игорный бизнес рекомендовала налогоплательщикам и налоговым органам использовать временные формы, приведенные в Письме от 20.12.2011 N ЕД-4-3/21748@. Отметим, что временная форма заявления о регистрации аналогична титульному листу и листу В (для отражения сведений о процессинговых центрах и пунктах приема ставок тотализаторов и букмекерских контор) утвержденн! ой Минфином России формы.
Письмо Минфина России от 21.02.2012 N 03-07-11/51
Нередко налогоплательщики заключают договоры, в силу которых оплата производится по курсу ЦБ РФ, увеличенному на определенный процент.
В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что в этом случае при отгрузке товаров база по НДС рассчитывается также исходя из курса ЦБ РФ без уч! ета процента, на который стороны сделки договорились увеличить установленный курс валюты. Финансовое ведомство отметило, что суммовые разницы в части НДС, возникающие у продавца при последующей оплате покупателем данных товаров, включаются во внереализационные доходы или расходы.
Письмо ФСС РФ от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395
В рассматриваемом Письме ФСС РФ разъяснил, как определяется размер штрафа при непредставлении расчета по форме-4 ФСС в части взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По мнению ведомства, он рассчитывается от суммы взносов, начисленной к уплате. При этом расходы на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенные страхователем за соответствующие месяцы отчетного периода, не учитываются. Фонд обращает внимание, что подобным образом штраф рассчитывается за правонарушения, совершенные после 1 января 2012 г.
Напомним, что до указанной даты размер санкции определялся исходя из суммы взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании несвоевременно поданного расчета. Минздравсоцразвития России в Письме от 22.02.2011 N 507-19 разъясняло, что штраф за нарушение ! сроков представления формы-4 ФСС (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н) в части взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исчисляется исходя из суммы взносов за вычетом расходов по выплате обязательного страхового обеспечения. Однако ФСС РФ придерживался иной точки зрения и указывал, что базу для начисления штрафа не нужно уменьшать на названные расходы (см. Письмо от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910). Подробнее об этом см. выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 27.10.2010.
Таким образом, новая редакция ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ зафиксировала порядок расчета штрафа, предлагаемый ФСС РФ. Возможно, данная поправка станет поводом для судебных споров. Как они будут - в случае возникновения - разрешаться, предсказать трудно.
Письмо Минфина России от 20.02.2012 N 03-05-05-01/11
Ведение бухучета предмета лизинга и формирование его остаточной стоимости регламентируются Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (утв. Приказом Минфина России 17.02.1997 N 15), а также ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). Из п. 7 Указаний следует, что если лизинговое имущество по условиям договора лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, то при возврате его лизингодателю остаточная стоимость на основании п! ервичного учетного документа лизингополучателя отражается по дебету счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Если при этом имущество возвращается с полностью погашенной стоимостью, то оно приходуется по условной оценке 1 руб. (с учетом деноминации). Такая стоимость и будет считаться базой для исчисления налога на имущество.
При прекращении использования имущества для лизинга его стоимость переносится с кредита счета 03 на счет 01 "Основные средства", если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01 (п. 7 Указаний).
Письмо Минфина России от 24.02.2012 N 03-11-06/2/33
Минфин России рассмотрел вопрос о возможности учета туроператором, применяющим УСН с объектом "доходы минус расходы", расходов на страхование гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) одной из форм финансового обеспечения туроператора является договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. Другая форма финансового обеспечения туроператора - банковская гарантия исполнения данных обязательств. Как указал Минфин России, туроператор вправе выбрать одну ! из этих форм обеспечения, следовательно, страхование его гражданской ответственности является добровольным. При этом согласно подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, могут учитывать расходы на все виды обязательного страхования, в том числе на обязательное страхование ответственности. На этом основании финансовое ведомство пришло к выводу, что расходы по договору страхования гражданской ответственности не уменьшают базу по единому! налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 25.06.2009 N 03-11-06/2/109, от 20.05.2009 N 03-11-09/179.
Однако возможно иное толкование норм законодательства: заключение договора страхования ответственности в случае выбора данной формы финансового обеспечения является для туроператора обязательным. Такой вывод можно аргументировать следующим образом.
Согласно п. 1 ст. 936 ГК РФ обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом (п. 3 указанной статьи).
Правовые отношения на туристском рынке регулирует Закон N 132-ФЗ. В соответствии со ст. 17.6 этого Закона объектом страхования ответственност! и туроператора являются его имущественные интересы, которые связаны с риском возникновения обязанности возместить туристам (иным заказчикам) реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Подлежащая выплате страховая сумма определяется по соглашению туроператора и страховщика, при этом она не может быть менее размера финансового обеспечения (ст. 17.6 Закона N 132-ФЗ). Согласно ст. 17.2 Закона N 132-ФЗ минимальная сумма обеспечения зависит от сферы туристской деятельности и от доходов, получаемых в результате реализации турпродукта. Условия договора обязательного страхования, указанные в ст! . 936 ГК РФ, предусмотрены гл. VII.1 Закона N 132-ФЗ.
Следовательно, если туроператор в качестве финансового обеспечения выбирает договор страхования ответственности, то для него такое страхование является обязательным и при применении УСН с объектом "доходы минус расходы" он вправе включить соответствующие затраты в состав расходов. Однако проверяющие органы, скорее всего, будут руководствоваться разъяснениями финансового ведомства и в признании таких расходов откажут.
Необходимо отметить, что если в качестве финансового обеспечения туроператор выберет банковскую гарантию, то претензий со стороны налоговых органов удастся избежать, так как выдача этой гарантии является банковской операцией (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Согласно подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ затраты, связанные с оплатой оказываемых кредитными организациями услуг, при исчислении единого налога включаются в расходы.
Письмо Минфина России от 14.02.2012 N 03-07-11/41
Организации заключили договор, в соответствии с которым исполнитель обязуется обеспечивать потребности заказчика в наличии свободных транспортных средств для перевозки грузов. Если в течение согласованного срока от заказчика не поступает заявок на перевозку, он обязан уплатить штраф. Исполнитель выставляет на суммы штрафных санкций счета-фактуры. Заказчик обратился в Минфин России с вопросом о разъяснении порядка обложения НДС указанных операций.
В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что суммы штрафов, полученные от заказчика за нарушение условий договора, включаются исполнителем услуг в базу по НДС на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. По мнению финансового ведомства, данные суммы относятся к денежным средствам, связанным с оплатой услуг. При получении этих сумм исполнитель обязан составить счет-фактуру только в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж (п. 18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правител! ьства РФ от 26.12.2011 N 1137). В такой ситуации НДС не должен предъявляться заказчику, а значит, у него нет оснований для вычета данного налога.
Следует отметить, что указанная точка зрения о порядке налогообложения сумм штрафов, полученных исполнителем, неоднократно высказывалась официальными органами (см., например, Письма Минфина России от 09.08.2011 N 03-07-11/214, от 04.07.2011 N 03-07-11/179, от 11.01.2011 N 03-07-11/01, от 16.08.2010 N 03-07-11/356).
По данному вопросу также сложилась обширная судебная практика, согласно которой исполнителю, получившему от заказчика суммы штрафов за нарушение условий договора, не нужно начислять на них НДС. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 05.02.2008 N 11144/07 посчитал полученную исполнителем неустойку не связанной с оплатой реализованных услуг. Аналогичные выводы содержатся, например, в Постановлениях ФАС Московского округа от 07.09.2011 N А40-144061/10-107-849, от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09. Дополнительные материалы см. в Энциклопед ии спорных ситуаций по НДС.
Таким образом, исполнитель, получивший от заказчика суммы штрафных санкций за нарушение договора, вправе не начислять на них НДС. Однако исполнителю необходимо быть готовым к возможным спорам с контролирующими органами. Учитывая сложившуюся судебную практику, шансы на положительный для налогоплательщика исход спора достаточно велики.
Суды трех инстанций признали решение инспекции неправомерным в силу следующего. В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Порядок их применения урегулирован ст. 172 НК РФ. При соблюдении указанных требований получение вычета при исчи! слении НДС правомерно. Довод инспекции о том, что реализация земельных участков не является объектом обложения НДС, суды во внимание не приняли.
Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.2011 N А45-17566/2010.